Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс)
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp ek 10-11 kl | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу: «Актуальные вопросы обществознания:
человек и духовная сфера»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Актуальные вопросы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам и темам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного курса
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с курсами другими, в частности с историей, географией, литературой.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса «Актуальные вопросы обществознания: человек и духовная сфера» обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Цели
Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Местокурса в учебном плане
Учебный план МБОУ «БСОШ» отводит 34 часа для изучения учебного курса «Актуальные вопросы обществознания: человек и духовная сфера» на этапе среднего (полного) общего образования, в X и XI классах 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Программа разработана на основании:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Программы элективного курса «История: теория и практика» : 10–11-е классы – Никиташина А. В.Элективный курс «История: теория и практика» : 10–11-е классы //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/[Электронный ресурс]https://festival.1september.ru/articles/
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для обществознания на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Актуальные вопросы обществознания: человек и духовная сфера»» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях, формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлятькомплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам;
формулироватьна основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оцениватьразличные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Часы |
Государство в политической системе | ||
1 | Государство в политической системе. | 1 |
2 | Понятие бюрократии. | 1 |
3 | Политический режим. | 1 |
4 | Демократия и ее основные ценности и признаки. | 1 |
5 | Современный российский парламентаризм. | 1 |
Гражданское общество и его институты | ||
6 | Гражданское общество, его отличительные признаки. | 1 |
7 | Политическая идеология, ее роль в обществе. | 1 |
8 | Политические партии и движения. | 1 |
9 | Выборы в демократическом обществе. | 1 |
10 | Группы давления (лоббирование). | 1 |
11 | Место и роль СМИ в политической жизни. | 1 |
Личность в политической жизни | ||
12 | Человек в политической жизни. | 1 |
13 | Политическая социализация личности. | 1 |
14 | Политический экстремизм как общественное явление. | 1 |
15 | Политическая элита. | 1 |
16 | Политическое лидерство. | 1 |
Политический процесс | ||
17 | Политический процесс, его формы. | 1 |
18 | Политический конфликт, понятие, структура. | 1 |
19 | Современный этап политического развития России. | 1 |
Введение в социальную психологию | ||
20 | Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. | 1 |
21 | Периодизация развития личности. | 1 |
22 | Эмоциональный мир личности. | 1 |
23 | Ролевой набор личности. | 1 |
24 | Личность в сфере общественных и межличностных отношений. | 1 |
Мир общения | ||
25 | Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. | 1 |
26 | Идентификация в межличностном общении. | 1 |
27 | Проблема межличностного конфликта. | 1 |
28 | Общение в юношеском возрасте. | 1 |
29 | Общение формальное и неформальное. | 1 |
30 | Деловое общение. | 1 |
Психология социальных групп | ||
31 | Проблема группы в социальной психологии. | 1 |
32 | Семья как малая группа. | 1 |
33 | Антисоциальные группы. | 2 |
34 | Обобщение: «Введение в политологию и социальную психологию». | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс / Т.П. Бегенеева. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с.
- Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева / С.В. Краюшкина. М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 175 с.
- Баранов П.А. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 191 с.
- Баранов П.А. Обществознание: Общество. Духовная жизнь: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 157 с.
- Баранов П.А. Обществознание: Человек. Познание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158 с.
- Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 126 с.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2013. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 104 с.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2013. Обществознание. Практикум по выполнению тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 191 с.
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, М.Ю. Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 413 с.
- Чернышева О.А. подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. – Ростов/нД: Легион, 2012. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса
Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...
рабочая программа дополнительных занятий "Сложные вопросы обществознания" для 9 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, 68ч
Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, рассчитана на 68ч....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс
Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Актуальные вопросы обществознания"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл...