Обществознание. 7 класс Технологическая карта урока
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Лихалит Наталья Михайловна

Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. Задачи: 1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием «семья», «брак», способствовать формированию правовых знаний учащихся в вопросах брака и семьи. 2. Развивающие: продолжить развивать умения анализировать и обобщать изучаемый материал, аргументировано доказывать собственную точку зрения, работать с правовыми документами. 3. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, пониманию ценности брака и семьи уважительному отношению к нормам семейного права.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Семья под защитой закона»                                                                                      Общ. 7 класс


Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений.
Задачи: 
1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием «семья», «брак»,  способствовать формированию правовых знаний   учащихся в вопросах брака и семьи.

2. Развивающиепродолжить развивать умения анализировать и обобщать изучаемый материал, аргументировано доказывать собственную точку зрения, работать с правовыми документами.

3. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, пониманию ценности брака и семьи уважительному отношению к нормам семейного права.

Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, правовая связь членов семьи.

Оборудование: презентация, статьи из Семейного кодекса, учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 7 класс – М. : Просвещение, 2023.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: работа с документами, с учебником, применение ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий.
  3. 2. Мотивационно-целевой этап.

Давайте вспомним, что на протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп. Каких? Семья –это малая группа, которую он никогда не покидает.

Назовите пословицы и поговорки о семье, которые вы знаете. (Учащиеся называют).

«Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей».

Давайте определим тему урока  и цели.

Артур Шопенгауэр однажды сказал: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Предлагаю вам в конце урока, опираясь на полученные знания, согласиться или не согласиться с его высказыванием и доказать свою точку зрения.  

  1.  Изучение нового материала.

План урока:

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Сущность и особенности семейных правоотношений.

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности родителей и детей.

5. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Юридические понятия семьи и брака.

Из курса обществознания вспомните: «Что такое семья?» (Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями)

Что объединяет членов семьи? Что дает  человеку семья? Что дает государству семья?

Государство защищает семью с помощью закона. Большая роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.  Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения (супругов, детей, родителей) является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер. Конечно, всех взаимоотношений СК регулировать не может.

Задание: Рассмотрите основные принципы семейного права в ст. 1 Семейного кодекса РФ и заполните таблицу.

Линии сравнения.

Характеристика понятий

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому пригадлежит главная роль в этом союзе?

Союз равноправный, все вопрсы решаются по взаимному согласию.

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает государство?

Только зарегистрированный брак в органах ЗАГСа.

У нас появилось новое понятие «брак». Как вы понимаете его значение? 

(Слово «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее.)

Даем определение браку, опираясь на таблицу. Брак – это оформленный в законном порядке свободный добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов.

Закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом условия и порядок брака будут нарушены, то такой брак признается недействительным. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, призыве в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Работа по вариантам: пользуясь СК (ст.11,12, 13 ) определить порядок заключения брака и условия (1 вариант) и обстоятельства, препятствующие заключению брака (2 вариант).

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

1.Взаимное добровольное согласие.

1. Если одно лицо уже состоит в другом  зарегистрированном браке.

2. Достижение брачного возраста.

2. Между близкими родственниками.

3.Между усыновителями и усыновленными.

4. Если одно лицо признано судом недееспособным (психические расстройства или слабоумие)

 

-Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет?

-Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

К сожалению иногда бывает так, что брак дает трещину и семья разводится.  Ребята, а как вы думается какие причины могут привести к разводу супругов?

По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране. Брак расторгается как в Загсе, так и в суде.

В ЗАГСе

В суде

Обоюдное согласие

Один из супругов уклоняется от расторжения брака.

Нет общих несовершеннолетних детей

Есть общие несовершеннолетние дети

Один из супругов признан судом безвестно отсутствующим

Один из супругов признан недееспособным

Один из супругов осужден за совершение преступления на срок свыше 3 лет

В случае смерти супруга

Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка. 

Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Сущность и особенности семейных правоотношений.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные (таблица стр. 171).  

личные неимущественные – возникают по поводу нематериальных благ (выбор фамилии)

имущественные – связанные с имуществом и алиментными обязательствами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа в парах по рядам:

1 ряд – п. «Права и обязанности супругов» стр. 93.

Какие права имеют супруги?

Какие они имеют обязанности? Стр. 94.

Какие права имеют родители? Какие они имеют обязанности?

Какие права имеют дети? Какие они имеют обязанности?

3 ряд – п. «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей» стр. 97

Как осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

  1. Закрепление пройденного материала.  Выполнение тестовых заданий.

