методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе в 8 классе »
методическая разработка по литературе (8 класс)
Урок литературы 8 класс. Формы и методы обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
методическая разработка
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе »
№ п/п | Обязательный элемент методической разработки | Баллы (max) |
1. | Тема учебного занятия с указанием класса | 1 |
2. | Предметные и метапредметные результаты обучения | 2 |
3. | Этапы учебного занятия с описанием:
| 6 |
4. | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания | 3 |
Итого: | 12 |
№ п/п Обязательный элемент методической разработки | |||
1. | Тема учебного занятия с указанием класса | А.С. Пушкин «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Урок литературы в 8 классе.
Тип урока: урок изучения нового материала УМК: Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Уровень обучения: базовый. | |
2. | Предметные и метапредметные результаты обучения | Цель: - раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина «19 октября» Планируемые результаты: Предметные: знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина А.С. к “лицейскому братству”, уметь анализировать стихотворный текст (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Метапредметные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя, воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения. Личностные: формировать интерес к изучению литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского литературного языка Воспитательные задачи: интерес к творчеству А. С. Пушкина, эстетический вкус, уважение к идеалам дружбы. | |
3. | Этапы учебного занятия с описанием:
| 1 этап: актуализация знаний -Дайте характеристику лирике как роду литературы. -Вспомните и назовите какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете? 2 этап: мотивация деятельности учащихся. -Ребята, как вы думаете, что ценил Пушкин в своих друзьях? (умение дружить) - А что такое «дружба» в вашем понимании? Работа с толковым словарем С.И.Ожегова: «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» Среди всех талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть особый – талант дружбы. -Кто наделил его этим талантом? С кем он был особенно дружен? Когда это произошло? 3. Целеполагание. - Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения? (да, это помогает понять произведение автора) - Сегодня мы с вами будем впервые знакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «19 октября» . - Какие вопросы могут возникнуть после прочтения названия стихотворения? (- Почему оно так названо? - Как связано это стихотворение с биографией Пушкина? - О чем оно? Какие мысли, чувства выразил в своем стихотворении великий поэт?) Видеоэкскурсия по Царскосельскому лицею (см.: https://www.youtube.com/watch?v=7Otmw071aLc 4. Работа по теме урока Слово учителя: А. С Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября». Пушкин прославляет лицейское братство, дружеский союз. Продуктивное чтение стихотворения учащимися с последующими заданиями: Задание 1: определите тема - лицейская дружба; жанр – лирическое послание; лирический герой – сам автор Задание 2: расположить верно композиционные части стих-я (даны в разброс)
Сообщение о лицейских друзьях А.С. Пушкина (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер). заранее подгот. уч-ся Задание 3: подобрать цитату из стих-я для картинки урока Например 1…Нам разный путь судьбой назначен строгой; 2….Друзья мои, прекрасен наш союз! 3. Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Групповая работа (карточки с фрагментами стихотворения) Найдите во фрагменте эпитеты, метафоры, риторические восклицания и обращения, анафоры, перифразы и определите их смысловую роль. 5. Рефлексия. Составьте синквейн о дружбе, друзьях.. (примеры) Дружба. Дружба.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора (сформулируй вопрос – ответ) -Почему стихотворение «19 октября» называют «гимном дружбы»? -Какую роль в жизни А.С.Пушкина играли друзья и дружба? Вывод: только тот, кто сам готов быть хорошим другом, может найти надежных друзей. 7.Домашнее задание: Подготовить выразительное стихотворения «19 октября» | |
4. | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания | Учитель оценивает работу руководителей групп с обязательным вербальным оцениванием деятельности групп на уроке. Руководители групп самостоятельно проводят взаимооценивание достижений учащихся в группе во время урока. Задание 1: стимулирующее оценивание Задание 2: взаимопроверка (образец на экране) Сообщение о лицейских друзьях А.С. Пушкина (заранее подгот. уч-ся) оценка информационного поиска, устный ответ Задание 3:развекрнутая словесная характеристика Синквейн: оценка индивидуальных творческих работ учащихся учителем. Приложение 1 «Прощальная песня воспитанников Царскосельского лицея» Дельвига, написанная на окончание Лицея: Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас! Друг на друге остановите Вы взор с прощальною слезой! Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу, с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде — да, неправде — нет, В несчастье — гордое терпенье, А в счастье — всем равно привет. Приложение 2 Крылатые выражения из стихотворения Пушкина «19 октября» 1825 года
Приложение 3 Цитаты о дружбе «Друзья – это ангелы, которые не дают нам упасть, когда наши крылья разучились летать», – Л. Митчелл. «Настоящий друг – тот, кто остается с вами тогда, когда от вас уходит весь мир», – У. Винчелл. . «Настоящий друг может встать у вас на пути только в одном случае – когда вы падаете», – А. Глазго. «Хороших друзей трудно найти, трудно потерять и невозможно забыть», – Г. Рэндольф. «Крепкая дружба наполняет душу новыми силами», – автор неизвестен. «Друг – это тот, кто знает вас таким, какой вы есть, понимает, откуда вы пришли, и при этом бережно помогает вам расти», – У. Шекспир. Приложение 4 Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы. Жанр - лирическое послание. Лирический герой - сам автор. Композиция состоит из следующих частей (описание своего состояния и настроения, обращение ко всем лицеистам, личное обращение к некоторым лицеистам, восхваление лицейского братства, размышление о будущем, обращение к последнему живому лицеисту). Настроение произведения - пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга. Лексика - разнообразная, ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба передать ощущение одиночества и грусти Активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие. Метафоры В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно и др Олицетворения Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д. Эпитеты А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни, сладкогласная гитара. Сравнения:
Гиперболы:
Оксюморон:
Рифма с ударением на второй слог. То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный. ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр Стихотворный размер - пятистопный ямб. | |
Итого: |
«Организация учебной деятельности по формированию УУД»
№ п/п | Обязательный элемент методической разработки | Баллы (max) |
1. | Тема учебного занятия с указанием класса | 1 |
2. | Перечень формируемых УУД | 2 |
3. | Учебные задания по формированию УУД | 4 |
4. | Формы организации учебной деятельности | 2 |
5. | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания | 3 |
Итого: | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"
Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...
Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и мето...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету». Учебное занятие по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» в иллюстрациях Т. Шишмарёвой и М. Полякова.
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»...