Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8 класс)
Методическая разработка - 30.03.2023
Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс. | 22.46 КБ |
Приложение | 151.36 КБ |
Презентация | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»
Айчанова М.Б.- 2023
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом, как одной из форм развития коммуникативных компетенций.
Задачи:
- познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом при формировании коммуникативных компетенций обучающихся;
- отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.
Оборудование:
- слайды презентация
- учебник Природа России 8 класс
- буклеты, бланки рефлексии
- памятки по ГП России
Ход мастер-класса
- Вступительная часть.
Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.
Что представляет собой этот термин?
Коммуникации — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
К навыкам коммуникативной компетенции относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей.
Признаки коммуникативного человека
1 - Они креативны
Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.
2 - Они наблюдательны
Согласно теории разума, они способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.
3 - Они организованы
Способны привести свои мысли в порядок, прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают.
4 - Учатся у профессионалов
Они концентрируют внимание на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы.
5 - Они уважают других
Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.
6 - Имеют высокую личную эффективность
Они воспринимают препятствие как вызов.
7 - Обладают эмоциональным интеллектом
Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.
8 - Они не боятся делать ошибки
Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.
9 - Практика, практика и еще раз практика
Есть люди, которые, кажется, имеют сверхъестественную способность к общению. Тем не менее, этот потенциал будет потрачен впустую, если не тренировать коммуникативные навыки. Немного упражнений никогда не помешает.
Школа – стартовое место для развития коммуникативной компетенции Среднее образование является фундаментом, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А.Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.
Практика показывает, обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ключевой единицей в школьном обучении становится текст. Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный становится объектом пристального внимания на каждом уроке.
Поэтому организация работы ученика с текстом учебника и текстом раздаточного материала является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.
С помощью работы с текстом школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.
Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами, и как следствие будет формировать их коммуникативные компетенции.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые коллеги, сейчас перейдём к практике. Нам предстоит подробнее познакомиться с одним из приёмов организации работы с учебным текстом, который направлен на развитие, формирование коммуникативных компетенций обучающихся. (приглашаются ученики 8 класса)
«Логическая цепочка» - упражнение, которое можно применять как при изучении нового материала (в сильных классах), так и при повторении, закреплении той или иной темы. Учитель говорит первое предложение. Любой ученик продолжает и начинает свою фразу с последних слов учителя или впоследствии ученика. Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Если «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала, то учитель должен выступать как связующее звено.
Пример:
«Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП.
ЭГП Индии удобно, т.к она омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешнеэкономических связей со многими странами. Страны-соседи Индии являются…и т.д.
Работа в группах: группа обучающихся 8 класса и группа учителей-предметников.
На столах: учебники 8 класса Природа России, памятки «Географическое положение России
Учитель объявляет тему занятия «Географическое положение России», просит открыть п.1 и в течение 10 минут предлагает группам работу с текстом параграфа. (можно воспользоваться памятками ГП и раздаточным материалом «Самое-самое..»)
Учитель называет первое предложение: «Тема нашего занятия «Географическое положение России». Продолжите…. Охарактеризовать ГП России предоставляется группе учеников…., группе учителей.
Характеристика выступлений групп. «+», «-».
Давайте воспользуемся ещё одним приёмом: Создание синквейна
Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
На слайде:
В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3-4 слова), 5 существительное (1 слово)
Например: География, 6 класс. Тема «Ветер». Используя предложенную картинку, составьте синквейн по заданным правилам.
Предполагаемый ответ. |
А нам необходимо подвести маленький итог теме нашего занятия в форме синквейна:
|
|
РЕФЛЕКСИЯ (раздаточный материал)
Уважаемые коллеги и ребята! Прошу вас оценить качество проведения данного мастер-класса. Удовлетворены ли вы
а) общей организацией мастер – класса (отлично – хорошо - удовлетворительно)
б) степенью новизны увиденного (услышанного) на мастер – классе (отлично – хорошо - удовлетворительно)
в) качеством содержания и степенью полезности материала (отлично – хорошо - удовлетворительно)
г) что особенно понравилось (буду использовать в своей работе)
д) вопросы (предложения, рекомендации, пожелания).
Школьников уходят.
Заключение
Важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.
При обучении коммуникативным компетенциям мы сами должны быть хорошими коммуникаторами. Невозможно эффективно передать эти знания, не являясь подходящим образцом для подражания.
Приложение 1
Памятка (ГП России 8-9 класс)
- Положение на материке, части света, граница между ними
- Океаны и моря, омывающие территорию России
- Страны-соседи
- Наименьшие и наибольшие протяженности границ
- Крайние точки
- Самое-самое… (объекты ГП)
Приложение 2
РЕФЛЕКСИЯ
Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»
Уважаемые коллеги !
Прошу вас оценить качество проведения данного мастер-класса.
№ | Критерии | Оценка (3, 4, 5), предложения |
1 | общая организация мастер-класса |
|
2 | степенью новизны увиденного (услышанного) на мастер-классе |
|
3 | качество содержания и степень полезности материала |
|
4 | что особенно понравилось (буду использовать в своей работе) |
|
5 | вопросы (предложения, рекомендации, пожелания) |
|
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Форма урока: игра «Марафон».
Оборудование: карточки с заданиями, маршрутные листы, физическая и политическая карта России, мультимедийный проектор.
ХОД ИГРЫ
1. Введение:
Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок прибыли эксперты Российской Академии Наук отделения «Гидрографии России». Эксперты приготовили задания для Вас, чтобы оценивать ваши знания. Перед началом, вам выдадут маршрутные листы, после прохождения каждой станции, эксперты ставят оценку и количество баллов за выполненные задания. На учебных столах названия станций и номера экспертов. На доске расположены две географические карты: «Физическая карта России» и «Политическая карта России».
Эксперт № 1 на станции «Научный метод», где вам предлагается пройти тест из 2 вариантах, которые содержат по 8 вопросов. В каждом вопросе предлагается 4 ответа, но только 1 ответ верный. За каждый верный ответ, вы можете получить по 1 баллу. После, баллы суммируются, и выставляется отметка эксперта.
Эксперт № 2 на станции «Анаграмма»
На данной станции вам необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось название озера или реки. После того, как вы разгадаете, какие объекты были зашифрованы, необходимо вспомнить, в какие океаны они впадают или разгаданные объекты являются бессточными водоемами.
Эксперт № 3 на станции «Без ошибок»
Задание на данной станции заключается в том, чтобы узнать определения, их будет по пять в 2-х вариантах. За каждый верный ответ, вы можете получить по 1 баллу. После баллы суммируются, и выставляется отметка эксперта.
Эксперт № 4 на станции «Дешифровка»
Задание состоит в том, чтобы найти географическую ошибку в предложениях и дать верный ответ. За каждый верный ответ, вы можете получить по 1 баллу. После баллы суммируются, и выставляется отметка эксперта
Эксперт № 5 на станции «Разгадай-ка»
Вам предлагается расшифровать рисунки, назвать географические объекты или рассказать о природном явлении.
Эксперт № 6 на станции «Навигатор»
Как вы знаете, навигатор используется в автомобилях такси, чтобы найти объект на карте и проехать к нужному адресу. Вы же будете выступать навигатором для эксперта, который задаст 10 объектов, которые вы найдете на карте, правильно показав их.
Эксперт № 7 на станции «Головоломка»
Предлагается таблица с набором букв. В таблице необходимо найти название рек и озер России, вычеркнуть их, при этом помнить, что слова пересекаются под прямым углом, одна и та же буква не используется два раза.
Станция первая - «Научный метод», эксперт № 1.
Задание: пройти тест из 2 вариантах, которые содержат по 8 вопросов. В каждом вопросе предлагается 4 ответа, но только 1 ответ верный. За каждый верный ответ, вы можете получить по 1 баллу. После, баллы суммируются, и выставляется отметка эксперта.
Вариант №1
1) Сколько морей омывает берега России?
А) 12 Б) 13
В) 10 Г) 14
2) Самое мелководное море в Северном Ледовитом океане?
А) Белое Б) Баренцево
В) Восточно-Сибирское Г) Охотское
3) Какое море не замерзает?
А) Белое Б) Баренцево
В) Восточно-Сибирское Г) Охотское
4) Какое море знаменито высокими приливами?
