Конфликт ценностей и потребностей в обществе массового потребления
статья по обществознанию

Данный доклад может помочь при выступлении на педагогических советах

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конфликт ценностей и потребностей в

«обществе массового потребления»»

ЧЕЛОВЕК, как и любой живой организм, имеет биологические потребности, которые называют базовыми. К ним относят: потребность в еде, воде, тепле и защите.

Но человек, как социальное «существо» нуждается в общении, в личных достижениях и самостоятельности, в признании со стороны других, то есть в основных ценностях.

 В процессе эволюции человек всё больше стремится к самоутверждению и к реализации своих интересов, но всё меньше думает о традициях и ценностях народа, своей семьи. Со временем патриархальные ценности ослабили свои роли.

Борьба женщин за свои права, за место в обществе и в семье, а также феминистские движения, стремящиеся к уравниванию мужчин и женщин, наложили отпечаток на перемены в традициях общества. У представительниц слабого пола появилась потребность реализовываться в социуме и карьере, отодвигая семейный уклад немного в сторону.

Мужчины же в современном обществе также склонны искажать патриархальные правила. Например, основой домостроя помимо требований, является обязанность мужчины быть добытчиком в своей семье. Однако ярые сторонники патриархальных устоев современности порой чтут лишь обязанности жены, забывая о своих функциях.

Несмотря на глобальные изменения общества, в большинстве семей по сей день сохраняются отголоски классической патриархальной системы, а некоторые стремятся сохранить ту классическую модель ценностей, где мужчина – нерушимый глава и правитель, но таких семей осталось очень мало. Современное общество – это «общество массового потребления»

Само «общество массового потребления» стало порождением мирового экономического кризиса 30-х гг. и Второй мировой войны, когда люди были лишены необходимых средств к существованию, когда нужда и голод были постоянным явлением в каждой семье.

После Второй мировой войны и реализации «плана Маршалла» страны Запада вступили в полосу экономического подъёма. Этот подъём иногда прерывался экономическими кризисами, но, несмотря на это, к 1960-м гг. промышленность крупнейшей капиталистической страны – США – выросла в полтора раза. Беднейшие слои населения пополнялись прежде всего за счёт эмигрантов, стремившихся во что бы то ни стало попасть в богатейшие страны мира. В то же время всё более широкие слои рабочих, фермеров и служащих получали доступ кблагам цивилизации. Вездесущая реклама, кинофильмы, другие произведения массовой культуры и даже политические деятели пропагандировали всё новые достижения конкурирующих между собой фирм, будь то туристическое путешествие в Тропическую Африку или зубная паста. Потребление жизненных благ становилось целью жизни людей и определяло положение человека в обществе.

Таким образом, возник термин «общество потребления», который определял новую стадию в развитии индустриального общества. Эту стадию характеризовали рост благосостояния населения и зависимость жизни человека и страны от потребления как можно большего количества товаров.

Со временем, живя в таком обществе и ориентируясь на ценности «потребления», человек забыл о существовании общечеловеческих ценностях  -  фундаментальных, общечеловеческих ориентирах и нормах,  моральных ценностях, являющихся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Мы живем в обществе потребления. Мы сами его выстроили. И продолжаем строить. Воспитывать детей, убеждать несогласных. А ведь на самом деле именно от неумеренного потребления выделенных нам ресурсов, мы сами создаем себе все проблемы. Техногенные катастрофы, отвратительная экология, локальные и глобальные конфликты. Все это происходит от того, что кто-то в обществе хочет потреблять больше, чем ему на самом деле надо.
В обществе потребления существует целый комплекс экономических, экологических, социальных и нравственных проблем.

Производителям товаров выгодно стимулировать потребление, чтобы предотвращать кризисы, вызываемые перепроизводством. Одним из таких стимулов является кредитование населения, когда человек имеет возможность получить желаемую вещь сразу, не откладывая покупку на потом. Люди становятся должниками системы потребления, часто не имеют возможности вырваться из рабской зависимости. В современном мире многие товары становятся все более дешевыми и доступными населению. Это не всегда происходит от внедрения новых технологий в производство, а является результатом чудовищной эксплуатации труда. Большинство заводов и фабрик находится в странах третьего мира, где плохо соблюдаются права граждан.

Общество потребления скрывает реальные социальные противоречия. С развитием благосостояния людей цикл использования вещей сокращается, они отправляются на свалки. Наша планета уже не способна справляться с загрязнением, вызванным большим количеством мусора. Крупные капиталистические государства часто «экспортируют» в страны третьего мира промышленные отходы. Экологически чистые территории превращаются в пластиковые острова в Тихом и Индийском океане или радиоактивные могильники. Многочисленные свалки ухудшают экологию, провоцируют различные заболевания. Общество потребления пытается освободиться от моральных устоев. Потребление становится его религией и идеологией.

И полвека назад и сейчас есть люди, которые задумываются и задаются вопросами: «Есть ли выход? Хотелось бы нам, чтобы наши дети жили вот в этом обществе потребления или может быть общество должно быть другим, с преобладанием совсем иных ценностей?» Что делать? Как можно нейтрализовать какую-либо силу?

Необходимо найти что-то противоположное ей. Что противоположно потреблению? Конечно созидание. Но какое место созидание занимает в нашей жизни. Мне кажется, что люди забыли, что они созданы творить. Вспомните выражение: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Возможно, это выражение не буквально.

  • Посадить дерево.

Что это значит? Отдать дань природе! Ведь это созидание!? Однако человечество не высаживает деревья , а наоборот, безжалостно вырубает леса.

  • Построить дом.

Или оставить после себя наследие. Это тоже не буквально. Наследием может стать все что угодно: изобретение, открытие, картина, песня или книга. Но что оставляет после себя среднестатистический современный человек? Около 23 тонн мусора?  И в лучшем случае жилье для своих детей таких же потребителей, как и он сам.

  • Вырастить сына.

Продолжить род или воспитать гармоничную личность – это тоже созидание. И тоже в более глобальном смысле. Ведь не только родители участвуют в воспитании ребенка. Общество формирует личность, а личность формирует общество. У каждого человека огромное количество друзей, знакомых и родственников.

И на каждого он имеет какое-то влияние. И Мы с вами можем заниматься взращиванием гармоничных личностей ежемоментно, направляя их от потребления к созиданию хотя бы своим примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в общество с применением математических познаний

Материал о работе педагога по формированию ответственного отношения к трудовой деятельности, оценке учениками качества проделанной ими работы с помощью математических методов, совместной деятельности ...

Статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления"

Данная статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления" является актуальной, так как затрагивает одну из главных проблем школы и общества в целом.В этой статье, на осн...

Урок английского языка в 10 классе «Family values in modern society” ( Ценность семьи в современном обществе).

Конспект урока "Family values in modern society" (10 класс)Цель урока -  развивать коммуникативные навыки, умения  монологического высказывания с опорой на лексические образцы и н...

Христианские ценности в современном восприятии общества

В  статье кратко освещены главные христианские ценности: Триединый Бог, Слово Божие и Церковь. Общество на сегодняшний день переняло христианские ценности и интерпретировало их для повседневной ж...

Эссе.Гламур как определяющий вектор развития общества, ориентированного на потребление материальных ценностей в ущерб духовному совершенствованию

"Гламур как определяющий вектор развития общества, ориентированного на потребление материальных ценностей в ущерб духовному совершенствованию". Эссе....

Субтест по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Развитие общества. Глобализация и ее противоречия».

Субтест по обществознанию для обучающихся 10 класса  по теме  «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Разв...