Методическая разработка: «Формы и методы обучения на уроке обществознания»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Малина Елена Анатольевна

Урок носит комбинированный характер: сочетает объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Малина Елена Анатольевна

МБОУ Школа № 20

Саров

Методическая разработка «Формы и методы обучения на уроке обществознания» должна включать следующее:

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Содержание

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

Обществознание 10 класс

Тема: Мораль.

2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

личностные:

  • осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности;
  • навыки  грамотного  обсуждения  проблем  нравственного  сознания и нравственного поведения;
  • позиция социально обоснованной оценки нравственных   ситуаций и коллизий  во  взаимоотношениях  со  сверстниками  в  учеб- ном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими;
  • понимание связей между моралью и другими формами общественного сознания, роли морали в  истории  и  на  современном этапе общественной жизни;

метапредметные (УУД):

  • навыки рефлексии структурных особенностей морали, её рациональных и эмоциональных проявлений;
  • умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений;
  • позиция аргументированной оценки нравственно-этических ситуаций и моральных оснований поступков;
  • установка на понимание иной точки зрения и объективную оценку моральных мотиваций окружающих;
  • умение сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий, выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали;

предметные:

  • знание основных исторических этапов в развитии нравственного сознания человечества;
  • уяснение смыслового различия понятий «мораль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»;
  • умение приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;
  • навыки работы с информацией в таблицах.

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль тура личности».

Называть моральные категории.

Характеризовать  изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку

конкретных поступков людей и их отношений.  Иллюстрировать примерами

ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор.

3.

Этапы учебного занятия с описанием:

- учебных заданий,

- форм работы на разных этапах учебного занятия

Урок носит комбинированный характер: сочетает объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий.

Ход урока

Деятельность учителя

I. Что такое мораль?

-Определение морали

- Подходы  к происхождению морали

- 3 этических принципа морали

-Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III. Добро и зло

IV.  Нравственная культура личности.

-Определение нравственной культуры личности

-3 этапа формирования нравственной культуры

V. Заключение.

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно.  

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня остановимся более подробно.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”.

- План нашего урока вы видите на экране.

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока.

I. Что такое мораль?

Ребята, сформулируйте определение понятия  “мораль”?   Укажите ваше понимание морали.

Сравним с определением, которое дается в учебнике

Мораль –это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Следующий этап урока, делим класс на 4 группы

  1. группа  -  анализируют период древности
  2. группа  -  анализирует период средневековья
  3. группа  -  анализирует период нового времени
  4. группа  -  анализируют период новейшей истории

задание: используя текст параграфа и знания по истории каждой группе необходимо:

-проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;

-найти понятие нравственного  идеала для данного периода времени

-сформулировать понятие морали для данного периода

Учитель: мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.

II . Мораль и право

  • И так чем мораль отличается от права
  • Давайте вспомним,  что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

  • Что объединяет  понятия мораль и право, и что их отличает?

Задание: 

  • Когда впервые появляется мораль и когда право?  
  • Что было раньше и почему?
  • Что является общим, а в чем отличия

Выслушав  точку зрения учеников учитель делает вывод:  

Общим является:

  1. Мораль и право относится к социальным нормам;
  2. выступает мерой свободы в обществе;
  3. регулирует общественные отношения.

Отличия:

  1. Право возникает позже морали
  2. нормы морали добровольные,  а права обязательные
  3. мораль поддерживает общественные отношения  
  4. право регулирует отношения которые подконтрольны государству .

III. Добро и зло  - аргументы на 2 варианта

Метод «Дебаты». (устно 4 человека)

IV. Нравственная культура личности.

Работаем с учебником  учитель дает «шапку»  таблицы  (выводим на экран)

V. Заключение.

Давайте подведем итоги и проиллюстрируем конкретными примерами взаимосвязь морали и права.

1.Мораль возникла раньше права

2.Исходя из исторической ситуации меняется само понятие морали и нравственные идеалы, понятие добра и зла.

3.Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры

  • Формирование элементарной нравственности
  • Формирование конвенциональной нравственности
  • Формирование автономной нравственности

Учитель:

В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому стоит всегда задумываться о своих поступках, не забывать золотое правило нравственности.

Д/з  параграф 12, эссе на тему: «Высоконравственный  человек это ….»

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

 Самостоятельная работа с учебником, элементы метода «дебаты», домашнее задание  - эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"

В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"

Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...

Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».

Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и мето...