А) Балтийское Б) Азовское
В) Белое Г) Охотское
5) Какое море является самым пресным морем на планете?
А) Балтийское Б) Баренцево
В) Восточно-Сибирское Г) Охотское
6) Какое море является самым мелководным?
А) Балтийское Б) Азовское
В) Белое Г) Охотское
7) В каком море обитает кефаль?
А) Балтийское Б) Охотское
В) Черное Г) Белое
8) Какое море в глубоких слоях имеет такой газ как сероводород?
А) Балтийское Б) Охотское
В) Черное Г) Белое
Вариант № 2
1) Какое количество океанов омывают берега России?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
2) Назовите море, которое расположено внутри материка и не имеет связь ни с одним океаном?
А) Баренцево Б) Балтийское
В) Черное Г) Каспийское
3) Какие реки не имеют связь с океаном?
А) Волга, Урал, Терек
Б) Нева, Волга, Кубань
В) Волга, Нева, Урал
4) Какую часть страны называют «озерным краем»?
А) Вологодская область
Б) Волгоградская область
В) Мурманская область
Г) республика Карелия
5) Как называется водоем, созданный человеком для себя?
А) искусственным озером
Б) водохранилищем
В) естественным озером
6) Как называется водоем, в котором соседствует вода, влаголюбивая растительность, слой торфа?
А) губа Б) река
В) озеро Г) болото
7) Как называется верхний слой земной коры, имеющий круглогодичные отрицательные температуры?
А) многолетняя мерзлота
Б) термокарст
В) болота
8) Вытаивание подземного льда или оттаивание мерзлотного грунта, сопровождающееся просадкой и провалами верхних слоев грунта называется…
А) многолетняя мерзлота
Б) термокарст
В) болота
Станция вторая «Анаграмма», эксперт № 2
Задание: на данной станции необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось название озера или реки. После того, как вы разгадаете, какие объекты были зашифрованы, необходимо вспомнить, в какие океаны они впадают или разгаданные объекты являются бессточными водоемами.
Вариант 1
- агиунср
- малкоы
- абанра
- дырьына
- такчамка
Вариант 2
- чыдавге
- скаунутг
- айтрым
- навди
- дидецавем
Вариант 3
- пренд
- сейнеи
- ранага
- тыриш
- нокьту
Вариант 4
- езьмне
- мивти
- каблай
- нигирикад
- нале
Задание на станции № 3 «Без ошибок»: узнать зашифрованные определения.
- вариант
- Расстояние вдоль реки от истока до ее устья называется…?
- Территория, на которой находится речная сеть, в которую поступают поверхностные и подземные воды, называется…?
- Поступление воды в реку из различных источников называется…?
- Наивысший уровень воды в реке называется…?
- Быстрое и нерегулярное повышение уровня и увеличение количества воды в русле реки называется…?
2 вариант
- Летом господствует жаркая погода, единственный источник питания рек – подземные воды. Период, когда в русле реки находится минимальное количество воды, называется…?
- Значительные участки поверхности суши, с которых вода не поступает в Мировой океан, называется…?
- Регулярные (суточные, сезонные, годовые) изменения в состоянии реки называется…?
- Замкнутый водоём, не имеющий прямой связи с океаном, называется…?
- Природное ископаемое, которое образуется в результате неполного разложения остатков отмершей травянистой болотной растительности, называется?
Эксперт № 4 на станции «Дешифровка».
Задание состоит в том, чтобы найти географическую ошибку в предложениях и дать верный ответ. За каждый верный ответ, вы можете получить по 1 баллу. После баллы суммируются, и выставляется отметка эксперта
Вариант № 1.
- Озером называется заполненное водой, крупное естественное понижение земной поверхности. Солеными озерами являются в России Эльтон и Ладожское.
- Водохранилища создаются для накопления в них воды в период паводка и последующего ее использования в разнообразных хозяйственных целях.
- В отличие от межени, половодье и паводок могут формироваться в любое время года, а продолжительность их меньше.
- В Северный ледовитый океан впадают такие реки, как: Обь, Иртыш, Лена, Яна, Волга, Северная Двина, Днепр, Печора.
- В бассейн Тихого океана входят моря: Балтийское, Черное, Аральское, Азовское.
Вариант № 2.
