Методическая разработка игрового занятия "Конституция Российской Федерации"
презентация к уроку по обществознанию
Игровое занятие по знанию конституции Российской федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Муниципальный правовой конкурс «Твой выбор»
Номинация «Методические разработки мероприятий»
Методическая разработка игрового занятия
«Конституция Российской Федерации»
Автор:
педагог дополнительного образования
Меняйло Ирина Викторовна
г.Первомайск
2019год
Цели занятия:
1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны.
2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны.
3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Задачи занятия:
- раскрыть понятие, сущность и роль Конституции в жизни каждого гражданина страны;
- формировать представление о своих правах и обязанностях в школе, дома и в обществе;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение логично и конкретно выражать свои мысли, идеи;
- воспитывать чувство взаимопомощи, понимания;
- воспитывать интерес к правовым дисциплинам, ответственность к своей безопасности.
Возраст детей: 9-15 лет.
Ход игры
Добрый день.
Дорогие ребята! У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 году, когда была принята Конституция нашей страны. Это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
- Что же такое Конституция? И для чего она нужна?
На эти и на другие вопросы мы ответим с вами вместе. Вы будете работать в командах, а оценивать вашу работу будет многоуважаемое жюри.
(Представление жюри).
А прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам придумать название своей команде.
- Конституция - это основной закон Российской Федерации. Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Когда и как была принята Конституция? Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
- Что вы о нем знаете?
- Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ, т.е. с самого момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданства. Вот и я вам предлагаю воспользоваться своим правом на имя: на ваших столах лежат заготовки ладоней давайте на них напишем своё имя. А теперь отложите их в сторону, они нам ещё пригодятся.
- А теперь давайте поиграем:
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Найдите и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово. (Россия)
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
- А теперь давайте поработаем в командах. У каждой команды на столах в стаканчиках стоят флажки РФ, чья команда первая поднимет флажок, та и будет отвечать. А уважаемое жюри будет внимательно наблюдать за вами и давать вам право ответа. Смотрим на экран. (Показ слайдов)
1 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Правильный ответ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
Правильный ответ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
Правильный ответ: право на отдых.
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Правильный ответ: право на труд.
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Правильный ответ: неприкосновенность жилища.
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц и т.д.)
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
2 конкурс «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
3 конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
Новый год Международный женский день День защитника Отечества Праздник Весны и Труда День Победы Рождество христово День независимости России День народного единства | 23 февраля 1 января 9 мая 8 марта 12 июня 4 ноября 7 января 1 мая |
- Молодцы! Вы все знаете хорошо государственные праздники.
Принятие законов «Детство»
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.
- Я хочу ознакомить вас с проектом законов «Детство», который лежит у вас на столах.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
4 конкурс «Блиц - вопросы по Конституции РФ»
- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
5 конкурс «Отгадай сказку»
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
- В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы для голосования: ваши ладони с именами. Я предлагаю поднять их, если вам понравились, и вы согласны соблюдать эти законы.
(Дети голосуют)
- А теперь я предлагаю послушать песню Александра Добронравова Россия ты права! в исполнении Лизы Ивановой, а вы можете подпевать пока наше жюри принимает решение и подводит итоги.
Мы хотим, чтоб Россия расправила крылья,
Чтобы солнце и звезды всегда ей светили,
Мы из прошлого в завтра найдем переправу –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все, что строит любовь, могут бомбы разрушить,
Но в цветах больше силы, чем в танках и пушках!
Не дадим никому оболгать эту правду –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все у нас впереди, мы еще молодые,
И всегда будем жить только в нашей России,
Взявшись за руки, все мы сумеем исправить –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Подведение итогов.
- А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее. Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Будьте патриотами!
Список литературы
- Конституция РФ. М.: 2013. – 40 с.
- Конвенция “О правах ребёнка”. – М.: Издательство “Омега - Л”, 2014 г. – 19 с.
- Конституционный строй России // Вопросы парламентского права. — М., 1995.
- Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 2001г.
- Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игровой программы "Папа, мама, я - спортивная семья"
В разработке представлена игровая программа задачами которой являются: совершенствование знаний, умений и навыков у воспитанников, полученных на занятиях по хореографии;ознакомление детей и родителей ...
Методическая разработка игровой программы "Путешествие в королевство Фруттеллы"
Осенний детский праздник представлет в форме конкурсно-игравой программы в детском образцовом хореографическом коллективе "Искорка"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-262147-1392183472.jpg)
Методическая разработка "Игровой метод на уроках английского языка".
Прежде, чем выбрать игровой метод обучения, мне пришлось поставить перед собой некоторые вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?Как создать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559079-1420438313.jpg)
Разработка урока Конституция Российской Федерации
Работа выполнена для урока обществознания 9 класса, выполнена в технолгии критического мышления. Содержит авторскую презентацию, конспект урока, рабочие листы для учащихся, самоанализ. Заслужила высок...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-799548-1466971328.jpg)
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...
Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»
Методическая разработка урока«Образование российского централизованного государства» Представлена технологическая карта урока с приложениями...