методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж электроники и приборостроения»
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
(методическая разработка)
Разработано преподавателем
социально-экономических дисциплин Клабуковой Т.В.
«Рассмотрено»
на заседании методической комиссии колледжа
Протокол №___
от «__»_______201__года
Председатель методической комиссии:
___________Т.В. Клабукова
Санкт – Петербург
Содержание.
Введение…………………………………………………………………… стр 3
1 часть. Активные методы обучения: виды и особенности применения…………………………………………………………………..стр 5
2 часть. Конспект занятия по теме: «Уголовное право. Смертная казнь»……..................................................................................................стр 11
Заключение…………………………………………………………………..стр 13
Библиография………………………………………………………………..стр 14
Введение.
«Будьте внимательны к своим мыслям,
они начало поступков»
Лао Цзы.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает преподавателя не на передачу информации, а на обучение поиску и обработки такой информации. Обработать информацию значит, в первую очередь её проанализировать, затем систематизировать и синтезировать. Но самое главное – на основе полученной информации сформулировать собственное суждение, сформировать свою точку зрения. Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать своё мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу.
Поэтому на уроках необходимо учить студента мыслить: анализировать, аргументировать, формулировать своё суждение.
Этому способствуют активные методы обучения – это формы организации работы на уроке, которые побуждают обучающихся активно мыслить и действовать.
Любое обучение начинается с мотивации. Простой способ усилить мотивацию – возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат.
Активные методики идеально подходят преподавателю, который думает не только о формальном «прохождении» учебной программы, но и о формировании междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков.
Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в деятельность обучающихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
1 часть. Активные методы обучения: виды и особенности применения.
Методы обучения – это формы организации работы обучающихся на уроке. На сегодняшний день, на первый план выходят активные методы обучения. Они будут актуальны на каждом этапе урока.
Например, на этапе мотивации удачно используются простые игры, примеры-демонстрации, опросники. В ходе объяснения новой темы интерес обучающихся поддерживается с помощью работы с текстом учебника, параллельных заданий, организации дискуссии, деловой игры. При закреплении учебного материала эффективно использовать игровые формы, обобщающие схемы.
Например, при самостоятельной работе обучающихся с текстом можно дать такое задание: найти и указать:
- Достоверные факты
- Недостоверные факты
- Ложные суждения
- Оценочные суждения
Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, повышают
учебную мотивацию, способствуют формированию междисциплинарных
интеллектуальных умений и навыков. Вместе с тем у преподавателя
возникают новые возможности оценивания.
Однако применение активных методов обучения может привести к определённым проблемам. Так минусами в данной работе являются:
- Не желание обучающихся заниматься традиционными формами.
- Может сложиться увлечение внешней стороной метода, при потере обучающего момента.
- Активные методы обучения – это хорошая возможность «затеряться» обучающимся, нежелающим участвовать в процессе обучения.
- К тому же в группе может оказаться «изгой», которого не примут ни в одну команду.
- При такой форме урока часто различные между собой идеи могут остаться равноценными, а многих обучающихся часто не устраивает многовариантность.
- Такие формы занятий не предусматривают тишину и у педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной.
- К тому же в групповой работе сложно оценить роль каждого.
В связи с этим можно сделать следующие рекомендации:
- Чередовать новые и обычные формы занятий, например – 1/3.
- Заранее подготовить кабинет. До начала занятия продумать возможные варианты развития, например, дискуссии, подготовить дополнительный материал. Заранее подумать о «сложных» учениках, подготовить для них индивидуальное задание.
- Для поддержания дисциплины во время занятия до начала деловой игры или дискуссии совместно со студентами выработать правила поведения, использовать вариант распределения ролей. В ходе занятия фиксировать этапы на доске, использовать различные формы предоставления слова. Очень важно строгое соблюдение речевого этикета, с этой целью до начала занятия нужно продумать совместно с обучающимися поощрения тех, кто соблюдает его и наказания для тех, кто пренебрегает этим.
И, конечно же, использование активных методов обучения необходимо соотносить с учебным процессом в целом.
Игры, которые можно использовать классному руководителю.