  1. Подведение итогов.

Артур Шопенгауэр однажды сказал: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Согласны вы или нет с его высказыванием? Аргументируйте свою точку зрения.

Домашнее задание § 14

ПРИЛОЖЕНИЕ

СК РФ Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

СК РФ Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

СК РФ Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

СК РФ Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Тест для проверки домашнего задания по теме «Трудовые правоотношения»

1. Право на труд относится к правам

1) личным 2) политическим 3) социальным
4) культурным

2. К занятым не относятся

1) работающие по найму, а также имеющие иную оплачиваемую работу
2) занимающиеся в кружках дополнительного образования
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели
4) избранные или назначенные на оплачиваемую должность

3. Право устроиться на работу имеет человек с

1) 12 лет 2) 15 лет 3) 18 лет 4) 21 года

4. На легкую работу может быть принят подросток в возрасте 14 лет при условии

1) согласия одного из родителей
2) согласия директора учебного заведения
3) завершения обучения
4) работы в ночную смену

5. К документам, необходимым для заключения трудового договора, не относится

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2) трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
4) справка с места жительства о составе семьи

Тест для проверки домашнего задания по теме «Трудовые правоотношения»

1. Право на труд относится к правам

1) личным 2) политическим 3) социальным
4) культурным

2. К занятым не относятся

1) работающие по найму, а также имеющие иную оплачиваемую работу
2) занимающиеся в кружках дополнительного образования
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели
4) избранные или назначенные на оплачиваемую должность

3. Право устроиться на работу имеет человек с

1) 12 лет 2) 15 лет 3) 18 лет 4) 21 года

4. На легкую работу может быть принят подросток в возрасте 14 лет при условии

1) согласия одного из родителей
2) согласия директора учебного заведения
3) завершения обучения
4) работы в ночную смену

5. К документам, необходимым для заключения трудового договора, не относится

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2) трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
4) справка с места жительства о составе семьи

Ответы: 1-3, 2-2, 3-2, 4-1, 5-4

Тест для закрепления изученного материала по теме «Семья под защитой закона»

1. К основным принципам семейного права не относится

1) добровольность брачного союза
2) равенство прав супругов
3) приоритет семейного воспитания детей
4) охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2. Брак заключается в органах

1) опеки и попечительства
2) записи актов гражданского состояния
3) местного самоуправления
4) судебной власти

3. Брачный возраст в Российской Федерации наступает с

1) 16 лет 2) 17 лет 3) 18 лет 4) 20 лет

4. К личным правам и обязанностям супругов относится

1) право на свободный выбор рода занятий
2) право на контроль финансовых расходов супруга
3) обязанность следовать за супругом в случае переезда в другую местность
4) обязанность супруги принять фамилию супруга

5. Согласно Семейному кодексу РФ право на решение вопросов семейной жизни принадлежит

1) мужу 2) жене 3) совместно обоим супругам
4) органам местного самоуправления

6. Родители обязаны обеспечить получение детьми

1) начального образования
2) основного общего образования
3) высшего профессионального образования
4) дополнительного музыкального образования

7. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста

1) 14 лет  2) 15 лет  3) 16 лет  4) 18 лет

Тест для закрепления изученного материала по теме «Семья под защитой закона»

1. К основным принципам семейного права не относится

1) добровольность брачного союза
2) равенство прав супругов
3) приоритет семейного воспитания детей
4) охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2. Брак заключается в органах

1) опеки и попечительства
2) записи актов гражданского состояния
3) местного самоуправления
4) судебной власти

3. Брачный возраст в Российской Федерации наступает с

1) 16 лет 2) 17 лет 3) 18 лет 4) 20 лет

4. К личным правам и обязанностям супругов относится

1) право на свободный выбор рода занятий
2) право на контроль финансовых расходов супруга
3) обязанность следовать за супругом в случае переезда в другую местность
4) обязанность супруги принять фамилию супруга

5. Согласно Семейному кодексу РФ право на решение вопросов семейной жизни принадлежит

1) мужу 2) жене 3) совместно обоим супругам
4) органам местного самоуправления

6. Родители обязаны обеспечить получение детьми

1) начального образования
2) основного общего образования
3) высшего профессионального образования
4) дополнительного музыкального образования

7. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста

1) 14 лет  2) 15 лет  3) 16 лет  4) 18 лет

Ответы: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1, 5-3, 6-2, 7-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию классы: 6 – 9

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию. Классы: 6 – 9...