Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»
методическая разработка по обществознанию
Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность - результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шарнутовская школа им.Б.С. Санджарыкова»
Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности
на уроках обществознания»
Лиджиева Л.П., учитель истории и обществознания,
Шарнут
I. Мотивация. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
II. Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания.
Участники семинара заполняют таблицу:
№ | Понятийный аппарат | Значение |
1 | Термин | |
2 | Понятие | |
3 | Определение |
III. Актуальность темы. Научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) и их реализация через специфический понятийный аппарат.
IV. Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.
Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Так, например, задание №1 в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные понятия с определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.
В № 18 ЕГЭ требуется объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие, и составить предложение по указанным далее конкретным вопросам, раскрыть его признаки.
Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на глубоком уровне.
V. Когда и как мы вводим термины и понятия? Работа в группах: привести примеры работы с понятийным аппаратом на разных этапах урока.
Вывод: Работу с понятийным аппаратом можно проводить, как в начале изучения темы, так и в ходе урока.
Так, например, при изучении темы «Принадлежность двум мирам», где речь идет о человеке целесообразно ввести понятие «человек как биосоциальное существо» сразу и далее с ним работать.
Бывает и наоборот, когда мы о чем-либо ведем речь, объясняем материал, а затем резюмируем. (Например, «в ХХ веке усилились процессы взаимовлияния и взаимодействия во всем мире. Такой процесс назвали в науке глобализацией.»)
VI.Как работать с терминами и понятиями?
Надо использовать разнообразный арсенал дидактических приемов и методов, чтобы уроки не были скучными, однообразными. Следует к конкретному возрасту и теме выбирать наиболее подходящие способы. Приведу примеры из опыта работы.
Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение.
Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу, как мы делали уже в начале мастер-класса:
Понятие | Значение |
Индивид | |
Индивидуальность | |
Личность |
Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность».
Заполняем схему (работа в группах). Термин «Правонарушение».
Есть понятия, которые ученикам сложно понять, например, «объективная истина». Такие понятия учитель объясняет сам.
Пример 3. Терминологический диктант. Работа индивиудаульная, по цепочке.
Пример 4. 7 класс. Тема «Почему важно соблюдать законы?». Работа с понятием «закон».
Выделяем смысловые части в предложении, ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Какой характер имеют эти акты?» «Кто принимает законы?» «Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они обладают?». А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз тренировать, чтобы дети привыкли к таким словам, научились их выговаривать, могли давать с пониманием развернутые ответы.
Работа в группах. Решение задач по праву (новые понятия, термины).
Например: Нередко в обществе совершаются правонарушения. Государство обязательно следит за уровнем правопорядка, чтобы защитить права граждан и интересы общества. Внимание, вопрос! Как называется применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение?
VII. Индивидуальная работа.
Пример 5.Задание на развитие критического мышления:
Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.
Например, найтидва термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса:
1) демократизация;
2) реформирование;
3) бюрократизация;
4) перераспределение полномочий;
5) средства массовой информации;
6) централизация;
7) государство;
8) модернизация.
Здесь родовое понятие «политический процесс».
Не связаны с ним видовые понятия СМИ(№5) и государство (№7)
Пример6.Задание на обобщение группы понятий
Даны слова, определить, что между ними общего.
Пример: федерация, конфедерация, содружество;
(общее – это формы национально-государственного устройства)
Пример7.Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне
Пример: найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.
(Обобщающим является «религия»).
VIII. Работа с заданиями повышенного уровня сложности.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Пример 8. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Мотивом ________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ________(В), социальной группы, общества в целом.
________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. потребность
2. деятельность
3. природа
4. социальный
5. естественный
6. подлинный (разумный)
7. индивидуальность
8. индивид
9. идеальный (духовный)
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.Ответ: 218549
Заключение.Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность - результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла.
Не зря гласит восточная мудрость: «Когда дует ветер перемен,не воздвигай щит, а поднимай парус».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-1338633-1624486689.jpg)
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359816-1635786787.jpg)
«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/30/picture-1322836-1730318865.jpg)
Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-414619-1412444983.jpg)
Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"
Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания по формированию функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-679155-1481756012.jpg)
Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках родного(чувашского) языка и литературы (работа с текстом по произведениям Порфирия Афанасьева)
Работа с текстом по биографии народного поэта ЧР Порфирия Васильевича Афанасьева....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-1485461-1695222420.jpg)
Методическая разработка " Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы....
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...