Мастер-класс "Ассоциативный эксперимент при работе с учебным текстом" 2022-2023 уч.год
методическая разработка
Мастер-класс направлен на упрощение с учебным текстовым материалом. Может быть полезен как учителям-словесникам, так и преподавателям других предметных областей. Это только одна из форм работы, но не прямая инструкция к применению.
Данный мастер-класс был реализован в рамках конкурса "Учитель года".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Имена, имена, имена
В этой жизни звучат неслучайно
Как загадочна наша страна,
Так и имя – загадка и тайна.
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Что в имени тебе моём?» Уважаемые зрители, кому принадлежат эти слова? (Пушкин) Пушкин… Назовите, пожалуйста, свои ассоциации, которые у вас возникают ассоциации, когда вы слышите имя АС Пушкина? (ответы участников) Спасибо, что поделились своими мыслями. | Ответы зала Ответы зала |
Ассоциации – это наглядный способ доступа к языковому сознанию человека. Их часто применяют на мотивационном этапе урока. Сегодня я хочу познакомить вас с элементами АЭ как способом работы с учебным текстом. Ассоциативный эксперимент – прежде всего психологический метод исследования мотивации личности. Но он может быть интересен и нам, учителям-предметникам. Его можно использовать на различных этапах урока в разных вариациях. Этот приём помогает ученикам быстрее запоминать информацию, структурировать её и анализировать. Это весьма продуктивный метод работы с текстом. | |
Приглашаю для работы фокус-группу (3 человека). Поздороваться, представиться. | |
В течение обучения в школе ребята знакомятся с именами известных личностей и их биографиями. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Каким образом на своих уроках Вы работаете с биографией?» Но знание фактов жизни известного человека не должно сводиться к банальному пересказу или выписыванию тезисов, составлению плана. Как сделать эту работу не только интересной, но и ценностно-значимой? | ответы участников |
Ключевые национальные ценности скрыты в культурных концептах. Именно они формируют языковую картину мира обучающегося. Культурный концепт - это слово-символ, «свернутый текст», «сгусток культуры в сознании», который отражает национальное представление человека о мире. Изучение биографии выдающихся людей помогает в этом как нельзя лучше, а приём ассоциативного эксперимента делает эту работу интересной и доступной для обучающихся. Процедура эксперимента проста и состоит из трёх компонентов: 1. слово-стимул 2. время реакции 3. анализ полученных реакций. | |
Итак, приступим. Прошу фокус-группу пройти к доске. | Ответы участников |
Изображенная фигура - схема «концептосферы», которую нам предстоит вместе построить. Она может выглядеть по-разному: многоуровневый круг, пирамида, лестница…. Внутри неё (или в основе пирамиды)– ядро национального концепта (ценностное понятие). Чтобы выйти на него, используем слово-стимул. Сегодня это будет фамилия ЛОМОНОСОВ. На этом месте может быть любое другое имя. Для начала мы должны заполнить ассоциативное поле-1 (АП-1). Опорный вопрос для Ф-Г: Ломоносов - КТО ЭТО? Напиши 3 слова-реакции (существительных). У вас 30 секунд. Это поле - личный предшествующий опыт ученика. На данном этапе мы используем направленный асс.эксперимент. То есть мы ограничиваем реакции учащихся определенным вопросом, иначе говоря, частью речи. Вы можете выбрать критерий ограничения так, как вам удобно (по цвету-звуку-впечатлению и т.д.). Участники фокус-группы, назовите ваши ассоциации. | Фокус-группа пишет 3 асс на доске. ВРЕМЯ РАБОТЫ 30 секунд. Слушаю ответы. |
Теперь обратимся к традиционному линейному тексту. Уважаемая фокус-группа, у вас минутка, чтобы прочитать текст. Уважаемые зрители, перед Вами этот же текст. Я взяла текст из учебника литературы. Анализ учебников по различным предметам любого класса показывает, что каждый из нас, учителей-предметников, работает на своих уроках с текстовой информацией об известных личностях. Это может быть целый параграф, посвященный отдельному человеку. Или маленькая заметка об открытии ученого. Но неважно, большой это текст или маленький по объему – ученик должен из каждого что-то почерпнуть для себя. Жизнеописания некоторых великих людей встречаются в разных учебниках на разных предметах, примером является биография М.В.Ломоносова. Фокус-группа, вы закончили чтение текста? | Фокус-группа читает про себя. |
Теперь Ваша задача - записать опорные слова или словосочетания из текста в ассоциативное поле-2 (АП-2). Но условие – все они должны отвечать на вопрос «Что сделал Ломоносов?» В результате пройденных двух шагов, у каждого уже формируются свои поля восприятия. Одно было основано на личном жизненном опыте и знаниях (АП-1), другое – на общем учебном, полученном непосредственно на уроке в ходе ознакомления с текстом (АП-2). Участники фокус-группы, пожалуйста, прочтите, какие слова или с/соч вы записали? | Фокус-группа заполняет АП-2. Слушаю ответы |
Переходим к следующему этапу нашего эксперимента. На основе имеющейся информации из ассоциативных полей 1 и 2, вы должны охарактеризовать центральную фигуру (ЛОМОНОСОВ) через вопрос: «Какой это человек?». Заполните поле-3, используя оценочные прилагательные. Не ограничивайте свое воображение, давайте оценки Ломоносову и его деятельности. Любое знание, полученное обучающимся в школе, должно иметь прикладной характер и личностный результат. Перед каждым учителем-предметником стоит своя учебная задача, но у нас есть и общая педагогическая цель – это, прежде всего, воспитание духовно-нравственной личности, поэтому на 3 этапе мы уделяем внимание оценочной стороне. Ф-Г, назовите характеристики, которые Вы дали Ломоносову, опираясь на то, кто он и что сделал. | Фокус-группа заполняет АП-3 |
