Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Организую ситуацию самооценки готовности к уроку. проверим наличие: - учебных принадлежностей;
- оценочного листа
(Слайд №1) И отметем в оценочном листе готовность к уроку. Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно... Слайд №2) | Оценивают готовность к уроку.
Отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку
| Знания, умения и ценностные установки, необходимые для осознанного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности (роль обучающегося) | Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения. |
II. Актуализация знаний Цель. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания
| Организую ситуацию для включения учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания
Организую групповую работу по просмотру видеосюжета с проблемными заданиями для определения темы урока через перспективные знания терминологии Ребята я предлагаю вам просмотреть видеосюжет и ответить на вопрос: «Как должен чувствовать себя человек, попавший в подобные ситуации? На что уповает человек в сложных жизненных ситуациях?» (Слайд 3) (Раздаточный лист 1) Давайте выполним задание на раздаточном листе №1. Из афоризма вытекает вопрос, кто-нибудь из вас уже слышал такие понятия как: - Атеизм. – Теизм. (Слайд №4) К какому источнику духовной сферы относятся данные понятия. Ребята а как мы назовём тему нашего урока? Уточняю и фиксирую тему урока Правильно, тема нашего урока Религия. (Слайд 4) | Выполняют задание. Предъявляют результаты, соотносят их с целью.
Работа в группе
Просмотр видеосюжета, групповая формулировка ответа на поставленные вопросы. В повседневной жизни мы соприкасаемся с религией, но знаний явно не хватает, чтобы четко сформулировать ее определение, объяснить роль и место религии в жизни общества и каждого отдельного человека.. Поэтому сегодня мы будем изучать понятие «Религия». Без знания этого понятия невозможно полное представление о духовной сфере общества и о духовной культуре отдельно взятого человека. | Относительно целостное представление о духовной сфере общества Знание ключевых понятий раздела «Духовная сфера» Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Владение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Умение выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения, выполнение в повседневной жизни этических норм. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
| Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы Какие ассоциации вызывает у вас слово «религия»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание.
Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У» Фаза вызова: «Мозговой штурм» Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «религия» групповая работа. Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.
Представьте на доске все идеи, которые у вас появились
Заполните графу «Знаю» в Таблице «З/Х/У» по выделенным категориям.
Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке
Ребята можно обсудить эти вопросы и записать их (без повторения) в графу «Хочу узнать» Это и будут наши цели урока Фиксирую учебную задачу: Таким образом, в графе «Хочу узнать» мы сформулировали цели нашего урока: Знать понятие «религия» и называть ее характерные признаки. Определять роль религии в обществе Иметь представление о религиозных направлениях. Уметь пользоваться религиозной терминологией. Определять сущность свободы совести и веротерпимости
| Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания
Работа в группе Записывают на листе ассоциации, связанные с понятием «религия»
Объединяют понятия по признакам: - Символы
- Обряды
- Правила поведения
- Религиозные направления
- Влияние на общество
- Отношение к религии и т.д.
Представитель одной из групп переносит записи на доску Докладчики из других групп дополняют
Заполняют графу «Знаю» в таблице «З/Х/У» Одна из групп представляет свой перечень вопросов
Докладчики от остальных групп дополняют (без повторения) вопросы для графы «Хочу узнать» | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности Учитывать позиции других участников деятельности Ясно и точно излагать свою точку зрения Оценивать свою работу и работу членов группы |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания о религии как одной из форм культуры
| Организую ситуацию решения учебной задачи.
Определений понятия религия ок. 500. В ваших учебниках их представлено 8. Давайте обратимся к тексту параграфа стр 154 и в групповом обсуждении создадим обобщённое определение понятия религия. Ораторы групп представляют продукт групповой работы. (Слайд 6) Организация работы с кластерами. Определение понятий согласно заданию. Работа в группах . защита групповых проектов | Определяют действия и их последовательность. Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают в парах, сравнивают, анализируют. Дают определение религии
Самостоятельная работа: чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал», Дополнение графы «Хочу узнать»
Работа в парах Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения. Взаимооценка | Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, соотносить их с собственными знаниями) Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), оценку своих учебных достижений, поведения. Овладение правилами ведения диалога |
V. Первичное закрепление Цель. Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму
| Организация выполнения задания (слайд 7-8) | Выполняют исходное задание по новому алгоритму.
Индивидуальная работа Применение первоначальных знаний на зрительных образах (один-два ученика на выбор учителя) Взаимооценка
| Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей | Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог), Следование правилам ведения диалога |
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов
| Организую ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее
Давайте попробуем выполнить задание №4-5 на рабочих листах, проверить выполнение задания по эталону и оценить себя по предложенным критериям после выполнения задания организую блиц-опрос. (Слайд 9 ) Предлагаю обсудить поговорку и получить перспективное знание. (Слайд 10 )
| Выполняют задание учителя
Самостоятельная работа Задание №4-5 Самооценка по критериям Блиц-опрос. После минутного обсуждения отвечают на поставленные вопросы. | Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Организую дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу
Какие вопросы мы решали на уроке?
На все ли поставленные вопросы мы ответили? Какие вопросы остались без ответа?
Где можно найти ответы на эти вопросы?
Что мешало работать?
Что помогло достичь цели? Чему мы учились?
Что понравилось на уроке? В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений? (Слайд 11) Тема «Религия» рассчитана на 2 урока. Поэтому на часть вопросов мы получим ответы на следующем уроке, а на часть вопросов вы ответите самостоятельно дома Поблагодарите друг друга за хорошую работу Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения
На уроке выясняли сущность религии, виды религиозных верований, роль религии в жизни общества и отдельно взятого человека. Мы не ответили на вопрос: «Что такое свобода совести?». Не затронули вопрос отношения государства, общества и отдельных людей к религии. Остались неясными отдельные термины (называют) Ответы на интересующие вопросы можно найти в словарях, энциклопедиях, Интернете ит.д. Анализ оценочных листов
Несоблюдение правил работы в группе некоторыми учениками Отсутствие необходимых учебных принадлежностей
Внимательность, любознательность, доброжелательность Мы учились находить нужную информацию, оценивать свои знания и действия.
Взаимодействовать в группе и парах. Все это помогло достичь цели урока Тема «Религия» актуальна, так как это касается духовной культуры каждого человека, влияет на его поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми. Ориентирует нас на отношение к правам и свободам человека как высшей ценности | Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни
| Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (отношение к религии и атеизму, осознание своего конституционного права на свободу совести, осознание своего места в поликультурном мире) Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности |
VIII. Домашнее задание.
| Прочитайте параграф №20 Задание на выбор: 1. Задание №3 в Р.Т. стр.75 2. Сообщение «Религиозные обряды современности» 3. мультимедийная презентация . На выбор вид религии. (Слайд 12) | Выбор задания по уровню сложности: выполнение заданий в тетради, написание сообщения, подготовки мультимедийной презентации | Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации | Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников, перевод информации из одной знаковой системы в другую |