Актуальные вопросы обществознания (факультатив для 10- 11-х классов)
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
Данный материал может помочь при планировании наиболее важных заданий по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_obshchestvoznaniya_11_klass.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №77
Утверждена |
Рабочая программа предмета
Актуальные вопросы обществознания
(факультатив)
для 11 класса
срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Калёнова Наталья Александровна,
учитель истории, обществознания,
высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ №77
г. Иркутск
2020 г.
Пояснительная записка
Примерная программа для факультатива по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/), спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленной «Федеральным институтом педагогических измерений», кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного «Федеральным институтом педагогических измерений» и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского и др.
Место предмета в учебном плане: (по выбору)
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
11 класс | |
Количество учебных недель | 34 |
Количество часов в неделю, ч/нед. | 1 |
34 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Общие предметные результаты освоения программы
Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- теоретическая подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий в формате ЕГЭ.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.
Он позволяет актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Занятия по Программе способствуют формированию представлений о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов по обществознанию в 2017 году, уровне их сложности, особенностях их оценивания и алгоритмах выполнения. Цель их состоит в отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.
Программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого глубокого знания учебного материала, сформированности основных умений, понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности самостоятельно выстраивать свою мыслительную деятельность. Планомерная, систематическая деятельность по развитию творческих и аналитических способностей, тренировка выполнения заданий различной степени сложности и правильного оформления ответов на них обеспечивается значительным по объёму банком вариативных заданий в формате ЕГЭ.
Основные формы проведения занятий – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
По окончании прохождения программы курса (кружка) проводится пробный экзамен по обществознанию (по КИМ ЕГЭ)
Содержание учебного курса «Актуальные вопросы обществознания»
11 класс
Вводное занятие.
Структура и содержание экзаменационной работы. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и заданий с открытым развёрнутым ответом в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Тема 1. Человек и общество
Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально - гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль.
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); деятельность человека, способности, мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.
Тема 2. Экономика
Экономика и экономическая наука; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике.
Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика.
Тема 3. Социальные отношения
Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в России.
Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль;
социализация индивида; семья и брак
Тема 4. Политика
Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ.
Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки;
Гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России;
Политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.
Тема 5. «Право»
Право в системе социальных норм; система российского права.
Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в России;
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты;
Гражданство РФ; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщика.
Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права.
Порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора;
Правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака.
Особенности административной юрисдикции; Споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса; Правоохранительные органы; судебная система.
Темы «Социальные отношения» и «Право» изучаются в 11 классе, поэтому на их рассмотрение выделяется 2 часа
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1/1 | Вводное занятие | 1 |
Тема 1. Человек и общество (10 ч.) | ||
1/2 | Общество. Институты общества. | 1 |
2/3 | Общественный прогресс. | 1 |
3/4 | Глобальные проблемы. | 1 |
4/5 | Мышление и деятельность. | 1 |
5/6 | Потребности человека | 1 |
6/7 | Свобода и необходимость | 1 |
7/8 | Знание, познание. | 1 |
8/9 | Истина и её критерии. | 1 |
9/10 | Культура, наука, религия. | 1 |
10/11 | Практическое занятие по теме « Человек и общество» | 1 |
Тема 2. Экономика (10 ч.) | ||
1/12 | Экономика как наука. | 1 |
2/13 | Экономические системы. Роль государства в экономике. | 1 |
3/14 | Рынок. Законы рынка. | 1 |
4/15 | Факторы производства | 1 |
5/16 | Производитель и потребитель на рынке. | 1 |
6/17 | Рынок труда и безработица | 1 |
7/18 | Финансы. Государственный бюджет. | 1 |
8/19 | Мировая экономика | 1 |
9/20 | Налоги. Налоговая система. | 1 |
10/21 | Практическое занятие по теме «Экономика» | 1 |
Тема 3. Социальные отношения (2 ч.) | ||
1/22 | Социальные отношения | 1 |
2/23 | Практическое занятие по теме «Социальные отношения» | 1 |
Тема 4. Политика (7 ч.) | ||
1/24 | Политическая система. | 1 |
2/25 | Государство и его функции. | 1 |
3/26 | Политические режимы. Демократия | 1 |
4/27 | Органы государственной власти в РФ | 1 |
5/28 | Политические партии и движения. | 1 |
6/29 | Избирательное право. | 1 |
7/30 | Практическое занятие по теме «Политика». | 1 |
Тема 5. «Право» (3 ч.) | ||
1/31 | Право | 1 |
2/32 | Практическое занятие по теме «Право» | 2 |
33- 34 | Итоговое занятие. Работа с демоверсией текущего года | 2 |
Итого: | 34 часа |
Литература:
- Баранов В.В. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ/В.В.Баранов.-М.:АСТ,2018-208 с.
- Баранов В.В. ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ/П. А.Баранов.-М.:АСТ,2018-208 с.
- Маркин С.А. Обществознание. ЕГЭ. Эффективное решение 2 части экзамена / С.А. Маркин. – М.:Омега-Л,2018.-128 с.
- Маркин С.А. Обществознание. ЕГЭ. ЭВыполнение задания 29. Эссе «Экономика» / С.А. Маркин. – Рн/Д:Феникс,2014.-336 с.
- Чернышева О.А.Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.-Р н/Д.:Легион,2019.560
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс 10 класс "Актуальные вопросы обществознания"
Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 класса с целью расширения знаний по обществознанию....
Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...
Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»
Пояснительная запискаАктуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...
Программа предмета по выбору «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса
Рабочая программа по курсу для 10 класса составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовате...