"Тенденции духовной жизни"
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме
Презентация к уроку Всеобщей истории в 11 классе ( по материалам учебника Н.В. Загладина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tendencii_duhovnoy_zhizni.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начало XX века было связано со значительным ростом многообразия течений и направлений в литературе, изобразительном, театральном искусстве. В среде творческой элиты усиливались настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению прошлого философского, историко-культурного наследия. Эти настроения отразили те реальности, которыми ознаменовалось наступление нового века.
Освальд Шпенглер (1880 -1936) Немецкий философ предрекал закат европейской культуры.
Арнольд Дж.Тойнби (1889 – 1975) Рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до надлома, упадка и умирания. Каждая сменявшаяся цивилизация опиралась на достижения предшествующих ей культур, достигала новых, более высоких рубежей развития.
Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992) Каждый этнос (народ) проходит несколько этапов в своём развитии – от возникновения, взлёта энергии (пассионарности) до упадка и исчезновения. При этом главным источником этногенеза (процесса зарождения и развития этносов) является взаимодействие этносов со средой их обитания.
Два направления в духовной жизни, в восприятии мира философской мыслью в первой половине XX века Иррационалистическое Рационалистическо-прагматическое
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) Поведение человека в значительной мере определяется неосознаваемыми им мотивами. Они могут выражаться на языке культуры, не воспринимаемом в рациональных категориях, будучи формой материализации психической энергии бессознательного. Грань между «нормальным» и «ненормальным» в культуре условна. Она определяется людьми, которые исходят из мнений, суждений, предрассудков, меняющихся с течением времени, неодинаковых в разных обществах.
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Именно в культуре находит выражение отношение человека к смыслу жизни, деятельности, добру и злу, справедливости и несправедливости, нормальности и ненормальности. Будучи порождением подсознательных мотивов человека, культура выступает по отношению к нему одновременно внешним и внутренним фактором. Это определяет возможность конфликта между осознанными стремлениями и внутренними ограничениями на их реализацию, такими как совесть, честь, достоинство.
Клод Леви-Строс (1908- Хотя человек применяет условные знаки, символы (буквы, цифры) сознательно, в сфере культуры человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума. А потому духовная культура в очень большой мере условна, построена на символах, иррациональных началах и понятиях.
Х. Ортега-и- Гассет (1889 – 1955) Утилитарный, материалистический подход к жизни, превращающий труд, производство и потребление в идеал и идола, уничтожает дух подлинной культуры. Её вытесняет суррогат, создаваемый для полуграмотных масс, вступающих в духовную жизнь, в то время как подлинная духовность и культура развиваются и помаются лишь немногими, элитой.
Джон Дьюи (1859 – 1952) Основоположник прагматического подхода к культурной жизни. Познание и творчество не более чем инструменты решения жизненных задач, позволяющие рационально организовать своё поведение. Когда человек добивается жизненного успеха он добивается гармонии с окружающим миром, получая от этого эстетическое наслаждение. Искусство в этой системе выступает как особая форма обобщения жизненного опыта, как форма разрешения личных проблем человека, плохо приспособленного к среде. Культура прошлого имеет лишь музейную ценность, если она не связана с повседневным, текущим опытом человека.
Своеобразными формами прагматизма в XX веке стало отношение к культуре, искусству как к инструментам достижения определённых идейно-политических целей. «Союз революционных художников» (Германия, 1931 – 1933) «Ассоциация революционных писателей и художников» (Франция, 1932 – 1935) «Революционный синдикат работников техники и искусства» (Мексика, 1910 – 1917) Характерная черта революционного искусства – обращение к конкретным, социальным проблемам общества, стремление быть понятым массами, звать их к действию.
Другим вариантом политического использования искусства была его обращенность к национальной идее . Восхваление славного прошлого , подлинной народности, обычно ассоциируемой с идиллическим изображением крестьянской темы, выступало формой компенсации неудовлетворенного или униженного национального самосознания, готовило духовную почву прихода к власти партий национального реванша.
Домашнее задание. п. 19, отв. на вопр. 1-5 документы стр.174-176 (анализ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"
Тест в формате ЕГЭ может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе по теме "Духовная сфера жизни общества"...
Урок обществознания "Духовная жизнь"
урок обществознания в 9 классе...
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)
Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....
Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"
Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...