- Низинные болота имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа.
- Если на верховых болотах растет только мох, то можно ходить без опасения. Данное растение указывает на большую мощность торфа, который выдерживает вес взрослого человека.
- Торф верховых болот используется в качестве топлива для электростанций.
- В Росси находится самое большое по площади озеро мира – Байкал, а самое большое по объему пресной воды и глубокое Ладожское.
- Высота, выше которой температура воздуха не поднимается выше 00 С, называется полюсом холода.
Эксперт № 5 на станции «Разгадай-ка».
Вам предлагается расшифровать рисунки, назвать географические объекты или рассказать о природном явлении.
Вариант 1
Вариант 2
Эксперт № 6 на станции «Навигатор».
Как вы знаете, навигатор используется в автомобилях такси, чтобы найти объект на карте и проехать к нужному адресу. Вы же будете выступать навигатором для эксперта, который задаст 10 объектов, которые вы найдете на карте, правильно показав их.
Реки России: Волхов, Онега, Мезень, Северная Двина, Печора, Ока, Дон, Кама, Белая, Урал, Кубань, Терек, Десна, Тобол, Тура, Иртыш, Северная Сосьва, Обь, Уса, Пур, Таз, Енисей, Кеть, Бия, Катунь, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгусска, Котуй, Хатанга, Хета, Оленек, Вилюй, Большой Енисей, Малый Енисей, Селенга, Онон, Ингодан, Шилка, Аргунь, Амур, Олёкма, Витим, Зея, Бурея, Уссури, Сунгари, Амга, Алдан, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Омолон, Большой Анюй, Малый Анюй, Анадырь, Камчатка, Уса, Вятка, Днепр, Хопёр, Медведица, Волга
Озёра: Ладожское, Белое, Онежское, Баскунчак, Эльтон, Байкал, Таймыр, Ханка, Чаны, Телецое, Ловозер, Сегозер,
Эксперт № 7 на станции «Головоломка», предлагается таблица с набором букв. В таблице необходимо найти название рек и озер России, вычеркнуть их, при этом помнить, что слова пересекаются под прямым углом, одна и та же буква не используется два раза.
Вариант 1
Х | А | Л | Д | А | Н | Х | Э |
А | К | Д | В | И | Д | А | Л |
Т | О | В | А | Т | О | Н | Ь |
А | Л | И | Н | И | Н | И | Т |
Н | Ы | З | Е | М | О | А | О |
Г | М | А | Я | О | О | К | Н |
А | В | О | Л | Г | А | А | К |
Б | А | С | К | У | Н | Ч | А |
Вариант 2
Х | О | П | Е | Р | З | Е | Я |
В | И | Т | И | М | Б | А | Й |
Х | А | Н | К | А | Н | А | К |
В | О | Л | Г | А | Я | Л | А |
Д | Н | Е | П | Р | О | Б | Ь |
Д | В | И | Л | Ю | Й | К | О |
О | О | А | Г | Н | О | А | А |
Н | Х | А | Т | А | Л | Е | Н |
Учитель: По какой теме эксперты Российской Академии наук вас оценили?
Подсчет баллов и выставление оценок за игру.
Ключи к игре:
Станция 1 «Научный метод»
1 вариант 2 вариант
- А 1) В
- В 2) Г
- Б 3) А
- Г 4) Г
- А 5) А
- Б 6) Г
- В 7) А
- В 8) Б
Станция 2 «Анаграмма»
1вариант:
- Сунгари - Сев.Лед.океан
- Колыма - Сев.Лед.океан
- Анабар – Сев.Лед.океан
- Анадырь - Тих.океан
2 вариант
- Вычегда – Сев.Лед.океан
- Тунгусска – Сев.Лед.океан
- Таймыр – Сев.Лед.океан
- Двина – Сев.лед.океан
- Медведица – р. Волга, Каспийское море
3 вариант
- Днепр – Атл.океан
- Енисей – Сев.Лед.океан
- Ангара – Сев.Лед.океан
- Иртыш – Сев.Лед.океан
- Котунь - Сев.лед.океан
4 вариант
- Мезень – Сев.Лед.океан
- Витим – Сев.Лед.океан
- Байкал – не впадает в океан
- Индигирка – Сев.лед.океан
- Лена – Сев.Лед.океан
Станция 3 «Без ошибок»
1 вариант
- Длина
- Бассейн реки
- Питание реки
- Половодье
- Паводок
- Вариант
- межень
- областями внутреннего стока
- гидрологический режим
- озеро
- торф
Задание на станции № 4
1 вариант
- Неверно Ладожское озеро, верное озеро Баскунчак;
- Неверно – паводок, верно – половодье;
- Неверно - межень, половодье, верно – половодье, а затем в сравнении паводок;
- Неверно река Волга, Днепр;
- Неверно Тихий океан и Аральское море, верно Атлантический океан.
