Программа "Репетиторский центр "Больше, чем учитель"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Кучебо Анатолий Михайлович

Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников.   Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме. 

 Данная программа разработана  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в  9 – 11 классах.    Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по обществознанию. 

 Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильногообучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса  основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Программа позволит актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях разноуровневой системы образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Репетиторский центр163.99 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЮНОСТЬ»

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

Протокол № ___

от «____» _________2022 г.

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

МОУ ДО «ЦВР «Юность»

Протокол № ___

от «____» _________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ДО

«ЦВР «Юность»

________ А.Л. Русакова

от «____»________2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (социально-гуманитарной  направленности)

Репетиторский центр для детей сирот «Больше, чем учитель»

для учащихся от 15 до 17 лет

срок реализации: 8 месяцев

Составители:

Кучебо Анатолий Михайлович

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1

Пояснительная записка ………………...…………………………….

3

1.2

1.3

Цель и задачи  программы…………………………………………...

Учебный план…………………………………………………………

5

6

1.4

Содержание программы ………... …………………........................

9

1.5

Планируемые результаты ……………. ……………….……………

15

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1

Условия реализации программы……….. ………………..………..

17

2.2

Формы контроля…………………………………………………….

17

2.3

Оценочные материалы ………………………..……………………

18

2.4

Методическое обеспечение образовательной программы………

26

2.5

2.6

Календарный учебный график………………………………………

План воспитательной работы………………………………………..

28

41

2.6

Список литературы ...………… ………………………………......

42

Раздел №1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа социального проектирования»  разработана в МОУ ДО «Центр внешкольной работы «Юность» в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. (№ 09-3242) «О направлении информации» (Вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Постановление от 26 сентября 2019 года N 2067-па «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (с изменениями на 6 мая 2020 года);

-Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Юность».

Направление программы социально-гуманитарная направленность. Направление: дополнительное изучение наук социально-гуманитарного цикла.

Актуальность программы

Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников.   Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.  

 Данная программа разработана  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в  9 – 11 классах.    Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по обществознанию.  

 Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильногообучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса  основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Программа позволит актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях разноуровневой системы образования.

Педагогическая целесообразность  данной  программы   обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации по обществознанию (углубленное изучение основ обществоведческих наук).  

Новизна программы  заключается в том, что она предполагает углубленно освоить профильные аспекты обществоведческих наук на основе рационального мышления, с привлечением современных технологий (для работы с учащимися используется метод «рабочих листов», направленный на систематизацию, обобщение и углубление знаний по обществознанию) и тем, соответствующих запросам современного общества.

Вариативность программы заключается в том, что она имеет гибкий, вариативный характер, позволяющий в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и их эмоционального развития, рационально использовать содержание программы и творчески обеспечить ее выполнение. Помимо этого существует возможность подбирать материал для учащихся по возрасту и в соответствии с их запросами.

Адресат программы: программа рассчитана для учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.

По типу программа является - модифицированной.  Уровень программы -  стартовый.

Объем и сроки реализации программы

Период

Продолжительность занятия (час)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

8 месяцев

3

1

3

30

90

Итого

90

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные, практические занятия, проекты, открытые занятия.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы:

Формирование у учащихся в возрасте от 15 до 17 лет углубленных знаний о науках обществоведческого цикла.

Задачи:            

Предметные:

  1. Овладение углубленными знаниями об основных науках, изучаемых обществознанием;
  2. Изучение  технологии и структуры государственной итоговой аттестации;

Метапредметные:

  1. Формирование умения постановки проблемы, задач и конечных результатов;
  2. Овладение навыками и знаниями по установлению партнёрских отношений;
  3. Знакомство с правилами и приёмами ведения публичных выступлений.

Личностные:

  1. Воспитание основ толерантного отношения к восприятию альтернативных точек зрения;
  2. Способствование повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии;
  3. Формирование  интереса к обществоведческим дисциплинам;
  4. Стимулирование общественно-значимые инициативы учащегося, развитие интереса к общественной работе.

1.3. Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

теория

практика

всего

Раздел 1. Введение (3 ч)

1

ЕГЭ: понятие, цели, задачи.

0.5ч

0.5ч

Рефлексия

2

Знакомство. Командообразование.