С начала организации группы необходимо создать условия для того, чтобы ребята узнали друг друга лучше. С этой целью можно на классном часу провести игру: «Все – некоторые – только я»: каждый обучающийся в свою очередь должен сказать данную фразу, дополнив её собственной особенностью. Например: «Все читают книги, некоторые любят только фантастику, и только я…». Таким образом, можно дать возможность сказать о себе что-то особенное, и лучше узнать друг друга.
В дальнейшем, с целью формирования коллектива можно провести игры, направленные на развитие доверия и эмпатии:
«Слепой и поводырь»
Полоса препятствий, которую нужно пройти вдвоем, при этом у одного из пары завязаны глаза.
«Зеркало»
Двое студентов встают лицами друг к другу, один делает движения, другой тут же должен подстроиться и максимально возможно делать зеркальное отражение данных движений.
«Опаздывающее зеркало»
Вариант, при котором второй в паре должен повторять движения, но через несколько секунд.
Другая игра, направленная на сплочение группы: «Постройтесь…(по дням рождения, и т.д.)».
На занятиях по обществознанию возможно использование такого метода как дискуссия.
Дискуссия – это упорядоченный обмен мнениями.
Для организации дискуссии необходимо:
- обеспечить необходимое пространство;
- разработать (вместе со студентами) правила (в которых оговорить поощрения тем, кто выполняет правила и наказания правонарушителям);
- начало дискуссии должно включать: объявление темы, определение проблемы – в виде рассказа (не более 500 слов), видео и т.д.;
- тему, подтему, тезисы необходимо записывать на доске;
- по ходу дискуссии необходимо её регулировать. Это возможно при помощи следующих методов:
- «голоса» - сделать карточки и раздать каждому обучающемуся равное количество, таким образом, у каждого будет равное количество возможностей выступить,
- «карточки-сигналы» - сделать разноцветные карточки: например: «красная» - согласен, «черная» - не согласен, «синяя» - прошу слова,
- «микрофон» - сделать символический жезл и ввести правило – говорит только тот, у кого «микрофон»,
- «роли» - распределить роли в каждой группе: аналитик, организатор, генератор идей и т.д.
Рекомендации педагогам.
- Убедиться, что каждый обучающийся понимает тему.
- Давать время на обдумывание.
- Держать дискуссию в одном русле.
- Давать краткие комментарии по ходу дискуссии.
В завершении дискуссии: обязательно обобщить информацию, поблагодарить студентов за участие, провести рефлексию.
Что касается оценок, то критерии оценивания работы студентов нужно объявить до начала дискуссии. Желательно критерии вывести на плакат или доску.
При оценивании можно руководствоваться следующими условиями:
- Можно не оценивать выступления, а давать конкретные задания.
- Оценивать только письменный материал.
- Ставить оценки только за яркие выступления.
- Давать отдельным студентам письменные задания во время дискуссии.
- Ставить оценки за коммуникативные навыки.
- Поощрять только активных студентов.
Гораздо эффективнее проводить и оценивать структурированные дискуссии. Например, «разговор по кругу» или «цепочка»: каждый студент выступает в свою очередь, ответ должен быть кратким (договориться о времени ответа заранее). Каждый студент сначала высказывается, по мнению предыдущего, затем высказывает собственную точку зрения. При такой организации дискуссии преподавателю хорошо иметь двух помощников: протоколист и хронометрист. Вариантом этой работы является дискуссия «по переписке»- та же работа, только все ответы даются письменно. В этом случае лучше организовать несколько кругов.
Ещё одним вариантом является «молчаливая дискуссия»: формируются группы из 4-5 человек, каждой группе даётся большой лист. Все студенты одновременно пишут на данном листе свою точку зрения по поднятой проблеме. Затем, студенты получают задание просмотреть все записи и на отдельных листах либо сделать анализ и вывод, либо выполнить на основе написанного задание преподавателя.
В случае, если до начала дискуссии по данной проблеме четко формируются две группы с противоположным мнением, то организуется диспут. От каждой группы выходит по очереди студент, каждый раз новый и пока все от группы не скажут, второй раз выходить нельзя. По ходу диспута внутри каждой из двух групп можно проводить обсуждение, определять очерёдность выступлений. Если кто-то из студентов поменяет своё мнение, он переходит в другую группу.
По окончании диспута студенты получают задание (которое оговаривается до начала работы): написать небольшое сочинение, в котором они должны перечислить основные доводы сторон, выразить своё мнение, отметить интересные аргументы.