2 вариант
- Неверно – низинные, верно верховые болота;
- Неверно – мох, верно клюква, багульник;
- Неверно - верховые болота, верно низинные болота;
- Неверно Байкал – а Каспий, вместо Каспийского моря - пресное озеро Байкал;
- Неверно – полюс холода, верно – снеговая линия.
Задание на станции № 5 «Разгадай-ка»
- вариант
Рис. А: Снежная лавина, опасность для всего живого.
Рис. Б: Горы, снежная линия, горные и покровные ледники, их образование в результате низких температур
- вариант:
Рис. А: Вечная (многолетняя) мерзлота, образуется из-за низких температур
Рис. Б: Болота: верховые, низинные, образование торфа. Отличия верховых и низинных болот в растительности, торф с низинных болот используется в электростанциях как топливо, а с верховых болот торф идет только на производство удобрения
Задание для станции № 7 «Головоломка»
Кеть, Лена, Дон, Уса, Хопер, Обь, Медведица, Яна, Индигирка, Омолон, Сунгари, Зея, Баскунчак. Волга, Байкал
Х | А | Л | Д | А | Н | Х | Э |
А | К | Д | В | И | Д | А | Л |
Т | О | В | А | Т | О | Н | Ь |
А | Л | И | Н | И | Н | И | Т |
Н | Ы | З | Е | М | О | А | О |
Г | М | А | Я | О | О | К | Н |
А | В | О | Л | Г | А | А | К |
Б | А | С | К | У | Н | Ч | А |
Вариант 1
Вариант 2
Х | О | П | Е | Р | З | Е | Я |
В | И | Т | И | М | Б | А | Й |
Х | А | Н | К | А | Н | А | К |
В | О | Л | Г | А | Я | Л | А |
Д | Н | Е | П | Р | О | Б | Ь |
Д | В | И | Л | Ю | Й | К | О |
О | О | А | Г | Н | О | А | А |
Н | Х | А | Т | А | Л | Е | Н |
Маршрутный лист ученика (цы) 8 ____
ФИ __________________________________________
Станция № 1 :
№ варианта ___
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 2
№ варианта
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 3
Вариант № ____
1) ____________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________________
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 4
Вариант № ____
1 _________________________________________
2__________________________________________
3__________________________________________
4__________________________________________
5__________________________________________
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 5
Вариант № ___
- Рас. А:___________________________________________________________________
Рис. Б:___________________________________________________________________
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 6
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Станция № 7
Кол-во правильных ответов __________, отметка ________
Подпись эксперта _________________________________
Итог: ________ (кол-во баллов)
Подписи к слайдам:
Коммуникации — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Навыки коммуникативных компетенций Грамотность речи Ораторское искусство Контакт с разными типами людей Общение – основа взаимодействия между людьми
Признаки коммуникативного человека: Наблюдательность Уважение других людей Организованность Высокая личная эффективность Креативность Эмоциональный интеллект Умение учиться Принятие своих ошибок Практика в общении
Текст – ключевая единица школьного обучения Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами, и как следствие будет формировать их коммуникативные компетенции .
I. РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ Простое воспроизведение: комментирование чтения; Например , при знакомстве с основными видами земной коры, учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф учебника, рассмотреть рисунок и определить различия в строении земной коры.