Викторина

3

Вводное тестирование: входной контроль

Терминологический диктант

Раздел 2. Человек и общество (21 ч)

4

Природное и общественное в человеке. Углубление знаний.

0.5ч

2.5ч

Рефлексия

5

Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии. Обобщение.

Устный опрос. Рефлексия

6

Мышление и деятельность

Потребности и интересы

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Обобщение.

Рефлексия

7

Системное строение общества: элементы и подсистемы

Основные институты общества

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Обобщение.

Рефлексия

8

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Образование, его значение для личности и общества

Религия. Обобщение.

Устный опрос. Рефлексия

9

Искусство

Мораль

Понятие общественного прогресса. Углубление знаний.

Рефлексия

10

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Подведение итогов 2 раздела. Обобщение.

Тест

Раздел 3. Экономика (18 ч.)

11

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Углубление знаний.

Рефлексия

12

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Обобщение.

Рефлексия

13

Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Углубление знаний.

Домашняя работа

14

Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Обобщение.

Устный опрос. Рефлексия

15

Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Обощение.

Рефлексия

16

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Подведение итогов 2 раздела.

Тест

Раздел 4. Социальные отношения  (15 ч.)

17

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Обобщение.

Рефлексия

18

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Углубление.

Рефлексия

19

Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Обобщение.

Устный опрос. Рефлексия

20

Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Обобщение.

Рефлексия

21

Социализация индивида. Подведение итогов по разделу 4.

Тестирование

Раздел 5. Политика  (16 ч.)

Тест

22

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Углубление.

Рефлексия. Домашняя работа

23

Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

24

Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

25

Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Обобщение.

Рефлексия

26

Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

27

Коллоквиум по пройденным темам. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия. Тест.

Раздел 6. Право (17 ч.)

28

Право и Конституция РФ. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

29

Законодательство Российской Федерации. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

30

Правовое регулирование отношений.

Рефлексия

31

Гражданский процесс. Обобщение.

ВыступлениеРефлексия

32

Судебный процесс. Подведение итогов раздела 6.

ВыступлениеРефлексия. Тест.

33

Подведение итогов работы.

ВыступлениеРефлексия

Итого:

28

62

90

1.4.Содержание программы

Раздел 1. Введение (3ч)

ЕГЭ: понятие, цели, задачи.        

Теория: Понятие ЕГЭ. Цель, предметы, объекты ЕГЭ, типичные проблемы, способы их решения. Типология заданий.

Практика: Составление схемы «КИМ».

Знакомство. Командообразование.

Практика: Тренинг на командообразование.

Вводное тестирование: входной контроль

Практика: Написание входного тестирования для определения уровня знаний учащихся и выявление пробелов.

Раздел 2. Человек и общество (21 ч)

Природное и общественное в человеке

Теория: Человек как результат биологической и социокультурной социологии. Отличия человека от животного. Сознание. Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Деятельность. Виды деятельности

Практика: Составление сравнительной таблицы.

Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии

Теория: Формы мировоззрения. Виды мировоззрения. Особенности мировоззрения. Классификация мировоззрения. Источники знаний. Классификации. Формы знания. Виды знания.

Практика: Проблемная беседа «Истина и ее критерии»

Анализ Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Теория: Мышление, деятельность, потребности, интересы, свобода человека.

Практика: Анализ проблемы. Проведение социологического опроса. Составление анкет, вопросов к интервью по выбранной теме проекта, определение круга опрашиваемых на тему «Право одного человека кончается там, где начинается право другого человека»

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Теория: Сферы общественной жизни. Социальная система. Структура социального института. Типы социальных институтов. Типы функций социальных институтов. Основные социальные институты. Функции культуры. Формы и разновидности культуры. Иерархичность культуры. Взаимодействие культур.

Практика: Деловая игра «Сферы общественной жизни»

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия.

Теория: Классификация современных наук. Направленность научных исследований. Тенденции развития научного знания. Научно-техническая революция. Принципы государственной политики в сфере образования. Функции образования. Тенденции развития образования. Виды образования.

Практика: Дискуссия «Образование: прошлое, настоящее и будущее»

Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса

Теория: Теории происхождения искусства. Функции. Виды искусства. Подходы к изучению морали. Функции морали. Моральные требования. Отличие морали от правовых норм. Моральные принципы. Общественный прогресс.

