"Дебаты"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
СОГЛАСОВАНЫ методическим советом протокол от ______20__г. №___ | СОГЛАСОВАНЫ педагогическим советом протокол от_______№ __ | УТВЕРЖДЕНЫ приказом МБОУ«СОШ№1 с углублённым изучением отдельных предметов» от_______20__ г. №_____ |
Заместитель директора по УВР _____________________ «___»_________20_ г |
Программа внеурочной деятельности
Название - «Дебаты»
Направление ВД — образовательное событие
Возраст — 16-17 лет, класс — 10
Срок реализации — 1 год
ФИО автора адаптированная
ФИО руководителя программы — Л.А. Пешкова
Год разработки - 2019
Великий Устюг
2019
Пояснительная записка
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, ораторское искусство помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Работа клуба направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является одной из основных компетенций учащихся.
В современных условиях занятия старшеклассников в клубе являются большим вспомогательным средством социализации их в обществе.
Цель:
- интеллектуально развить подростков, воспитать досуговую культуру и развить коммуникативные умения учащихся.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием «дискуссионная культура»;
- сформировать начальные навыки составления дискуссионных сценариев и интеллектуальных программ;
- развить творческие, ораторские и организаторские способности обучающихся.
Содержание изучаемого курса
Являясь объектом гуманитарного сектора, ораторское искусство даёт возможность учащимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два раздела:
Первый раздел – «Теоретические основы» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения учащихся ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении на теоретическом уровне.
Второй раздел – «Практическое применение ораторских навыков» – даёт возможность применить на практике публичных выступлений те навыки, которые были получены на теоретическом уровне. Основными формами практических занятий являются:
- заседания дискуссионного клуба, где учащиеся, совместно с учителями, обсуждают текущую проблематику и волнующие темы современного общества;
- тренинги учащихся, приводящиеся в игровой форме конструирования публичных выступлений.
Обучение ораторского искусства опирается на опыт учащихся. Теоретические сведения, понятия даются с целью решения практических задач.
Ораторское искусство основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – учащиеся анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными методами и правилами публичного выступления.
Методы и приёмы преподавания
Особое место занимают специфические приёмы работы, а именно:
- анализ устных и письменных текстов (формирует группу умений, он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации – где, что, зачем и т.д.);
- постановочные задачи (эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации, в них обычно описываются близкие учащимся жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далёкие – роль публичного деятеля, оратора и т.д.);
- игры (содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя – кто веселее, смешнее расскажет, произнесёт скороговорку и т.д.)
Режим работы клуба: занятия проводятся 1 раза в неделю.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями о системе права своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат правового знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний в правовом пространстве отдельных личностей и общества в целом.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Понятие дискуссии | 1 |
2 | Методы ведения дискуссии | 1 |
3 | Методы ведения дискуссии | 1 |
4 | Методики проведения дискуссии: Американская система. | 1 |
5 | Методики проведения дискуссии: Американская система. | 1 |
6 | Методики проведения дискуссии: Американская система. | 1 |
7 | Методики проведения дискуссии: Британская система. | 1 |
8 | Методики проведения дискуссии: Британская система. | 1 |
9 | Методики проведения дискуссии: Система Карла Поппера. | 1 |
10 | Методики проведения дискуссии: Система Линкольна - Дугласа | 1 |
11 | Методики проведения дискуссии: Система Линкольна - Дугласа | 1 |
12 | Правила публичного выступления | 1 |
13 | Правила публичного выступления | 1 |
14 | Правила публичного выступления | 1 |
15 | Правила публичного выступления | 1 |
16 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
17 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
18 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
19 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
20 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
21 | Аргументация: методика и особенности применения на практике | 1 |
22 | Практическое занятие №1 «Современная молодежь: кто она?» | 1 |
23 | Практическое занятие №1 «Современная молодежь: кто она?» | 1 |
24 | Практическое занятие №2 «Глобальные проблемы современности» | 1 |
25 | Практическое занятие №2 «Глобальные проблемы современности» | 1 |
26 | Практическое занятие №3 «Проступок или преступление?» | 1 |
27 | Практическое занятие №3 «Проступок или преступление?» | 1 |
28 | Практическое занятие №4 «Можно ли научится тому, что не любишь?» | 1 |
29 | Практическое занятие №4 «Можно ли научится тому, что не любишь?» | 1 |
30 | Практическое занятие №5 «Физическое воспитание: проблема или необходимость?» | 1 |
31 | Практическое занятие №5 «Физическое воспитание: проблема или необходимость?» | 1 |
32 | Практическое занятие №6 «Школьная форма должна быть обязательной» | 1 |
33 | Практическое занятие №6 «Школьная форма должна быть обязательной» | 1 |
34 | Финальная игра | 1 |
Литература
1) Дебаты. Учебно-методическтй комплект. М., 2017
2) Гик. Е.Я. 1000 интеллектуальных игр. М., 2016
3) Поппер Карл. Учебгик игры «Дебаты». М., 2016
4) Шаталов. В.Ф.Соцветие талантов (часть первая). - М., 2017
5) Шипунов. С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация». – Москва, 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дебаты и школа XXI века
Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...
Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"
Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...
деловая игра "Дебаты"
Нааша школа сохраняет и укрепляет здоровье учащихся...
Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"
Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...
Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"
Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...
урок - дебаты. Идеальный транспорт существует.
разработка урока....
Технология:"Дебаты"
В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...