Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя"  с использованием технологии составления ментальных  карт

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита прав потребителя Задачи для школьников

Слайд 2

1.Продавец поставил потребителя в известность, что если он хочет оплатить товар платежной картой, то ему дополнительно придется оплатить 2%. Правомерно ли требование продавца 1. нет, цена не должна меняться от способа оплаты 2.правомерно, ведь за транзакцию банк взымает комиссию 3.правомерно, так как недопустимо взымать комиссию свыше 3%

Слайд 3

2.Потребитель получил товар, заказанный в интернете. Однако при получении понял, что на картинке товар выглядит более привлекательно. Вправе ли потребитель возвратить товар? 1.вправе 2.не вправе 3. не вправе, если не готов оплачивать пересылку

Слайд 4

3.Может ли потребитель отказаться от нарезанной по его просьбе колбасы, если продавец еще не передала колбасу в руки потребителю ? может, продадут кому-нибудь другому Не может, договор куплю-продажи уже заключен Не может, если по его просьбе нарезали уже второй сорт колбасы

Слайд 5

4.Потребитель купил сапоги и не обнаружил сведений о гарантийном сроке. 1.такой товар нужно срочно вернуть в магазин и получить деньги обратно 2. да, гарантийный срок может и не быть установлен 3. необходимо потребовать у продавца установить гарантийный срок до начала носки обуви

Слайд 6

5. Разве срок службы автомобиля может измеряться километрами? 1.нет 2.да 3.да, если автомобиль импортный

Слайд 7

6. В магазине на упаковке мороженого лежал ценник – 50 рублей. Однако на кассе покупателю сообщили, что ценник ошибочный, а стоимость мороженого – 70 рублей. Сколько должен заплатить покупатель? 1.50 рублей 2.70 рублей 3.вправе получить мороженое бесплатно

Слайд 8

7. Какой срок службы у стола, если информация об этом не указана производителем? 1. 2 года 2.5 лет 3. 10 лет

Слайд 9

8. У потребителя сломался мобильный телефон. Он передал его в ремонт по гарантии должны ли ему на период ремонта предоставить другой телефон? 1.должны 2. должны, если у него смартфон 3. не должны

Слайд 10

9.Покупая аэрозоль против крыс и тараканов, потребитель настаивал, чтобы продавец проверил аэрозоль в действии и продемонстрировал основные потребительские свойства средства. Правомерно ли такое требование? 1.правомерно, надо видеть что покупаешь 2.неправомерно, это же ядовитое опасное вещество 3неправомерно, иначе будет нарушена целостность флакона

Слайд 11

10. По указанию потребителя исполнитель из одной шкурки сделал 8 маленьких шапочек, которые невозможно было надеть. Есть ли вина исполнителя в невозможности воспользоваться результатом работы? 1. нет, так как заказывал потребитель 2. нет, размер шапочек не имел значения 3. да, ведь исполнитель –профессионал и должен был предупредить об этом потребителя



Предварительный просмотр:

Тема: Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей.

Учитель: Лысакова Оксана Анатольевна

Цели: 
-дать представление об основных понятиях темы (гражданское право, источники права, дееспособность, правоспособность, гражданско-правовые договора, эмансипация, права потребителя), о правах потребителя и способах их защиты.

- научить  составлять ментальные карты, в том числе при помощи интернет-сервисов, применять полученные знания в решении практических задач (в игровой форме)

-способствовать формированию правовой культуры учащихся, познавательного интереса к изучению основ гражданского права.

оборудование: учебник, компьютер с доступом в интернет,  сервис для создания онлайн ментальных карт coggle.it,  проектор,  раздаточный материал с  НПА, в том числе фрагменты закона о правах потребителя, презентация  с  учебными задачами  по правам потребителя, составленная на основе материалов департамента экономики г.Ростова-на-Дону , распространяемых бесплатно

Планируемые результаты:

Предметные: изучение основ гражданского права в доступном  возрасту формате,  его особенностей,  уровней дееспособности, основ прав потребителей.

Метапредметные:  умение систематизировать, обобщать материал, составлять ментальные карты, использовать информационные технологии в своей деятельности, применять правила делового сотрудничества,  работать в группе, работать с адаптированными НПА как источниками информации, оценивать информацию и преобразовывать текстовую информацию в визуальный ряд.

Личностные: формировать познавательные интерес к системе российского права, уважительное отношение к закону, понимание закона как механизма защиты своих прав.

