Конспект урока по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Анташкевич Елена Николаевна

Урок изучения нового материала. "Правонарушения и юридическая ответственность" Фориролвать представления учащихся о видах правонарушений, об ответственности за правонарушения. Уметь находить информацию и ситстематизировать ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Правонарушения и юридическая ответственность

Тип урока. Урок изучения нового материала

Цель урока. Способствовать формированию представлений о правонарушении и наступлении юридической ответственности

Задачи.

Образовательная:

Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока; о признаках правонарушений, преступлений, юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. 

Развивающая:

Развивать умения отличать преступления от проступков; умение характеризовать состав преступления; уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Развитие мышления, интереса к процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала. 

Воспитательная:

Воспитание личности с активной гражданской позицией, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.

Планируемые образовательные  результаты. усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.

Основные термины, понятия. правонарушение, проступки, преступления, юридическая ответственность.

Оборудование. Учебник; рабочая тетрадь; презентация, содержащая схемы «Виды правонарушений», «Виды юридической ответственности», таблицу «Признаки правонарушений»; Уголовный кодекс РФ (главы 3, 5, 8)

План урока.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний по предыдущему уроку (выполнение мини-теста) (10 мин)

3. Изучение нового материала (25 мин)

1) Правонарушение и его признаки.

2) Виды правонарушений.

3) Юридическая ответственность.

4) Виды юридической ответственности.

5) Презумпция невиновности.

4. Рефлексия (5 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

6. Подведение итогов (2 мин)

Ход урока 

1. Учитель приветствует учеников, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к уроку.

 2. Учитель раздает мини-тесты учащимся по пройденному материалу. Ученики выполняют мини-тест.

Мини-тест.

1.Дайте определение понятиям «Право», «Правоотношения», «Правоспособность», «Дееспособность», «Эмансипация»

2.Установите соответствие между определениями и понятиями:

Определения:

1. Группа правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

2. Охраняемое государством письменное общеобязательное правило, регулирующее общественные отношения.

3. Вся совокупность правовых норм, действующих в стране.

Понятие:

А норма права

Б система законодательства

В отрасль права

Г институт права

3. Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы

1) Указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) Конституционный закон

4) Постановления Правительства РФ

5) Обыкновенный закон

6) Распоряжения министерства

4. Укажите какая отрасль права регулирует приведенные ситуации:

1) Граждане А. и Б. вступили в брак

2) Отец и сын совершили разбойное нападение

3) Супруги организовали фирму по производству мебели

4) Гражданка Н. устроилась на работу в больницу

5. Составьте схему «Элементы правоотношений»

Актуализация. Подумайте о чем мы сегодня будем говорить? Посмотрите на понятия: правонарушение, права, санкции, юридическая ответственность

3. Учитель объявляет тему урока «Правонарушения и юридическая ответственность» и план урока (на слайде 1). Ученики записывают тему урока.

Правонарушение и его признаки. С точки зрения юридической квалификации все отношения между людьми делятся на три категории: правомерные (правоотношения), юридические, противоправные (правонарушения).

Давайте вспомним значение слова «мера свободы», «норма права». Ученики высказывают варианты ответов.

Вывод: Правомерное поведение – соблюдение норм права, реализация прав и соблюдение обязанностей. Ученики записывают определение в тетради.

Вслушайтесь в значение слова «Правонарушение» - это нарушение норм права т.е выражаясь юридическим языком это противоправное поведение (деяние)..

Работая с учебником выделите признаки правонарушения. Ученики работают с учебником, письменно выписывают признаки:

  1. Противоправность (т.е в соответствии с действующим законодательством)
  2. Фактическое деяние (т.е действие или бездействие) Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т. д
  3. Общественная опасность или причинение вреда т.е предполагает причинение социального вреда (фактическое или возможное). Как правило, правонарушение наносит фактический вред интересам личности; общества, государства. Вместе с тем деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя, незаконное хранение оружия, несоблюдение техники безопасности, создание преступной группы и т. д.).
  4. виновное деяние т.е осознание лицом противоправности своего поведения и связанных с ним результатов, а также признание лица виновным в совершении противоправного деяния компетентным государственным органом (к примеру, признать лицо виновным в совершении преступления в современной России может только суд).
  1. Неосторожность

Б)   Умысел (прямой и косвенный)

  1. ответственное деяние т.е совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера, адекватных причиненному вреду.

Вывод: Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетради.