Если учебный материал подразумевает использование иерархии ценностей, то по ходу дискуссии можно:
- выбрать наиболее важный вариант ответа;
- несколько самых важных и самых неважных положений;
- упорядочить все положения (критерий должен быть дан в инструкции).
В этом случае дискуссию можно организовать по следующей системе:
1 фаза: составить список положений, определить критерий.
1 фаза: каждый студент выполняет выше изложенные задания.
3 фаза: работа выполняется в малой группе (5-7 человек).
4 фаза: общее обсуждение.
5 фаза: обсуждение дискуссии.
Другим вариантом может быть «мозговой штурм». На первом этапе предлагается как можно больше ответов (принимаются любые, запрещается любая критика), все студенты записывают все ответы. На втором этапе идее принятие решения.
Ещё один вариант:
1 этап: генерация идей
2 этап: критика
3 этап: принятие решения.
Ту же работу можно провести письменно. Предложения записываются на отдельные листочки, далее происходит отбор.
На занятиях по дисциплинам социально-экономического цикла преподаватели используют работу студентов в микрогруппе (от 3 до 7 человек). Положительными моментами данной работы являются:
- развитие умения общаться
- развитие умения слушать
- развитие умения достигать взаимопонимания
- в работу вовлекаются почти все, присутствующие на занятии
- такая форма работы снимает страх у студента перед выражением своей точки зрения
- идёт взаимное обогащение идеями.
Однако такая работа имеет свои минусы – в ходе такой организации занятия выявляются пассивные и агрессивные студенты, которые откажутся от сотрудничества вообще или от конкретных студентов. Может быть, данные студенты боятся или не хотят работать самостоятельно. Так же в ходе обсуждения внутри группы могут быть оставлены без внимания какие-то идеи.
Факторами успешной работы будут:
- позитивная взаимозависимость (общая цель, общая награда, разделение ролей, задания);
- индивидуальная отчётность и персональная ответственность;
- текущий анализ того, как организуется работа в микрогруппе.
Принципы формирования группы.
- Варианты: по желанию студентов, по жребию, по указанию преподавателя.
- Идеально число 4 (но не более 7 человек).
- С теми, кто отказывается работать в группе, разобраться персонально, подбодрить, помочь, дать роль наблюдателя (специальное задание).
Распределение ролей может включать (в зависимости от задания):
- организатора
- протоколиста («хранитель материалов»)
- хронометриста («хранитель времени»)
- докладчика
- наблюдателя («хранитель правил»)
- связиста.
Начинать обучение в малых группах нужно с разговора, объяснения, переходить от простых заданий к сложным, на первых парах создавать ситуацию успеха. Для того, чтобы студенты привыкли к данной форме работы нужно практиковаться, анализировать с ребятами ход и результат работы, поощрять за помощь друг другу.
Дл активизации работы студентов на занятиях можно организовать различные игры: деловые, ролевые, имитационные тренинги, организационно-обучающие игры. По обществознанию это могут быть темы, связанные с поведением человека, с целью отработки определённых моделей поведения.
Каждая игра должна быть продумана и организована преподавателем. Вот пример:
Явление | Свобода передвижения |
Дидактические цели |
|
Признаки | Страны, границы, деньги, ограничения, органы. |
Игровая установка | Члены семьи оказались в трёх разных странах |
Игровой реквизит |
|
Модель пространства | 3 страны: А и Б рядом, В - дальше |
Роли |
|
Материальное обеспечение | Каждому играющему:
|
Игровые цели |
|
Примерный сценарий | 1 Деление на группы ( в В – больше) 2 Распределение реквизита (в анкете В – родственники за границей, политическая неблагонадёжность) 3 Вводная информация 4 Переезды 5 «народные восстания» в стране В |
Вопросы для первоначального обсуждения |
|
Усложнение сюжета | Помощь международной правозащитной организации. |
Конспект открытого урока по теме:
«Уголовное право. Смертная казнь».
Тип занятия: дискуссия.
Цель: Создать условия для формирования навыков рационального мышления, формулировки собственной точки зрения, умений излагать и аргументировать свою мысль.
УУД:
1. Метапредметные: формировать умения анализировать, делать выводы, аргументировать ответ.