Практика: Игра «Золотое правило морали»

Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы). Подведение итогов 2 раздела.

Теория: Типология обществ. Подходы к развитию общества. Типология обществ. Формационный подход к обществу. Цивилизационный подход. Типология традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Предположительные изменения общества.

Практика: Написание теста по итогам раздела

Раздел 3. Экономика (18 ч)

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.

Теория: Экономика, хозяйство, факторы производства. Элементы экономической системы. Типы экономических систем и признаки. Современная рыночная экономика.

Практика: Игра «Факторы производства»

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система.

Теория: Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система.

Практика: Деловая игра «Рыночные отношения»

Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица.

Теория: Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица.

Практика: Заполнение таблицы «Ценные бумаги». Игра «Рынок ценных бумаг»

Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике.

Теория: Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике.

Практика: Квест «Государство и экономика»

Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика.

Теория: Классификация налогов. Функции налогов. Государственный бюджет. Мировая экономика.

Практика: Составление бюджета государства

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Подведение итогов 3 раздела.

Теория: Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Практика: Тестирование по итогам 3 раздела.

Раздел 4. Социальные отношения (15 ч)

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа.

Теория: Основания социальной стратификации. Системы социальной стратификации. Критерии стратификации. Формы социальной мобильности. Классификация социальных групп. Разновидность социальных групп. Виды и характеристика больших социальных групп. Молодёжь как социальная группа.

Практика: Работа с ФЗ «О молодежной политике»

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Теория: Виды мирного существования. Тенденции в развитии этносов. Формы межнациональных отношений. Пути решения межнациональных конфликтов. Этнические общности. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Практика: Работа с текстом Конституции РФ. Выявление статей, направленных на развитие национальной политики государства.

Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль.

Теория: Типология конфликтов. Виды противоречий. Концепции социальных конфликтов. Функции социальных конфликтов. Типология и виды социальных конфликтов. Условия, способствующие успешному разрешению социальных конфликтов. Классификация видов социальных норм. Общие черты социальных норм. Социальный контроль.

Практика: Тренинг «Разрешение социальных конфликтов»/ Тренинг !Я готовлюсь к экзаменам»

Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль.

Теория: Социальные функции семьи. Типы брака. Социальные функции брака. Типологизация семьи. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль.

Практика: Деловая игра «Типы семей»

Социализация индивида. Подведение итогов по разделу 4.

Теория: Уровни социализации. Стадии процесса социализации.

Практика: Написание тестирования по итогам раздела 4.

Раздел 5. Политика (16 ч)

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система.

Теория: Подходы к определению власти. Типология политической власти. Теории о происхождении государства. Признаки государства. Атрибуты государства. Подсистемы политической системы. Функции политической системы. Классификация политических систем.

Практика: Интерактив «Создание идеального государства»

Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Теория: Типы политических режимов. Отличия от тоталитарного режима управления. Истоки авторитаризма. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Практика: Деловая игра «Формы государства»

Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе.

Теория: Классификация теории элит. Система отбора в элиту. Отличия политической партии от других политических организаций. Типологии политических партий. Иные типы партий. Функции политической партии. Типы партийных систем. Типология общественно-политических движений. Типология групп интересов

Практика: Дискуссия «Сми – 4 ветвь власти», Игра «Создание политической партии»

Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие.

Теория: Основные избирательные системы. Принципы избирательного права Российской Федерации. Основные стадии избирательного процесса. Политический процесс. Политическое участие.

Практика: Деловая игра «Избирательный процесс в РФ»

Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации.

Теория: Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру. Типология политических лидеров. Функции политический лидеров. Типология политических стилей. Виды органов государственной власти. Система органов государственной власти.

Практика: Эссе на тему «Политический лидер: кто он?»

Коллоквиум по пройденным темам.

Практика: Устный зачет по пройденным ранее темам.

Раздел 6. Право (17 ч.)

Право и Конституция РФ

Теория: Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Практика: Изучение Конституции РФ.

Законодательство Российской Федерации

Теория: Законодательство Российской Федерации о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права.

Практика: Дискуссия «Субъекты гражданского права»

Правовое регулирование отношений

Теория: Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции.

Практика: Деловая игра «Трудовые отношения»

Гражданский процесс

Теория: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Практика: Деловая игра «Споры и порядок их рассмотрения»

Судебный процесс. Подведение итогов раздела 6.