Ход урока.

1.Организационный момент. Учащиеся располагаются группами, у каждой группы  есть набор заранее заготовленных ключевых понятий темы, лист ватмана, фломастеры, клей.

2.Постановка целей и задач. Краткие правила составления ментальных карт: Правила построения интеллект-карт:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа, лист бумаги располагаем горизонтально.

2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, которые мы рисуем, используя разные цвета. На них пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Слова пишем разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами, важные идеи записываем более крупным шрифтом.

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. Для каждого ответвления пишем ключевое слово или словосочетание, оставив возможность для добавления деталей.

4. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты

5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами.

6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

3.Актуализация имеющихся знаний.  Учащиеся отвечают на вопросы: что понимается под правовыми отношениями? Кто является субъектами правовых отношений? Какие отрасли права известны?

4.Изложение нового материала. Учитель предлагает учащимся на ватмане  составлять схему, расположив на доске заранее ключевые компоненты этой схемы. Один из учащихся работает с компьютером и онлайн сервисом создания ментальных карт.

План изучения темы (ключевые понятия):
Источники права; Особенности  гражданских правоотношений;  Субъекты гражданских правоотношений; Виды договоров ;Правоспособность и дееспособность;  Уровни дееспособности граждан; Защита прав потребителя.

 Работа с подготовленными статьями из документа –Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

5. Рефлексия  и домашнее задание. Подведение итогов в виде ответов на вопросы викторины- презентации по защите прав потребителя (информация с сайта zpp.rostov-gorod.ru. параграф 19

Приложения:

Закон РФ «О защите прав потребителей» 2019

Основными правами, требующими защиты, следует считать, конечно, право на безопасную и качественную продукцию. Именно при данных нарушениях необходимо возмещать причинённый данному лицу вред. Для обеспечения основных прав производится обмен товара, осуществляется информирование о юридических возможностях взаимодействующих сторон. Понятие обязанностей распространяется преимущественно на производителе, поставщиков и прочих лиц, которые по роду своей деятельности предоставляют продукцию и услуги.

Они обязаны: нести ответственность за допущенные недостатки (ст. 5);

устанавливать сроки годности или эксплуатации товара (ст. 5);

обеспечить потребителей запчастями к реализуемому товару (ст. 8);

создать условия для производства ремонтных работ по данному виду продукции (ст. 8);

нести ответственность за недостоверную информацию.

Закон даёт производителям права на определение гарантийного основного или дополнительного срока. Такое же право даётся продавцу, если производитель не определил свою гарантию.

Права нуждаются в защите с момента выявления дефектов в приобретённом, если, конечно, они не были заранее оговорены продавцом или производителем. В этом случае покупатель может

 (ст. 18): потребовать снижения цены, замены вещи на такую же или аналогичную;

отказаться от выполнения договора поставки;

настаивать на устранении дефектов;

 требовать компенсации убытков в полном объёме.

Все претензии по качеству могут быть направлены продавцу или непосредственно производителю. По товару, реализуемому в розничной продаже, претензии всегда направляются продавцу, который уже может переадресовать их поставщику или производителю. Если претензии потребителя вызывают спор, то продукция может быть отправлена на экспертизу. Производится это за счёт предоставляющей стороны. Если в результате исследования выяснилось, что вещь приобрела недостатки не по вине продавца, поставщика, производителя или импортёра, то оплата услуг по экспертизе ложится на потребителя.

Задачи по защите прав потребителей :

Ключ:

1.1

2.1

3.2

4.2

5.2

6.1

7.3

8.1

9.2

10.3

Ключевые элементы в помощь для составления  ментальных карт:

Гражданские правоотношения

Имущественные и личные неимущественные правоотношения

Гражданско-правовые договора

Эмансипация

Правоспособность

Юридические лица, физические лица

Дееспособность

Уровни дееспособности

Особенности гражданско-правовых отношений

Субъекты гражданско-правовых отношений

Защита прав потребителей


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....

Элективный курс по обществознанию для 7 класса "Защита прав потребителей"

Элективный курс «Защита прав потребителей» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями к...

Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения» 9 класс.

Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения»      9 класс....

Методическая разработка урока по обществознанию, 9 класс. «Административные правоотношения»

Планируемы образовательные результаты:Предметные: определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят  важнейшие черты административных пра...