Методическая разработка: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая разработка «Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс» предусматривает цель показать возможные варианты применения современных форм и методов обучения на разных этапах урока с описанием учебных заданий, деятельности учащихся и форм оценивания в соответствии с ФГОС ООО на примере урока биологии в 6 классе. Данная методическая разработка предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
Тема: «Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы». 6 класс
Цели урока:
Образовательные:
формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.
изучить особенности корневых систем Однодольных и Двудольных растений;
расширить знания о функциях корней;
выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем - стержневую и мочковатую;
Развивающие:
развитие творческого и экологического мышления , монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
выделять главное в изучаемом материале;
давать сравнительную характеристику корневых систем разных растений;
Воспитательные:
осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения практической работы;
привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;
убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;
использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, работы с учебником),
наглядные (плакаты, слайды),
практическая работа (гербарные экземпляры),
организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом),
Оборудование:
таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»
гербарий - растения с разными типами корневых систем, пророщенные семена
компьютер, экран, проектор
проростки фасоли, гороха, пшеницы
Этапы урока | Временная реализация |
| 1 мин |
| 5 мин |
| 2 мин |
| 26 мин |
| 7 мин |
| 2 мин |
| 2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка знаний
Графический диктант по теме «Семя» (одна часть класса)
1.Семена образуются у всех растений на Земле.
2.Семена созревают в плодах.
3.Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.
4.Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.
5.Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.
6.Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.
7.Эндосперм содержит запас питательных
веществ.
8.В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.
9.В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.
10.В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.
КЛЮЧ К ДИКТАНТУ:
- + - + + - + + + +
-------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради.
Работа со схемами (другая часть класса)
Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». Должны правильно их собрать. Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.
3. МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Мы продолжаем изучать органы растений. Чтобы узнать какой орган будем изучать сегодня, послушайте загадку:
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы
Неустанно влагу пьют
Всем растениям жизнь дают.
Что это? (корни).
- О чем мы будем сегодня говорить? (о корне).
-Что мы уже знаем о корне? (это вегетативный орган растений, располагается под землёй, участвует в почвенном питании).
- А можно что-то ещё узнать? Предположите.
Сегодня мы и будем изучать строение корня, его значение для растения, узнаем какие бывают виды корней.
«Виды корней и типы корневых систем». Запишем тему урока в тетради.
План изучения темы:
1)функции корня;
2)виды корней;
3)типы корневых систем;
4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.
Сегодня на уроке мы познакомимся с корнем, как функциональной структурой растительного организма; узнаем новые биологические понятия
1.Корень – это вегетативный орган растений.
2.Значение корня.
Если бы корень мог говорить, он бы о себе сказал «Я – якорь, насос и сундук!»
- Подумайте, почему? (эти предметы и корень похожи своими функциями).
ЯКОРЬ – КОРЕНЬ – укрепляет растение в почве
НАСОС – КОРЕНЬ – обеспечивает почвенное питание
СУНДУК – КОРЕНЬ – накапливает запасные вещества
Записываем значение корня
Где вы ещё могли слышать слово “корень”?
Русский язык: корень – основная часть слова.
Математика: корень уравнения.
Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
2. Виды корней.
3.Виды корней.
- Обратите внимание, что лежит у вас на тарелочках? (проросшие семена)
- Какой орган пророс первым? (корень)
Корень, который прорастает первым, называется главный.
- Теперь посмотрите на рисунок «Виды корней». Главный корень растёт вертикально вниз.
- Есть ли ещё корни, кроме главного? Откуда они растут?
Корни, растущие от главного корня, называются боковые.
Корни, растущие от стебля, называются придаточные.
Схема.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки вверх-тянемся за знаниями
Руки назад-оставляем позади неудачи
Рывком вперед – забираем накопившийся опыт
Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.
Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.
4. Корневые системы.
Cовокупность всех корней растения образует корневую систему.
В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.
Они идут вглубь и вширь.
Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.
Типы корневых систем.
Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая.
Схема.
Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.
Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Отберите растения со стержневой корневой системой.
3. Отберите растения с мочковатой корневой системой
4. Заполните таблицу.
5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Вывод: |
Какие типы корневых систем различают?
Чем они отличаются?
Чем схожи?
- Закрепление изученного материала.
1.Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки (одна часть класса)
Ответы запишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | Б | Г | В | Д | Ж | Е |
Основные понятия | Определение понятий |
1.Корни | А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве |
2.Корневая система- | Б)система всех корней растений |
3.Главный корень | Г) корень, уходящий в почву глубже всех |
4.Боковые корни | В)- корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней |
5.Придаточные корни | Д) корни, отходящие по бокам от стебля |
6.Стержневая корневая система | Ж) система, состоящая из главного и боковых корней |
7.Мочковатая корневая система | Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней |
Оцените себя: Если справились без проблем- 5
Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3
2.Ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую и указать кратко функцию данной зоны (другая часть класса)
3. Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные (третья часть класса)
1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.
2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.
3.В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых. 4.Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.
5. Главный корень всегда отходит от стебля.
6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.
7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.
8.Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
6. Рефлексия
- Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
- Ребята, мы выполнили задачу урока?
- Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
Выберите понравившееся предложение и допишите его.
На уроке я узнал….
На уроке мне понравилось……
Мне было трудно………….
Теперь бы я хотел (а) еще узнать………
Похвалите себя!
7. Домашнее задание.
Обязательное
Творческое задание со свободным выбором:
- составить кроссворд;
- сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;
- Рассказ «подслушанный разговор» (участниками этого фантастического разговора могут быть растения с мочковатой и стержневой типами корневых систем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....
методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе в 8 классе »
Урок литературы 8 класс. Формы и методы обучения....
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...
Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс
Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...
Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по физике"
Методическая разработка по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания" 8 класс...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...