Ученики записывают в тетради : Любое правонарушение должно быть связано с волей и сознанием людей.  Так, малолетний ребёнок или душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков. Нарушение ими правовых норм нельзя считать правонарушением. Законодатель исходит из того, что подобный человек не может осознавать свои действия, поэтому бессмысленно подвергать его ответственности.

Признак «виновность» связан с понятием «вина». Вина — психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел бывает прямой и косвенный.

Виды правонарушений.

Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся с учебником прочитать «Виды правонарушений»

 Прочитать и заполнить таблицу «Проступок и правонарушение»

Общие черты

Различия

Преступление

Проступок

Согласно ст. 14.1 УК РФ, преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое действующим УК под угрозой наказания. Ученики записывают определение в тетрадь.

Ученики выполняют задание 2 «В классе и дома» в учебнике.

Подводя итог, важно подчеркнуть, что все виды правонарушений находятся в тесной взаимосвязи. Так, нарушение водителем правил дорожного движения может повлечь за собой не только административное взыскание, но и (в случае совершения ДТП) гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Любые правонарушения отрицательно влияют на состояние законности и правопорядка. Поэтому предотвращение правонарушений является одной из основных задач государства и общества.

Юридическая ответственность.

Ученики выполняют задание учителя: в учебнике найти два значения «юридической ответственности» , в которых оно употребляется. Выписать в тетрадь.

Ученики совместно с учителем устно выполняют задание с помощью учебника: найти признаки юридической ответственности:

  • всегда связана с государственным принуждением;
  • наступает только за совершённое правонарушение; правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим её свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное;
  • реализуется в процессе правовой деятельности правоприменительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона;
  • её последствиями могут стать негативные для совершившего правонарушение явления (лишение каких-то прав, свободы);
  • устанавливается государством в правовых нормах;
  • опирается на государственное принуждение;
  • применяется специально уполномоченными государственными органами;
  • связана с возложением новой дополнительной обязанности.

Виды юридической ответственности.

Учитель предлагает ученикам заполнить схему «Виды юридической ответственности». В итоге она может принять следующий вид:

Учитель поясняет схему с помощью учебника:

  • Уголовная ответственность – за преступления. Уголовные наказания: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы и т.д 
  1. носит личный характер, т. е. применяется к личности (отдельному человеку), а не к организациям
  2. применяется только судом
  3. Возраст: с 16 лет, а за наиболее опасные преступления (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой и т. д.) уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет.
  • Административная ответственность (административный кодекс) – например за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, хулиганство и т.п), не влечет за собой  судимость. Виды наказаний: предупреждения, штраф, конфискация, лишения специальных прав, административный арест, дисквалификация, обязательные работы  
  • Дисциплинарная и материальная (возместить работником нанесенный им ущерб) ответственность – за нарушение трудового права (т.е лицо совершившее правонарушение, подчинено должностному лицу или органу, налагающему ответственность). Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по статье.
  • Гражданская (гражданско-правовая) – за нарушение норм гражданского права. Основана на принципе возмещения ущерба т.е возмещение убытка, уплата неустойки и т.д (имущественный характер)

Презумпция невиновности.

С помощью учебника учитель совместно с учениками раскрывает смысл понятия «презумпция невиновности».

Внимание учащихся акцентируется на следующих аспектах:

  • никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;
  • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого

4. Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует:(фронтальный опрос) Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

1.Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2.Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3.Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

4.Подростки курили в школьном туалете.

5.Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

6.Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

7.Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

  1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

6. Домашнее задание:

1. Параграф 10.

2. Выучить записи в тетради.

3. Ученики делятся на 4 группы. Каждая группа составляет по 3 примера-ситуации административных, уголовных, гражданских и дисциплинарных правонарушений (письменно).

7. Учитель подводит итоги урока. Ученики отвечают на вопрос: «О чем вы сегодня узнали на уроке». Учитель выставляет оценки.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Критерии

5 (отл.)

4 (хор)

3 (уд)

2 (неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство.

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2.Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствущими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

1. https://soc-ege.sdamgia.ru/

2.  Обществознание в схемах и таблицах.  Махоткин А.В., Махоткина Н.В., М.: 2015. — 368с.  

3. Обществознание. Учебник для 9 класса.  Боголюбов Л.Н. и др., М.: 2014. — 208 с.

4. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А., М.: 2016. - 288 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....

Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Разработка урока по теме: Юридическая ответственность

Разработка урока по теме: "Юридическая ответственность", 9-11 классы. В игровой форме урока....

Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"

Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам....

Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"

Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...