Мастер-класс 2023
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Аксенова Ирина Анатольевна

Мастер-класс 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx77.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС

на уроках обществознания».

Аксенова И.А.

учитель истории,

обществознания и права.


Цель: повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения их на различных этапах урока.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием «мотив» и «мотивация».
  • Дать представление о классификации мотивации.
  • Показать конкретные варианты проведения мотивации на разных этапах урока.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

(мотивация) «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров».

Л.С. Выготский.

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

П.Я.Гальперин

Тема нашего мастер-класса «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».

Для этого сегодня мы познакомимся с основными видами мотивации и

узнаем как применить ее в современном уроке.

В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны понимать что, как и зачем они делают на уроке. Должны не только уметь слушать собеседника, но и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, давать оценку своей деятельности и работе одноклассников.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (ФГОС НОО)

Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока – мотивацию.

Давайте вспомним : А что же такое мотивация?

Слово мотив происходит от (от лат. movere)

Мотив – побудительная причина действий, поступков человека,

которая направляет деятельность учеников.

Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Этап мотивации является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Зачем же нужна мотивация?

Предлагаем вам подумать и записать ответ на этот вопрос (2 мин)

Что такое Мотивация?

Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Зачитай те, что у Вас получилось.

Итак, мотивация имеет несколько видов .

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/03/24/k_605afa6f55b3f/576573_1.png

Приведите примеры положительной мотивации

Положительная мотивация проявляется

  • Через интерес ученика к изучаемому предмету.
  • Желание хорошо знать   предмет, чтобы учиться в вузе.
  • Стремление получить  одобрение одноклассников.
  • Выполнение обещания  перед родителями

Приведите примеры отрицательной мотивации

Отрицательная мотивация может возникнуть

  • Из-за желания быть лучше   (завышенная самооценка, самолюбие).
  • Страха перед родителями или учителем.
  • Боязни получить плохую отметку

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/03/24/k_605afa6f55b3f/576573_2.png

По ФГОС мотивация связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Мотивация к учебной деятельности.
Требования:

  • Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Универсальные учебные действия на этом этапе:

  • самоопределение, смыслообразование (Л)
  • целеполагание (Р)
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Мотивация - задача учителя

  • Одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.

То есть, учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом, и как это умение пригодиться им в будущем.

Мотивация может осуществляться на любом его этапе урока. И мы вам сейчас продемонстрируем некоторые приемы на примере интегрированного урока «Охрана окружающей среды»

Ход урока

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя)

Акс.: Уважаемые коллеги, посмотрите в окно: зима, засыпает природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательности и умиротворения в нашей работе.

  1. Итак мы переходим к этапу актуализации, где

1.Определяется тема урока.

2. Целеполагание.

3. Выявляются проблемы.

Приемы мотивации:


Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока и проблему урока (на слайде рисунок дерева с весами). Сложно, тогда прочтите эпиграф

Эпиграф. Кому угрожает опасность?

Вам.

Разве вы не видите, что перед вами весы,

на одной чаше которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность?

Виктор Гюго. «Человек, который смеется»

Итак, первый прием – это эпиграф


Второй прием - афоризм


Может этот афоризм подскажет тему (афоризм телевизионной передачи)

«Если люди вновь захотят стать обезьянами, им не хватит деревьев»


Третий прием - Стихотворение

Как это страшно – умиранье рода

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты, требует, защиты,

Она спасенья просит у людей. С.Островой


С.В.: 4 прием иллюстрации Как вы думаете, о чем говорят эти рисунки? (демонстрируются рисунки учащихся)


Вы правы, тема нашего урока «Охрана окружающей среды»


Этап формирования новых знаний

Цель этапа: создание проблемной ситуации, погружение в проблему.

«Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и чрезвычайно бурной производительной деятельности человечества»

В.А.Легасов

Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.

О какой проблеме пойдет речь?


Прием просмотр мультфильма «Смешарики»


Какую проблему поднимают герои этого мультфильма?

Экологические проблемы бывают не только глобальные, но и местного значения, и мы нашли их в нашем городе

Видеоряд представлен фотографиями: свалка мусора и промышленных отходов по дороге в г. Оболенск, свалки мусора вблизи магазинов, скопление транспорта, голые и съеденные короедом сосны, обгоревшие деревья.