2. Развивающие: сформулировать собственную точку зрения, рассмотрев многие варианты.
3. Воспитательные: воспитывать уважение к человеческой жизни.
Эпиграф к дискуссии (пишется на доске): «Из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная» Д. Ондрушек (словацкий психолог и педагог).
До начала занятия столы расставляются так, чтобы рассадить 4 группы.
В начале урока выступление преподавателя о форме, в которой будет проходить занятие, краткое сообщение о дискуссии.
Затем, совместно со студентами, вырабатываются и записываются на доске правила: (например)
- Слушать того, кто говорит
- Не перебивать
- Хочешь высказаться – подними карточку (руку)
- Критикуй идею, а не человека
- Нельзя смеяться друг над другом
- Начинать говорить со слов: «как сказал уважаемый предыдущий оратор…я же считаю…»
Затем следует договориться и установить поощрение и наказание за соблюдение или нарушение правил.
Объявить и вывести наглядно критерии оценки.
Дискуссия начинается с просмотра отрывка из фильма, снятого по произведению Ф. Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин рассуждает о смертной казни.
Затем объявляется тема (на доске), тему можно сформулировать в виде вопроса: Уголовное право. Смертная казнь: можно ли так поступать с человеком? Преподаватель предлагает каждому для себя ответить на вопрос: он «за» смертную казнь в России или «против». На столах стоят карточки:
- «Против»
- «Против, но…»
- «За, но…»
- «За».
Студенты определяются со своим первоначальным решением и распределяются по группам.
По ходу дискуссии идёт обсуждение высказанных мыслей, аргументация своих ответов, заслушиваются подготовленные заранее выступления. Студенты приводят такие доводы: «Против» - слова философа Ш-Л Монтескье: «Сила наказания не в жестокости, а в неотвратимости»; судебные ошибки: прежде, чем поймали серийного убийцу Чикатилло, казнили около 20 невиновных; смертная казнь – это узаконенное убийство и т.д. «За» - они отобрали жизнь, причинили горе, боль; зачем содержать нормальным людям этих «нелюдей».
По ходу дискуссии студенты могут менять свою точку зрения и пересаживаться за соответствующий стол.
Если в ходе занятия выявляются «молчуны», можно их посадить в середину, между группами и дать задание заполнить следующую форму (на оценку):
Аргументы, с которыми согласен | Аргументы, с которыми не согласен |
По ходу дискуссии нужно записывать на доске основные доводы.
В конце занятия студенты должны будут, на основании написанного на доске, сделать выводы.
По окончании дискуссии преподаватель благодарит за участие, отмечает заслуги каждого.
Рефлексия: студентам предлагают письменно ответить на вопросы:
- Довольны ли Вы дискуссией?
- Что было удачно?
- Что не удалось и почему?
- Какие разногласия и конфликты появились, как их решили?
- Все ли имели шанс принять участие в обсуждении?
Объявление оценок.
Заключение.
Современные граждане, с активной жизненной позицией, профессионально овладевающие новыми знаниями могут сформироваться только активными методами обучения, которые формируют умения собирать и обрабатывать информацию: анализировать, сравнивать, предлагать собственное решение проблемы.
Существует большое разнообразие активных методов обучения: от опросников и анкет до организации игр и дискуссий.
Данные методы формируют у обучающихся междисциплинарные интеллектуальные умения, развивают коммуникативные навыки.
При использовании активных методов обучения надо знать и учитывать особенности и сложности, которые могут возникнуть в ходе таких занятий. Существуют правила, выполнение которых позволит рационально организовать уроки с использованием таких методов.
Данная методика, применяемая преподавателем на занятиях, даёт более высокие результаты по формированию у студентов междисциплинарных умений и профессиональных компетенций.
Библиография.
- М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духанева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков. Педагогические технологии.: М., 2014.
- В.В. Давыдов. Теория развивающего обучения.: М., 1996.
- С.А. Дьячкова, В.В. Луховицкий. Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права.: М., Педагогический университет «Первое сентября»,2013.
- С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.: М., 1946.
- Д.Б. Эльконин. Психология игры.: М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках обществознания.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»
Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....
Применение активных методов обучения на уроках обществознания
Использование АМО на уроках обществознания в рамках ФГОС...