Нужна ли человеку финансовая грамотность?
статья по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Анализ результатов государственной итоговой аттестации как минимум за 5 последних показал очевидные проблемы в овладении экономическими и финансовыми знаниями, необходимыми для социализации выпускников.
Разумеется, школьники становятся взрослыми и эта проблема плавно переходит и другие возрастные категории граждан России. Это проявляется в росте числа неплательщиков по взятым потребительским кредитам и ипотекам, в росте задолженностей по кредитным картам из-за их неграмотного использования, в росте числа обманутых потребителей при совершении онлайн покупок, в росте числа неплательщиков налогов. Зачастую потребитель или становится жертвой мошенников или, в результате, сложившихся обстоятельств, сам становиться незаконопослушным гражданином, так как не в состоянии платить по кредитам или другим, совершённым им сделкам. И в первом и во втором случае, далеко не лишней будет правовая поддержка.
Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования.
Финансовая грамотность – это осведомленность человека о сфере финансов, понимание, как работают деньги, умение и способность управлять своими доходами и расходами, грамотно распределять денежные средства, приумножать свои доходы и создавать финансовый капитал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_cheloveku_finansovaya_gramotnost.docx | 24.99 КБ |
nuzhna_li_cheloveku_finansovaya_gramotnost.pdf | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли человеку финансовая грамотность?
В рамках европейской модели классификации навыков, компетенций и профессий финансовая грамотность наряду с математической, естественно-научной, культурной, ИКТ-грамотностью входит в перечень базовых навыков для решения повседневных задач. Это обусловило включение заданий по исследованию финансовой грамотности школьников в оценочные процедуры единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). К числу которых относятся международные (PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS и пр.) и отечественные (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО).
Результаты оценочных процедурах показывают низкую финансовую грамотность школьников практически на всех уровнях образования. По результатам исследования PISA Россия заняла в 2012 году 10-е место, в 2015 году - 4-е место среди 15 стран-участниц.
В материалы Всероссийских проверочных работ по математике, ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию также входят задания, предполагающие участникам проявить знания и умения рационального экономического.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации как минимум за 5 последних показал очевидные проблемы в овладении экономическими и финансовыми знаниями, необходимыми для социализации выпускников.
Разумеется, школьники становятся взрослыми и эта проблема плавно переходит и другие возрастные категории граждан России. Это проявляется в росте числа неплательщиков по взятым потребительским кредитам и ипотекам, в росте задолженностей по кредитным картам из-за их неграмотного использования, в росте числа обманутых потребителей при совершении онлайн покупок, в росте числа неплательщиков налогов. Зачастую потребитель или становится жертвой мошенников или, в результате, сложившихся обстоятельств, сам становиться незаконопослушным гражданином, так как не в состоянии платить по кредитам или другим, совершённым им сделкам. И в первом и во втором случае, далеко не лишней будет правовая поддержка.
По данным мониторинга Национального агентства финансовых исследований 62% россиян не используют какие-либо финансовые услуги, так как считают их непонятными и сложными. Лишь 45% взрослого населения знают о системе страхования вкладов, из них большая часть опрошенных слышали об этом, но не могут объяснить суть данного явления. Держатели кредитных карт недостаточно осведомлены о рисках, связанных с этим продуктом. Всего лишь 11% россиян имеют стратегию пенсионных накоплений (в то время, как в Великобритании 63%).
Решение о том, как управлять своими финансами, наши сограждане принимают не на основе изучения и анализа необходимой документации, а следуя рекомендациям знакомых или консультантов.
О низкой финансовой грамотности населения в России также говорит то, что граждане мало информированы о том, какие права имеет потребитель и как защитить их в случае нарушений.
Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования.
Финансовая грамотность – это осведомленность человека о сфере финансов, понимание, как работают деньги, умение и способность управлять своими доходами и расходами, грамотно распределять денежные средства, приумножать свои доходы и создавать финансовый капитал.
Назову основные причины обязательного изучения основ финансовой грамотности:
- Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не стать объектом мошеннических действий. Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
- Овладеть механизмом функционирования рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Предотвращение участия в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
Для четкого понимания, выделим две особенности финансово грамотного человека:
- совокупные расходы никогда не превышают доходы;
- разница ежемесячных доходов и расходов обязательно используется для инвестиций.
Финансовая грамотность просто необходима человеку любого уровня достатка и любого возраста. Если учесть, сколько преступлений совершается вокруг денег просто потому, что люди не знают азов обращения с деньгами и не соблюдают технику безопасности.
Причём отдельной статьей должно идти изучение техники онлайн платежей и понимание как это работает и чем грозит и как обеспечить минимальные риски.
Финансовая грамотность просто необходима в наш век, когда повсюду соблазны и навязывание нужных и ненужных покупок и трат. Легкодоступные кредиты и займы с огромными процентами, которые вгоняют простых людей в кабалу.
При грамотном распределении финансов даже обычный человек со среднем достатком может позволить себе нормальную жизнь, нужно только расставить приоритеты.
Вспомните, среди ваших знакомых есть такие, которые прилично зарабатывают, но назвать их богатыми язык не поворачивается? А кто-то из них умудряется еще и в долги залезать?
Удалось вспомнить? Вот у меня точно найдутся такие знакомые, к сожалению. Знаете, что самое любопытное в этой ситуации? Они сами не понимают, куда исчезают их деньги.