Теория: Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система. Подведение итогов раздела 6.

Практика: Подведение итогов раздела 6. Тестирование

Подведение итогов работы.

Практика: Методика «100 слов благодарности»

1.5. Планируемые результаты

Предметные:

Будут знать и понимать на углубленном уровне:

  • Биосоциальную сущность человека;
  • Основные этапы и факторы социализации личности;
  • Место и роль человека в системе общественных отношений;
  • Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • Основные социальные институты и процессы;
  • Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • Особенности социально-гуманитарного познания;

Метапредметные:

  • Научатся  постановке проблемы, цели, задач и конечных результатов своей деятельности;
  • Будут демонстрировать навыки по установлению партнёрских отношений и работы в команде;
  • Получат опыт ведения публичных выступлений с учетом изучаемых приемов и правил.

Личностные:

  • Смогут показать сформированность толерантного отношения к восприятию альтернативных точек зрения, научатся слушать и слышать собеседников;
  • Будут демонстрировать  повышение личной уверенности, понимание значимости  каждого участника процесса;
  • Будут проявлять интерес к общественно-значимой деятельности, проявлять инициативу, предлагать идеи проектов и пути решения разных задач.

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

  • кабинет;
  • средства для проигрывания аудио и видео;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • использование сети Интернет;
  • видеоматериалы.

Информационное обеспечение: компьютерные презентации по темам программы, информационные материалы, видеофильмы, видеоматериалы, раздаточный материалы (карточки, алгоритмы), тесты и викторины по темам.

Кадровое обеспечение: Кучебо А.М. – педагог-организатор.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:  

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • побуждение психоанализа, а также творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
  • развитие навыков критического анализа;
  • наличие в программе ряда тренингов «Я готовлюсь к экзаменам»
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

2.2. Формы контроля

Механизм оценки усвоения Программы:

Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела Программы в форме: участие воспитанников в викторинах, вечерах, рефлексиях и, как итог – написание тестирования.

Итоговый контроль состоит из двух этапов:

1) теоретического: тестирование по основам предметной области «Обществознание».

2) практического: подготовка и демонстрация своего проекта.

Формы представления результатов: тесты, викторины, квизы, игры, показы, рефлексии, итоговый продукт и публичные выступления.

Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы является написание итогового тестирования.

2.3. Оценочные материалы

Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию

1. Тип 1 № 45023

Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

 

1) связь с природой; 2) изменение общественных отношений; 3) социальная мобильность; 4) отмена устаревших норм; 5) совершенствование социальной организации; 6) наличие социальных институтов.

 

Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Тип 2 № 45026

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

3. Тип 3 № 14504

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) описание объекта

Г) объяснение существующих взаимосвязей

Д) формулирование закономерностей

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирический

2) теоретический

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

4. Тип 4 № 14505

Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей.

2) Использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов.

3) Расчёт на усреднённый потребительский вкус.

4) Пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей.

5) Реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством.

6) Позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения.

5. Тип 5 № 45028

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.

2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.

3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.

4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

6. Тип 6 № 45029

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) сборы за пользование объектами животного мира

Б) налог на доходы физических лиц

В) водный налог

Г) торговый сбор

Д) транспортный налог

ВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ

1) федеральные

2) местные

3) региональные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

7. Тип 7 № 45030

Фирма «Лисичка» — ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Оплата потреблённой электроэнергии.

2) Приобретение тканей, ниток, фурнитуры.

3) Выплата сдельной заработной платы работникам.

4) Взносы по страхованию имущества фирмы.

5) Оклады администрации.

6) Погашение процентов по ранее взятому кредиту.

8. Тип 8 № 45031

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.

2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

3) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.

4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

9. Тип 9 № 45033

В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=93653&png=1

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.

10. Тип 10 № 10500

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.

2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.

3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.

4) Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.

5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

11. Тип 11 № 45034

В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.

Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.

 

1) Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.

2) Свободное и добровольное участие граждан в выборах.

3) Наличие этапа предвыборной агитации.

4) Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

5) Процедура тайного голосования.

6) Голосование по одномандатным округам.

12. Тип 12 № 45035

Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Единство экономического пространства.

2) Наличие официальной идеологии.

3) Правовое государство.

4) Приоритет судебной власти.