Задание : составьте схему. Разнообразие озёр. Приведите примеры. Озёра сточные бессточные пресные солёные Байкал Каспийское Байкал Баскунчак Онежское Аральское Ладожское Эльтон Составление опорных логических схем, цепочек
Задание : найдите определение в тексте учебника. Что такое озеро? 2/Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. 1/Озеро – замкнутый водоём в природном углублении. Изучение терминов
II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ З адания по работе с иллюстрациями учебниками Задание : Проанализируйте рисунки в учебнике «Способы изображения земной поверхности», выделите черты сходства и отличия
Космические снимки – изображения территории, получаемые с помощью Космических аппаратов искусственных спутников,орбитальных станций, космических кораблей). На космических снимках хорошо видны Скопления облаков .И гигантские воздушные вихри, зоны наводнений илессные пожары. Геологи по космическим снимкам выявляют районы, с которыми Связаны месторождения Полезных ископаемых, вероятные землетрясения. Космические снимки Делают спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли. От высоты, на которой летает спутник, зависит Охват снимаемой территории. Чем выше от Земли летают спутники, тем больше охват территории и меньше детальность изображения на снимках. Карта – это чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде. На карте использованы простые, понятныевсем способы изображения объектов. Достоинства карты: 1) Карта мира позволяет окинуть взглядом изображение всей земной поверхности. 2) На карте существенно легче, чем наглобусе, проводить измерения. 3) Карты гораздо проще изготавливать, транспортировать и хранить. Недостатки карты: 1) На карте неизбежны искажения, т.к.невозможно шарообразную поверхность изобразить на плоской поверхности без искажений. . План местности – это уменьшенное изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков. Достоинства планов местности: 1) По сравнению с другими картами на плане местность изображена подробно. 2) По сравнению с другими картами искажения на плане небольшие, поэтому измерения по плану являются более точными. 2) В отличие от аэрофотоснимков по планам можно узнать названия сел, рек, породы деревьев в лесу. Поэтому план дает больше сведений, следовательно, он удобнее для изучения местности.
Чтение текста с заполнением таблицы Например: Используя материалы учебника «Климат России», заполните следующую таблицу Признаки Циклон Антициклон Определение Обозначение на картах Движения воздуха Явления Размеры Скорость перемещения Направление движения Место рождения Погода
Признаки Циклон Антициклон Определение Атмосферные вихри, массы переносят воздушные Обозначение на картах Концентрические изобары Концентрические изобары Движения воздуха От периферии к центру от центра к окраинам Явления Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков . Прогревание и иссушение воздуха Размеры 2-3 тыс. км в поперечнике 2-3 тыс. км в поперечнике Скорость перемещения 30-40 км/ч, подвижны Мало подвижны Направление движения С запада на восток Место рождения Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море Зимой - Сибирский антициклон Погода Пасмурная погода с осадками Малооблачная погода, летом - теплая, зимой - морозная
Сравнительный анализ данных таблиц или схем Ответ – Греция, Франция – 80 % № Страна Численность населения, млн человек Состав населения, % городское сельское 1 Австралия 25 88 12 2 Греция 11 80 20 3 Египет 95 43 57 4 Франция 65 80 20 Численность и состав населения Задание «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о том, в какой из стран доля городского населения одинакова? (задание ВПР-6кл)
III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Создание синквейна
Составление текстов с пропущенными словами Задание : вставьте пропущенные слова, используя слова для вставки. Выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород. _______________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _______________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________ выветриванию. Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.
Составление кроссвордов, ребусов, загадок Этап проверки. Задание : отгадайте кроссворд Озеро, из которого не вытекает ни одной реки. Озеро, находящееся в пещере. Озеро, в котором очень маленькая концентрация соли. Самое солёное море-озеро в мире. Озеро, из которого вытекают реки. 1 2 3 4 5 б е с с т о ч н о е п о д з е м н о е п р е с н о е м ё р т в о е с т о ч н о е
РАБОТА В ГРУППАХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"
Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....
Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовате...
28.10.20 РМО учителей географии. Презентация на тему: "Методы работы с учебными таблицами на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся".
Презентация содержит развивающие приемы обучения на уроках географии....
Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»
Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но...
Мастер-класс "Ассоциативный эксперимент при работе с учебным текстом" 2022-2023 уч.год
Мастер-класс направлен на упрощение с учебным текстовым материалом. Может быть полезен как учителям-словесникам, так и преподавателям других предметных областей. Это только одна из форм работы, но не ...
Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"
Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...