Работая сегодня над биографией исторического деятеля , мы не только изучили факты его жизни, но и сформировали нравственный ориентир для обучающихся и теперь имеем возможность даже выйти на национальный концепт. Для этого ставим перед учащимися вопрос уже воспитательного характера: Ломоносов – патриот? | |
Уважаемая фокус-группа, опираясь только на результат проделанной работы (глядя на слова-реакции из АП-1,2,3), попробуйте подготовить небольшой рассказ (буквально 3 предложения) об этой уникальной личности. Я предлагаю Вам сделать одно выступление от всех. Но самое важно – вы должны в своей речи ответить на поставленный проблемный вопрос: Ломоносов – патриот? Да или нет? Почему? Нужно ли Вам доп.время на подготовку? Или Вы можете ответить на вопрос о Ломоносове «с листа»? В данном случае «Патриот» – уже не просто слово, а ёмкий образ, характерный для русской культуры. К нему мы приводим детей через слово-стимул (ИМЯ выдающегося человека) и список полученных реакций.
Итак, уважаемые коллеги Ф-Г, время вышло, приглашаю вас рассказать о том, кто такой Ломоносов, какими качествами он обладает, но главное – сделать вывод – этот человек патриот своей Родины? Или прежде всего ученый.
| В случае необходимости свободного времени. Послушать результат работы группы (1 от всех) |
Изучение всех наук формирует картину мира обучающихся, их мировоззрение. Но в основе всего все-таки лежит языковая картина мира, так как любое знание строится на основе какого-либо текста. Суть метода состоит в том, что образное восприятие текста у каждого своё, историческая личность при этом – лишь пример отражения национального сознания (концепта). И у детей по окончании школы должно быть сформировано собственное суждение относительно того, на какие образцы им опираться во взрослой жизни. Темы для размышлений, предлагаемые ученикам, могут быть различны в зависимости от предметной области: Петр Первый – реформатор или разрушитель? Сахаров – диссидент или академик? Колумб – предприниматель? Магеллан – авантюрист? и т.д. | |
Пересказ биографии зачастую не оказывает обучающего действия, не трогает ученика, а потому знание остается «мертвым», но если на имя/фамилию, ребенок выдавал собственные эмоциональные реакции, пробовал давать оценку этому человеку, то текст как бы проходит сквозь него, и здесь уже невозможно оставаться равнодушным. Умение анализировать поступки людей, оценивать значимость их деятельности для страны и человечества формирует отношение ребенка к тем или иным событиям в мире, что является ведущей целевой задачей образования наряду с укреплением традиционных духовно-нравственных ценностей. Все они прописаны в Указе президента от 09.11.2022 г. Традиционные ценности - это наши нравственные ориентиры, передаваемые из поколения в поколение. | |
Завершить своё выступление хочется строками С.Маршака, с которых я начала своё выступление: И осыплется с веток листва, Не убавить уже, не прибавить. Имена ведь не просто слова, А почти воплощенная память. |
Коллеги, благодарю Вас за плодотворную работу на мастер-классе. Надеюсь, метод ассоциативного эксперимента будет полезен в вашей деятельности.
Желаю Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Памятка «Образец рабочего листа»
АП-1
АП-2
Ломоносов – Патриот? |
1. |
2. |
3. |
4. |
АП-3
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.
Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне близ Архангельска в семье крестьянина. За пять лет он прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки.
Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником, философом. Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил наличие атмосферы. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Впрочем, он и сам был, по верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Убежденный и самобытный сподвижник просвещения, Ломоносов пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
(по В. Пескову)
«Ассоциативный эксперимент как способ работы с учебным текстом»
Ассоциативный эксперимент – это психологический метод исследования мотивации личности на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте.
Чек-лист:
Практическая значимость: | ||
1. | развитие высших психических функций: быстрее запоминать информацию и качественнее её структурировать. | |
2. | развитие умения анализировать поступки людей, оценивать значимость их деятельности для страны и человечества в целом формирование мировоззренческой позицию ребенка, его отношение к тем или иным событиям в мире. | |
3. | Подготовка к успешной сдачи ГИА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные модели физических экспериментов как метод повышения учебной мотивации
Данная презентация -это выступление для НПК. В ней представлены возможности современных компьютерных технологий. Использование компьютерной интерактивной графики на уроках физики....
Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.
Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по учебной дисциплине Учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
Дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предполагает формирование у студентов ссузов системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к пр...
План учебно-воспитательной работы с учебной группой на 2020-2021 учебный год
ПЛАН учебно-воспитательной работы группы №42 «Столяр строительный» на 2020-2021 учебный год...