5) Светское государство.

13. Тип 13 № 45036

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

А) обеспечение исполнения федерального бюджета

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) осуществление помилования

Г) утверждение военной доктрины

Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

СУБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 45037

Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Одна из функций правоохранительных органов — укрепление законности и правопорядка.

2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура.

3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.

4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.

5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

15. Тип 15 № 45038

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) предупреждение

Б) лишение свободы на определённый срок

В) взыскание неустойки

Г) возмещение убытков

Д) дисквалификация

МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях

2) способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу РФ

3) наказания по Уголовному кодексу РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. Тип 16 № 45039

Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации. При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.

 

1) Наличие законного источника средств к существованию.

2) Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России.

3) Наличие документа о профессиональном образовании.

4) Владение русским языком.

5) Наличие родственных связей в Российской Федерации.

6) Наличие собственности на территории России.

17. Тип 17 № 45040

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)

18. Задания Д18 C2 № 45041

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19. Тип 19 № 45042

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20. Тип 20 № 45043

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

21. Тип 21 № 44109

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=104132&png=1

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара).

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

22. Тип 22 № 45044

В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.

Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.

Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.

К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

23. Тип 23 № 45046

Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Тип 24 № 10636

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

 

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии».

25. Тип 25 № 44166

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)

3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Основные критерии оценки при выполнении и демонстрации личного прогресса:

Учащийся должен уметь: Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Рефлексия

Можно предложить учащимся как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На занятии я работал активно/пассивно

2. Своей работой на занятии я доволен/не доволен

3. Занятие для меня показался коротким/длинным

4. За занятие я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал занятия мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

2.4. Методическое обеспечение образовательной программы

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью  комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые  ставит педагог.

Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, самостоятельная работа, дискуссии, круглые столы.

Методы деятельности: методика матрицы идей, методика вживания в роль, метод аналогии, метод мозгового штурма, методика синектики, метод деловой игры, метод ассоциаций.

Все формы и методы деятельности отвечают требованиям системно-деятельностного подхода в вопросах построения образовательного процесса и отводят большое внимание самостоятельной, творческой деятельности учащегося.

Для успешной реализации программы накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы (Опорные листы по всем темам).

Имеются в наличии видеоматериалы, конкурсы, тесты (по диагностике), раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. Используются материалы из сети Интернет и методическая литература.

Этапы проведения занятий:

1. Введение в тематику. Теория (слова педагога)

2.Анализ информации, ответы на предложенные вопросы, практическая работа.

3.Обратная связь, управление дискуссией, ответы на возникшие у аудитории вопросы.

4.Объявление педагога о завершении занятия, анонс следующего занятия.

Важными этапами проведения занятия являются обсуждение, самоанализ и рефлексия.

2.5. Календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

форма

место

Форма контроля

теория

практика

Общее кол-во

Проведения занятия

Раздел 1. Введение (3 ч.)

1.

Тема: ЕГЭ: понятие, цели, задачи. 

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, беседа, прием сравнения, игровой.

0.5ч

0.5ч

Практика: Составление схемы «КИМ».

ЦВР «Юность»

Рефлексия  

2.

Тема: Знакомство. Командообразование.

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, беседа, прием сравнения, игровой.

Практика: Тренинг на командообразование.

ЦВР «Юность»

Викторина

3.

Тема: Вводное тестирование: входной контроль

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Написание входного тестирования для определения уровня знаний учащихся и выявление пробелов.

ЦВР «Юность»

Терминологический диктант

Рефлексия  

Раздел 2. Человек и общество (21 ч)

4.

Тема: Природное и общественное в человеке. Углубление знаний.

Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

0.5ч

2.5ч

Практика: Составление сравнительной таблицы.

ЦВР «Юность»

Рефлексия  

5.

Тема:

Мышление и деятельность

Потребности и интересы

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Обобщение.

Материал: Наглядное пособие, ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.        

Практика: Проблемная беседа «Истина и ее критерии»

ЦВР «Юность»

Терминологический диктант

Рефлексия 

6.

Тема: Системное строение общества: элементы и подсистемы

Основные институты общества

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Анализ проблемы. Проведение социологического опроса. Составление анкет, вопросов к интервью по выбранной теме проекта, определение круга опрашиваемых на тему «Право одного человека кончается там, где начинается право другого человека»

ЦВР «Юность»

Рефлексия  

7.

Тема: Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Образование, его значение для личности и общества

Религия. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Деловая игра «Сферы общественной жизни»

ЦВР «Юность»

Рефлексия  

8.

Тема: Искусство

Мораль

Понятие общественного прогресса. Углубление знаний.

Материал: Наглядное пособие, ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.        

Практика: Дискуссия «Образование: прошлое, настоящее и будущее»

ЦВР «Юность»

Терминологический диктант

Рефлексия 

9.

Тема: Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Игра «Золотое правило морали»

ЦВР «Юность»

Рефлексия  

10.

Тема: Подведение итогов 2 раздела. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Написание теста по итогам раздела

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тестирование  

Раздел 3. Экономика (18 ч.)

7.

Тема: Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Углубление знаний.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Игра «Факторы производства»

ЦВР «Юность»

Рефлексия

8.

Тема: Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Обобщение.

Материал: дидактические материалы, ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.  

Практика: Деловая игра «Рыночные отношения»

ЦВР «Юность»

Рефлексия

9.

Тема: Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Углубление знаний.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Заполнение таблицы «Ценные бумаги». Игра «Рынок ценных бумаг»

ЦВР «Юность»

Домашняя работа

Тема: Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Квест «Государство и экономика»

ЦВР «Юность»

Устный опрос. Рефлексия

Тема: Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Обощение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Составление бюджета государства

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тема: Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Подведение итогов 2 раздела.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Тестирование по итогам 3 раздела.

ЦВР «Юность»

Тест

Раздел 4. Социальные отношения (15 ч.)

10.

Тема: Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Обобщение.

Материал: ноутбук, проектор, видеоматериалы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

Практика: Работа с ФЗ «О молодежной политике»

ЦВР «Юность»

Рефлексия

11.

Тема: Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Углубление.

Методы: практическая работа, беседа

Материал: ноутбук, видеоматериалы, проектор

Практика: Работа с текстом Конституции РФ. Выявление статей, направленных на развитие национальной политики государства.

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тема: Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Обобщение.

Методы: практическая работа, беседа

Материал: ноутбук, видеоматериалы, проектор

Практика: Тренинг «Разрешение социальных конфликтов»/ Тренинг !Я готовлюсь к экзаменам»

ЦВР «Юность»

Устный опрос. Рефлексия

Тема: Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Обобщение.

Методы: практическая работа, беседа

Материал: ноутбук, видеоматериалы, проектор

Практика: Деловая игра «Типы семей»

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тема: Социализация индивида. Подведение итогов по разделу 4.

Методы: практическая работа, беседа

Материал: ноутбук, видеоматериалы, проектор

Практика: Написание тестирования по итогам раздела 4.

ЦВР «Юность»

Тестирование

Раздел 5. Политика (16 ч.)

12.

Тема: Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Углубление.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный.

Материал: ноутбук

Практика: Интерактив «Создание идеального государства»

ЦВР «Юность»

Рефлексия. Домашняя работа

13.

Тема: Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Деловая игра «Формы государства»

ЦВР «Юность»

Выступление

Рефлексия

14.

Тема: Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный.

Материал: ноутбук

Практика: Дискуссия «Сми – 4 ветвь власти», Игра «Создание политической партии»

ЦВР «Юность»

Выступление

Рефлексия

15.

Тема: Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Устный зачет по пройденным ранее темам.

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тема: Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Эссе на тему «Политический лидер: кто он?»

ЦВР «Юность»

Выступление

Рефлексия

Тема: Коллоквиум по пройденным темам. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Деловая игра «Избирательный процесс в РФ»

ЦВР «Юность»

Выступление

Рефлексия. Тест.

Раздел 6. Право (17 ч.)

Тема: Право и Конституция РФ. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный.

Материал: ноутбук

Практика: Изучение Конституции РФ.

ЦВР «Юность»

Выступление Рефлексия

Тема: Законодательство Российской Федерации. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Дискуссия «Субъекты гражданского права»

ЦВР «Юность»

Выступление Рефлексия

Тема:  Правовое регулирование отношений.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный.

