Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к аттестации.
Занятия по подготовке к ОГЭ (ГВЭ) по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к экзамену.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po-obshchestvoznaniyu-9.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____ «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа элективного курса для 9 класс
«Актуальные вопросы обществознания»
2018 - 2019 учебный год
Учитель: Верхотурцев А. В
Квалификационная категория: без категории
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «__» ___________ 20__ г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к аттестации.
Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к экзамену.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
- Биосоциальную сущность человека
- Основные этапы и факторы социализации личности
- Место и роль человека в системе общественных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- Основные социальные институты и процессы
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для :
- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ | ТЕМА | Количество часов | ВСЕГО | |
теория | практика | |||
1 | Входной контроль | 2 | 2 | 4 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 4 | 7 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 3 | 5 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 3 | 4 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 1 | 4 |
9 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
10 | итого | 13 | 21 | 34 |
Содержание программы элективного курса
Тематическое планирование
№ | Тема занятия. | Кол. часов | Дата | Примечание |
1 | Входной контроль | 1 | ||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ (ГВЭ) | 1 | ||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | 1 | ||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 1 | ||
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы | 1 | ||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | 1 | ||
7 | Глобальные проблемы человечества | 1 | ||
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест) | 1 | ||
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» (вторая часть) | 1 | ||
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест) | 1 | ||
11 | Промежуточный контроль | 1 | ||
12 | Деятельность человека, её основные виды | 1 | ||
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» (тест), вторая часть | 1 | ||
14 | Решение заданий по теме «Человек» , вторая часть | 1 | ||
15 | Тестирование по теме «Человек» (тест) | 1 | ||
16 | Экономика, её роль в жизни общества | 1 | ||
17 | Рыночная экономика | 1 | ||
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» (тест), вторая часть | 1 | ||
19 | Решение заданий второй части по теме «Экономика» | 1 | ||
20 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 | ||
21 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | ||
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | 1 | ||
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» (тест), вторая часть | 1 | ||
24 | Решение заданий второй части по теме «Социальная сфера» | 1 | ||
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | 1 | ||
26 | Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления. | 1 | ||
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» (тест) Решение ситуативных задач по теме «Политика», вторая часть | 1 | ||
28 | Решение заданий второй части по теме «Политика» | 1 | ||
29 | Тестирование по теме «Политика» | 1 | ||
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | 1 | ||
31 | Тестирование по теме «Право» | 1 | ||
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества» | 1 | ||
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» (тест), вторая часть | 1 | ||
34 | Итоговый контроль. | 1 | ||
ИТОГО |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004
- Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
- Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
- Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
- Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Элективный курс 10 класс "Актуальные вопросы обществознания"
Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 класса с целью расширения знаний по обществознанию....
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
рабочая программа по элективному курсу 10 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс
1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся. 4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...