Методическая разработка урока по теме "Уголовно-правовые правоотношения"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "Уголовно-правовые правоотношения" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_antikorruptsii.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обществознание

Тема урока: Уголовно-правовые правоотношения

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • способствовать формированию правовой культуры обучающихся, познавательного интереса к изучению основ уголовного права, привитию уважения к законам и правовым нормам.

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
  • развить навыки самостоятельной работы обучающихся и решения заданий, умения работать с источниками;
  • способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.

предметные:

  • дать понятие уголовного права как отрасли права, рассмотреть предмет и метод уголовного права;
  • рассмотреть систему уголовного права и его задачи;
  • изучить принципы уголовного законодательства
  • Изучить виды преступлений

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы. Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

 Фронтальная

работа

 Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Учитель предлагает рассмотреть ситуацию: «В магазине пожилому человеку стало плохо, врач, который стоял в очереди не оказал медицинской помощи»  

- Должен ли он оказывать помощь или нет? Оцените не только с точки зрения морали, но и права.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?  Как вы думаете, какая тема урока?

- Какая цель нашего урока?

 - Какова актуальность заявленной темы?  

- Актуален ли этот вопрос для молодежи?

- А что бы вы хотели узнать?

- Составьте возможный план урока (кластер), исходя из того, что вы хотите узнать о

- Учитель подводит учащихся к пониманию темы, предлагая уч-ся самим назвать тему урока, составить план урока. (Технология «мозгового штурма»).

Можно ли совершить преступление путем бездействия?

 Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать, высказывают свою точку зрения.

 Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Фронтальный опрос

- Что такое отрасль права?

- Назовите отрасли права

- При каком условии физические лица могут стать активными участниками правоотношений?

- Что такое дееспособность, с какого возраста наступает?

- Чем преступления отличаются от проступка?

Учащиеся отвечают на вопросы и вспоминают пройденный материал.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Групповая работа

Учитель объясняет учащимся задание для работы в группе – изучают материалы параграфа и дополнительного материала, составление тезисного плана или схем по прочитанному.

 1 группа – особенности уголовного права

2 группа – понятие преступление и его признаки

3 группа – уголовное наказание

Обсуждение итоговой информации с учителем, её проверка (по презентации), окончательная фиксация информации в рабочей тетради.

.

Самостоятельная организация работы в группе:

а) работа в группе:

- чтение текста,

-совместное обсуждение текста,

-отвечают на вопросы учителя,

б) извлекая необходимую информацию из учебника и раздаточного материала

в) Обсуждение полученной информации в каждой из групп, отбор наиболее важной информации, её корректировка, фиксация

Учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:

-  Что такое уголовное право и уголовно-правовые отношения

- Субъекты, объекты и содержание уголовно-правовых отношений.

-Особенности УК РФ

-Что же такое преступление?

-Каковы признаки преступления?

- Как вы думаете, что может стать причиной наступления уголовной ответственности?

- Чем умысел отличается от преступления?

- Что такое необходимая оборона и каковы пределы допустимой обороны?

_Что такое уголовное наказание?

- Какие бывают наказания и от чего зависит их установления?

- Уголовное наказание для несовершеннолетних.

В группе происходит мини– обсуждение с целью поиска верного решения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Первичное закрепление нового знания.

Фронтальная работа

Решение задачи из раздела «В классе и дома»

Учащиеся решают предложенную задачу

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Групповая работа

Учитель предлагает подобные задачи для групповой работы. Все задачи являются примерами коррупции.  (см. приложение)

Учащиеся отвечают на вопросы, разбирают ситуации, знакомятся со статьями УК РФ.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Включение в систему знаний и умений.

Фронтальная работа

Обсуждение заданий, которые ученики разбирали в группах:

Что объединяет все эти ситуации?

Что такое коррупция?

Как можно противодействовать коррупции?

Ученики отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, высказывают свои точки зрения на тему коррупции и способов борьбы с ней.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Ученики оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы:

- Как я работал (а) на уроке?

- Как я усвоил (а) материал?

- Что нового я узнал (а) на уроке?

- Где на практике можно применить эти знания?

- Что полезного для себя лично я узнал (а) на уроке?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Приложение. Карточки для групповой работы учащихся.

  1. Определите преступление и его признаки.
  2. Кто является виновным?
  3. Какое уголовное наказание получает преступивший закон?

Ситуация 1.

Петрова Вера Ивановна нарушила правила дорожного движения, по этой причине ее остановил сотрудники ДПС. Гражданка Петрова не захотела потерять свои водительские права и предложила сотруднику ДПС сумму – 3 тыс. рублей. Сделка была заключена.

Ситуация 2.

4 марта стало известно о взятках при строительстве южно-сахалинской ТЭЦ-1. Следователи считают, что компания "Энергострой" выиграла конкурс на строительство четвертого энергоблока после того, как Николай Кран – владелец энергетической компании и председатель совета директоров "Тихоокеанского Внешторгбанка", поручившегося за "Энергострой" – дал взятку в размере 5,6 миллионов долларов губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину.

Ситуация 3.

Работник прокуратуры на пешеходном переходе сбил девушку, которая получила тяжелые повреждения. Нарушитель позже применил угрозы по отношению к девушке и ее матери, чтобы те забрали заявление из полиции и не рассказывали о случившимся. Женщинам угрожали физической расправой и давлением со стороны правозащитных органов, в которых работает нарушитель.

Ситуация 4.

Директор Дома творчества нанял строительную компанию для ремонта крыши. В конце работ директор отказался подписывать акт о выполненных работах и справки о стоимости работ и затрат председатель вымогал у подрядчика 40 тысяч рублей. Подрядчик испугался, что директор в силу служебных полномочий мог создать условия, при которых он, подрядчик, мог не получить за выполненные работы денег, и дал директору деньги, но затем сообщил в полицию.

УК РФ Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере.  Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

УК РФ Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УК РФ Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

УК РФ Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

УК РФ Статья 204. Коммерческий подкуп

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа - превышающие один миллион рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя"  с использованием технологии составления ментальных  карт...

Разработка урока по теме "Гражданские правоотношения"

Воспитание правовой культуры и активной гражданской позиции подростков...

Методическая разработка урока по обществознанию, 9 класс. «Административные правоотношения»

Планируемы образовательные результаты:Предметные: определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят  важнейшие черты административных пра...

Методическая разработка занятия "Подросток в трудовых правоотношениях"

Данная методическая разработка поможет социальным педагогам, классным руководителя и родителям. Проведение занятия решает вопросы профориентационного направления. Обучающиеся на занятии с помощью кейс...