Материал: ноутбук

Практика: Деловая игра «Трудовые отношения»

ЦВР «Юность»

Рефлексия

Тема: Гражданский процесс. Обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Деловая игра «Споры и порядок их рассмотрения»

ЦВР «Юность»

Выступление Рефлексия

Тема: Судебный процесс. Подведение итогов раздела 6.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Подведение итогов раздела 6. Тестирование

ЦВР «Юность»

Выступление Рефлексия. Тест.

Тема: Подведение итогов работы.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, игровой, беседа и практический.

Материал: ноутбук, проектор

Практика: Методика «100 слов благодарности»

ЦВР «Юность»

Выступление Рефлексия

Итого:

7

28

62

90

  1. План воспитательной работы

Дата

Мероприятие

Уровень

Ответственный

октябрь

Фотовыставка «Комсомольск-на-Амуре при Сталине и Хрущеве»

Городской

Кучебо А.М.

ПО

октябрь

Мероприятие в рамках празднования 84-летия со дня основания Хабаровского края «Загадки Хабаровского края»

Краевой

Кучебо А.М.

октябрь

Поэтический вечер «Цветаевский костер»

Городской

Кучебо А.М.

октябрь

Информационная встреча «День памяти жертв политических репрессий»

Городской

Кучебо А.М.

ноябрь

Конкурс научно-популярных работ «Просто о сложном»

Городской

Кучебо А.М.

ноябрь

Игра «Путешествие в Правландию», посвященная Международному дню ребенка

Городской

Кучебо А.М.

декабрь

Всероссийский тест на знание Конституции РФ

Всероссийский

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

декабрь

Форум добровольцев города Комсомольска-на-Амуре

Городской

Кучебо А.М.

январь

Городская викторина «Квиз! Плиз! ЗОЖжем!»

Городской

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

январь

День наоборот – обмен кружками

Локальный

Кучебо А.М.

ПО

ПДО

февраль

Серия игр «Киноквиз»

Городской

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

февраль

Классный час «Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой»

Городской

Кучебо А.М.

март

Киноремейк – конкурс плакатов

Городской

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

апрель

Всероссийская просветительская акция «Тотальный диктант»

Всероссийский

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

Огородник А.Е.

апрель

Городской спортивно-творческий фестиваль «ПЕДФЕСТ»

Городской

Кучебо А.М.

Орешко А.В.

Руснак А.И.

Королева Н.В.

май

Ярмарка мастер-классов

Городской

Кучебо А.М.

ПО

ПДО

В течении года

Репетиторский центр для детей сирот «Больше, чем учитель»

Городской

Кучебо А.М.

Руснак А.И.

Орешко А.В.

2.7. Список используемой литературы

1. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 10 и 11 классы. – М.: Русское слово, 2019. – 22с. 

2. Баранов  П.А.  Тесты  и  задания  по  обществознанию  для  подготовки  к  ЕГЭ:  к  учебнику  «Обществознание.  11  класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.:АСТ: Астрель, 2020. – 159с. 

3. Варывдин  В.А.  Право.  Схемы,  таблицы,  определения.  Учебно-методический  комплекс.  –  М.:  Педагогические общество России, 2013. – 192с. 

4. Ищенко  В.М.  Изучаем  Конституцию  Российской  Федерации:  Учебно-методическое  пособие  для  преподавателей  общественных дисциплин. – Чебоксары: КЛИО, 2017. – 108с. 

5. Кузнецов В.В. Юридический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314с.

6. Козюк М.Н. Основы государства и права России. Для преподавателей (методические рекомендации, задания и тесты)./ Сост. М.Н.  Козюк. – Волгоград: Учитель, 2003. – 57с. 

7. Петренко Е.Л. Современное  гражданское  воспитание:  от  теории  к  практике.  /  Ерхова  М.В.,  Петренко  Е.Л.  и  др.  –  Ульяновск:  УИПКПРО, 2014. – 40с. 

8. Степанько  С.Н.  Обществознание.  10  класс:  поурочные  планы  по  учебнику  под  ред.  Л.Н.Боголюбова:  в  2  ч.  – Ч 1-2.  –  Волгоград: Учитель, 2019. – 286с. 

Список литературы для обучающихся:

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009.

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет,  2011.

3.ЕГЭ-2023. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2022.

4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2020.

7. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Типовые тестовые задания.   / ФИПИ авторы-составители: А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова-  – М.: «Экзамен», 2020.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  3. http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  5. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  6. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...