Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Данный конспект урока предназначен для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_1.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по обществознанию.
Класс: 9
Учитель: Мартыненко Л.Е.
Дата проведения: 13 декабря
Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Форма организации урока:
Объяснение учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
Цель урока:
-Образовательная: разъяснить учащимся сущность Основного закона страны, познакомить с правовым статусом гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям граждан Р.Ф.
-Воспитательная: формирование правовой культуры у учащихся, уважительного отношения к Основному закону страны, формирование активной жизненной позиции учащихся, гражданского самоопределения.
-Развивающая: развитие навыков ведения диалога, уметь проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, приходить к общему решению, делать выводы.
Задачи:
Учащиеся должны:
- знать особенности и структуру Основного закона страны;
- разъяснять сущность правового статуса личности, понятия «гражданин»;
- знать свои права и обязанности;
- давать определения следующих понятий: Конституция, правовой статус человека, гражданство.
Основные понятия:
Конституция, правовой статус человека, гражданство
Оборудование урока:
учебник «Обществознание. 9 класс». А.И.Кравченко, Е.А.Певцова
текст Конституции РФ;
Схемы
Оформление доски, карта Р.Ф.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя:
На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятием правовое государство, его сущностью, основными признаками. Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы обучающихся.
Слово учителя:
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрос:
Что такое : Государство
Политика
Власть
Гражданство
Республика
Референдум
Демократия
Право
-На какие три ветви разделяется власть в Р.Ф.?
-Кто является главой государства?
-Кто представляет законодательную власть в государстве?
-Кому принадлежит исполнительная власть в Р.Ф.?
-Чем представлена судебная власть?
Слово учителя: Тема нашего урока – Конституция Российской Федерации. На уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства, т.к. Конституция – это основной закон страны.
Изучение данной темы позволит нам ответить на вопросы:
1. Кто является источником власти в нашем государстве
2. Каково государственное устройство нашей страны.
3. Что представляет федеративное устройство страны
4. Какими правами и обязанностями мы обладаем
Слово учителя:
Чтобы дать полные, грамотные ответы на заданные вопросы, обратимся к истории развития Конституции в России и к тексту Конституции РФ.
III. Изучение новой темы.
План:
1. Исторический путь России к демократической Конституции.
2. Общая характеристика Основного закона страны.
Работа с понятием «Конституция»?
- Что означает понятие В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
СООБЩЕНИЕ
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века.
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в
XX в. 17 октября 1905г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России. 12 декабря 2018 года наша страна отмечает 25-летие принятия ныне действующей Конституции.
СТРУКТУРА Конституции:
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 статей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
- Работая с текстом Конституции ст. 1, вы должны определить общественное и государственное устройство (охарактеризовать государство Р.Ф.) Составляем схему, работая с текстом Конституции.
- Что является высшей ценностью в нашем государстве?
- Кто является источником власти в нашем государстве?
- Работа в группах по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для групп:
Составить схему «Федеративное устройство». Глава 3 Конституции РФ.
Типы субъектов РФ
Работа с картой: используя карту, привести примеры субъектов Р.Ф.
Каждый из нас является гражданином страны или может им стать в соответствии с установленными правилами.
Гражданство – это постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Определение понятия появляется на доске. Учитель просит записать понятие в тетради.
Быть гражданином, это значит иметь права, установленные юридическими нормами; и получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чём-то обязанным.
Учитель: И тут мы с вами переходим к такому понятию как правовой статус человека.
Определение понятия появляется на доске. Учитель просит записать понятие в тетради.
Правовой статус человека – это совокупность прав и обязанностей человека.
Учитель предлагает учащимся поработать с текстом Конституции и заполнить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Учащиеся делятся на две группы. Одна группа выписывает права, другая обязанности.
Учитель: Что делать в тех случаях, когда права и свободы гражданина нарушаются?
Ответы учащихся.
Учитель обобщает ответы: Гражданин может обратиться в прокуратуру или Конституционный суд, в правозащитные организации. Гарантом выполнения Конституции страны является президент.
Учитель вновь задаёт вопрос: Зачем нам нужна Конституция?
Ответы учащихся.
Составить схему «Классификация основных прав и свобод». Глава 2 Конституции РФ.
Рабочий лист
№ статьи | Гражданские (личные) права | № статьи | Политические права |
Рабочий лист
№ статьи | Социально-экономические права | № статьи | Культурные права |
Подведение итогов урока:
Учитель обобщает и делает вывод, который просит записать в тетради:
Конституция нужна, прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя гражданами с определёнными правами и обязанностями. Конституцию своей страны следует знать и уважать. Благодаря знанию Конституции происходит приобщение к великому наследию наших предков. Формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны.
Домашнее задание: & 11, вопросы, понятия, сочинение «Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...