Рационально тратить свои доходы и планировать расходы тоже надо обучать. Информирование о разных видах мошенничества тоже необходимо. Хорошо бы это все начать изучать уже в школе. Это жизненная дисциплина, и она пригодится в жизни каждому. И поможет как минимум сохранить свои сбережения, а как максимум их приумножить.
Итак, финансовая грамотность нужна, чтобы:
- обеспечить комфортную и достойную жизнь
- создать источники пассивного дохода;
- формировать собственный капитал.
Также следуют помнить, что финансовая грамотность повышает самооценку и формирует большую уверенность в себе.
Финансовая грамотность нужна ТЕМ, кто хочет:
- получать доход,
- взять под контроль свои личные и семейные финансы;
- защитить себя и родных от непредвиденных ситуаций;
- повысить личную эффективность и самооценку.
Примените к себе те критерии, которые разобраны выше. Задумайтесь, позволяет ли ваш нынешний уровень финансовой грамотности жить той жизнью, о которой мечтаете? Все можно изменить в лучшую сторону.
В 2011 году Правительством Российской Федерации принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Повысить финансовую грамотность населения непросто, это глобальная проблема, требующая системного подхода и значительных трудозатрат. Однако каждый из нас в ответе за свой личный уровень финансовой грамотности и уровень осведомлённости в вопросе своих детей.
Наша школа является базовой школой по изучению финансовой грамотности. В учебный план введены уроки и занятия внеурочной деятельности, направленные на развитие финансовой грамотности учеников с 1 по 11 класс.
В рамках конкурса «Новый учитель Ямала» мной разработан проект «Повышение финансовой и правовой грамотности обучающихся на основе применением активных (имитационных и неимитационных) методов обучения». Под имитационными методами обучения предполагаются экономические игры – тренажёры- симуляторы. Под не имитационными методами я предполагаю деловые игры, квесты, турниры, круглые столы, деловые встречи, форсайт-лаборатории.
В основе проекта по формированию финансовой и правой грамотности положены основы умелого управления денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам формирует и нравственный аспект.
Что бы дети лучше понимали и воспринимали основы финансовой грамотности, я считаю необходимо использовать активные методы обучения такие как деловые игры, имитационные игры, так как такой подход к обучению позволяет детям погрузиться в реалии взрослой финансовой жизни, и принять участие в моделируемой жизненной ситуации в игре.
Деловые и имитационные игры, форсайт - лаборатории позволяют ввести человека в мир экономики и маркетинга, способствуют его превращению в отличного делового спикера, успешного собеседника и перспективного управленца. Они учат понимать логику и психологию бизнес-процессов. Кто-то хочет открыть свое дело, а кого-то привлекает карьера наемного топ-менеджера в серьезной компании — но учиться нужно всем. Бизнес — это знания, ответственность и инициативность.
С чего начать повышение уровня образования в сфере финансов? Информации в интернете и в печатных изданиях по восполнению пробелов в вопросах обращения с деньгами очень много. Есть тематические сайты, блоги, YouTube-каналы, онлайн-курсы и целые школы. Не забываем об официальных сайтах: Банка России, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы и др. Начинающим самостоятельно постигать азы финансов легко запутаться, поэтому лучше, чтобы этот процесс осуществлялся планомерно, компетентными специалистами.
Хорошим подспорьем для формирования финансовой грамотности могут стать экономические онлайн игры и стратегии, в которых вместо перестрелок и гонок обучающимся необходимо все силы бросить на развитие объекта. Онлайн экономические игры и бизнес- симуляторы с лихвой могут возместить недостаток навыков экономического мышления, помогут понять, как получить доход, как направить денежные потоки на увеличение доходов и рост капитала.
Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.
Обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
В качестве образовательного продукта образовательного проекта предполагается практическое пособие, содержащее комплекс практических работ, направленных, например, на распределение семейного бюджета среднестатистической семьи; сравнение кредитных договоров различных банков; на расчёт наиболее выгодных способов платежа по кредитам; на сравнение договоров по использованию дебетовых, зарплатных и кредитных карт различных банков; практические работы по выбору способов защиты своих финансовых средств (страхование, выбор карты (серебряная, золотая, платиновая)); практические работы по изучению возможностей использования кэшбэка (например – Спасибо от сбербанка) от совершённых покупок; практические работы по выбору возможных способов вложений накопленных средств с целью извлечения наибольшей выгоды для потребителя.
Другая часть практическая пособия будет направлена на разработку образцов исковых заявлений если человек УЖЕ СТАЛ жертвой финансовых мошенников, на разработку образцов исковых заявлений для сбор доказательной базы, на составление образцов ходатайств, на составление образцов претензионных писем и т.д.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нужно ли человеку в жизни практическое применение вычисления и измерения объемов тел?
Исследовательская работа по теме....
Открытый урок на тему "Нужна ли человеку мечта" ( по повести А.Грина "Алые паруса")
Разработка содержит конспект урока, презетацию по повести А.Грина "Алые паруса"...
урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"
урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...
Визитная карта урока финансовой грамотности "Как заработать деньги, чтобы купить то, что нужно"
Учебное занятие способствует расширению кругозора обучающихся о возможности самостоятельно зарабатывать деньги ....
Для чего нужна финансовая грамотность в школе
Данная статья показывает всю важность финансовой грамотности в образовательных учреждениях...
Классный час "Нужна ли человеку профессия?"
Разработку классного часа можно использовать для учащихся 5-8 классов....
Опросы на занятиях по финансовой грамотности: что нужно учесть.
Как использовать приложение Plickers на занятиях по финансовой грамотности....