Какие последствия нас ожидают, если пассивно наблюдать за происходящим, а вернее закрыть на все глаза.

Обсуждение.

Выхлопные газы автомобилей отравляют воздух, которым мы дышим.(Автомобили буквально все заполонили)

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. (слайд 14) На месте лесов появляются степи и пустыни.

Вокруг крупных городов не хватает места для свалок.

Выезжая на природу отдыхать, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Мусор и бытовые отходы быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются

Огромный вред наносят природе лесные пожары. Много лет надо, чтобы гарь снова покрылась зеленым ковром

Жук-короед, который может наносить не только экологический вред всей экосистеме, но и уничтожает редкие породы древесных культур, уже подкрался вплотную к нашей школе.

Вам понравилось то, что вы видели? Мы предлагаем вам подобрать к этим нарушениям статьи закона. (предоставляется раздаточный сатериал)

Прием – «Актуальность»

Узнали? Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где - нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова нанесут всякой дряни!(Вздыхает).»

Прошло более века, а эта проблема актуальна и на сегодняшний деньТрадиции живучи? Как вы думаете, с чем это связано?

Работа в группах.

(Мотивация) ситуация – с удивлением.

Задание. Сколько лет понадобится, чтобы выданные предметы разложились в почве? (соотнести предмет со сроком разложения).

На столах лотки с предметами и отдельно карточки с числом лет:

  • Алюминиевая банка - 500лет
  • Стеклянная банка или бутылка -1000лет
  • Пластмассовая бутылка -100 лет
  • Консервная банка- 10 лет
  • Стаканчик и пенопласта -50 лет
  • Батарейка-110лет
  • Полиэтиленовый пакет -200лет
  • Подгузник – 500 лет
  • Сигарета -10-12 лет

Проверка результатов.

Информация к размышлению: в год на одного человека приходится 380 -400 кг мусора и бытовых отходов.

Интеллектуальная разминка

В конце 10 века на основании «Закона Русского» объявлялись заповедными « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.

Как вы думаете, почему уже с 10 века, когда еще не существовала экологическая угроза, люди задумывались об охране природы?

В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей то природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно.

А какова ваша позиция? Мы предлагаем вам создать свой лозунг.

Посмотрите и определите, что означают эти знаки.

Знаки химической экологии

Заключительный этап. Творческий

Мы предлагаем вам сконструировать свой знак

« Создай природоохранные знаки». Работа в группах.

Задание 1 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать запрещающие знаки и прокомментировать их назначение.

Задание 2 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать разрешающие правоохранные знаки к теме «Охрана окружающей среды» и прокомментировать их назначение.

Этап рефлексии. Супер-блиц. Закончи высказывание.

  1. Мы рады слышать то с чем согласны, а учимся на том, с чем не согласны.
  2. Если мы чего то не имеем, значит мы этого не хотим.
  3. Все, что лежит перед тобой, все, что лежит за тобой – мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри тебя.
  4. Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.
  5. В мире есть только один человек, способный потянуть тебя на дно или вытянуть наверх – это ты сам.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении мы предлагаем вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаем взять голубой камушек и положить его на весы, а если это все вас не тронуло – белый.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Итоговое сочинение 2022-2023"

Презентация к мастер-классу содержит обновленные требования к итоговому сочинению...

Мастер -класс "Символ года 2023"

Учащиеся 8 класса провели мастер-класс ученикам 1-го класса по изготвлению игрушки- кролика, символа 2023 г....

Мастер-класс "Ассоциативный эксперимент при работе с учебным текстом" 2022-2023 уч.год

Мастер-класс направлен на упрощение с учебным текстовым материалом. Может быть полезен как учителям-словесникам, так и преподавателям других предметных областей. Это только одна из форм работы, но не ...

Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023

Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...

Мастер-класс по изготовлению Новогоднего подарка «Символ года 2023».

Мастер-класс по изготовлению Новогоднего подарка с сюрпризом в виде «Символа года 2023» предназначен для обучающихся 6-7 классов. Изготовление подарка для другого человека формирует у ребе...

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...