Мастер-класс для педагогов "Развитие фразовой речи у детей с ОВЗ посредством метода синквейн"
презентация к уроку на тему

Шевчук Людмила Викторовна

Мастер-класс для педагогов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Развитие фразовой речи у детей с ОВЗ посредством метода синквейн » Логопед-дефектолог Шевчук Л.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 40»

Слайд 2

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников. План проведения: I. Теоретическая часть: — Что такое «Синквейн». — Актуальность «Синквейна»; — Научная концепция и правила составления «Синквейна». II. Практическая часть: — Совместная работа с педагогами. — Обсуждение полученных результатов. III. Подведение итогов.

Слайд 3

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить . Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века. Критически мыслящие люди умеют: решать задачи; открыты для новых идей; умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми; умеют слушать собеседника; рассматривают проблемы с разных точек зрения; любознательны.

Слайд 4

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 5

Слово «Синквейн» происходит от французского слова « cin q »- пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Слайд 6

Правила составления синквейна : Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна . Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Слайд 7

Актуальность использования синквейна Во-первы х, это сравнительно новый метод – открывающая творческие интеллектуальные и речевые возможности; Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы. И в-шестых – имеет игровую направленность. Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Слайд 8

Составление синквейна по предметной картинке Что это? АПЕЛЬСИН 2. Подберите два слова-признака. - Какой апельсин? КРУГЛЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ. 3. Подберите три слова-действия. - Что делает апельсин? ВИСИТ. РАСТЕТ. ЗРЕЕТ. 4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Я люблю апельсин. 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин». ФРУКТ

Слайд 9

Пример синквейна: 1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. 5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Слайд 12

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская . Я любуюсь стройной . Дерево.

Слайд 13

Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка». Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки

Слайд 14

Зайчик. Лиса. Слабый, трусливый. Хитрая, наглая. Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила. Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо. Сказочный герой. Сказочный герой. Петух. Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Сказочный герой .

Слайд 15

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 16

ЛИСА Хитрая Наглая Обманула Обхитрила Выманила Лиса поступила плохо. Обманщица

Слайд 17

(пример использования компьютерных технологий при рассказывании сказки) Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса»

Слайд 18

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 19

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 20

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 21

Использование IT -технологий (сайты) для демонстрации сказок детям : Сказки Всем http://www.skazkivcem.com/skazki-suteeva/ciplenok-i-ytenok Азку.ру - развивающая онлайн-библиотека. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php МультХит.ру. http://multxit.ru/category/ckazki/ http://345-games.ru/category/skazki-dlya-detej/ Веселяндия- мультфильмы онлайн. http://coolmult.ru http://audioskazki.net/archives/5129 http://ollforkids.ru/skazkart/

Слайд 22

Результативность : Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов; Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова; Выработалась способность к анализу

Слайд 23

Практическая часть мастер-класса :

Слайд 24

длинная счастливая течет бежит учит Жизнь дана на добрые дела дорога ЖИЗНЬ

Слайд 25

сердце

Слайд 26

АКТУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ВОЛНУЕТ ОБЪЕДИНЯЕТ ДИСЦИПЛИНИРУЕТ На других посмотреть, да себя показать Опыт работы. МАСТЕР-КЛАСС Рефлексия

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...

Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...