«Развитие интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»»
статья по обществознанию (10 класс)

Серова Наталья Олеговна

Проблема развития одаренности детей является одной из актуальнейших для современного образования и общества в целом. Одно из стратегических направлений совершенствования системы образования это создание пространства для выявления и поддержки одаренных ребят. В статье изложена система развития интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»»

Проблема развития одаренности детей является одной из актуальнейших для современного образования и общества в целом. Одно из стратегических направлений совершенствования системы образования это создание пространства для выявления и поддержки одаренных ребят.

Для более глубокого понимания проблемы раскроем понятия «одаренность» и «одаренный ребенок». А. В. Брушлинский под одаренностью подразумевает системно развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в различных видах деятельности, по сравнению с другими людьми. Исходя из  этого, одаренный ребенок -  тот, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Применительно к интеллектуальной сфере показателями развития одаренности учащихся являются высокие достижения при прохождении государственной итоговой аттестации, участии в олимпиадах, конференциях и конкурсах исследовательских работ.

Дети, обучающиеся в гимназии, изначально рассматриваются как одаренные. В связи с этим, возникает  проблема поиска эффективных способов дальнейшего развития их интеллектуальной одаренности. На мой взгляд, достижение успеха в этом направлении возможно при комплексном подходе, предполагающем сочетание внеурочной и урочной деятельности. В рамках уроков обществознания и права существует множество возможностей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и олимпиадам. Моя педагогическая деятельность в лицее позволила выявить и эффективно использовать данные возможности, на основе которых была создана предлагаемая «Система работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»».

Целью системы является создание психолого-педагогических условий для развития интеллектуальной одаренности старшеклассников в области обществоведческих дисциплин.

Проведенный анализ олимпиадных заданий и контрольно-измерительных материалов по обществознанию показал, что на современном этапе развития образования они призваны оценивать у учащихся определенные умения, высокий уровень развития которых, в частности, является одной из составляющих интеллектуальной одаренности. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

  • способствовать развитию умения характеризовать основные социальные объекты; устанавливать соответствия между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;
  • создать условия для развития способности оценивать различные суждения о социальных объектах;
  • содействовать формированию умения объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач;
  • способствовать развитию умения формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Для достижения поставленной цели была выстроена система методов, главными компонентами которой является использование на уроках элементов технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Важное место занимает взаимодействие с другими предметами, в частности с историей и литературой.

Эффективность данной системы обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • систематичности – постоянного применения в рамках уроков в течение всего периода обучения – с 9 по 11 класс.
  • целостности – взаимодействия различных видов заданий.
  • сотрудничества между детьми и взрослым: учитель выступает в качестве старшего наставника, направляющего и стимулирующего самостоятельную деятельность обучающихся и осуществляющего контроль без давления.
  • самостоятельности: субъектной позиции учащихся, предоставлении возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.

Для решения обозначенных задач на разных этапах уроков обществознания и права используются следующие виды заданий, которые можно встретить как в олимпиадных работах, так и в контрольно-измерительных материалах:

  • задания с понятиями и признаками социальных и правовых явлений, в частности лингвистический конструктор;
  • логические цепочки, связанные с определением основания и исключением лишнего.
  • задания на определение верности или неверности суждений; их характера.
  • познавательные задачи, предполагающие определенные условия и вопрос, на который необходимо ответить, исходя из этих условий.

 Особое место в системе занимает развитие навыков написания обществоведческого эссе. Данное задание является одним из самых сложных. На основе анализа критериев оценивания эссе учащимся предлагается самостоятельно составить алгоритм написания творческой работы. Затем учитель представляет свой вариант с подробным комментарием, после чего ребята корректируют, если есть необходимость, свои первоначальные варианты. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает определение проблемы и авторской позиции. Вместе с тем, от того насколько точно понята и сформулирована проблема и позиция автора, зависит качество эссе в целом. В связи с этим, в качестве домашней работы, в рамках закрепления, а иногда и изучения нового  материала ребятам предлагается выполнить задание по высказыванию, связанному с изучаемой темой.

Таким образом, благодаря тому, что лицеисты на уроках систематически сталкиваются с различными типами олимпиадных и экзаменационных заданий, они вырабатывают для себя определенный алгоритм их выполнения, приобретают необходимые умения. Данное обстоятельство обусловливает успешное прохождение государственной итоговой аттестации и высокие результаты участия в олимпиадах различных уровней.

Вместе с тем, для эффективной работы с одаренными детьми требуется постоянный поиск новых форм. Результатом этого поиска стал выход в пространство внеурочной деятельности. Учащиеся имеют возможность познакомиться с основами проведения исследований в курсе «Основы исследовательской деятельности», написать собственные исследовательские работы и представить их на региональных конференциях и конкурсах. Также мной был разработан и реализован проект «Право вокруг нас».

Проект осуществлялся в формате недели права, которая  предполагала командное соревнование в очно-заочной форме. Каждый из дней предусматривал определенную тематику: «Право в наших любимых произведениях» «У ребенка есть права», «Право вокруг нас», «Правовой патруль».

Серова Н.О.

учитель обществознания и права

ГБОУ гимназии №66 Приморского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Из опыта работы Дежиной Н.Н."Развитие творческой и интеллектуальной одаренности учащихся"

В этой статье описан опыт работы учителя по развитию творческой и интеллектуальной одаренности на уроках биологии и во внеурочное время...

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

     Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...

“Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.Материалы межрегионал...

«Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»

laquo;Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»...

Приемы формирования УУД учащихся средствами предметной области "Обществознание"

Предлагаются приемы, используемые в практической деятельности педагога...