Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации
статья на тему
Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так как она способствует развитию высокого уровня мотивации. Успешность данной работы зависит от актуальности новшеств, полезности и реализуемости в образовательном пространстве.
Подготовка национальной элиты-молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед учителями стоит новая задача - выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего.
В настоящее время это проблема настолько актуальна, что по выражению доктора психологических наук Н. Л. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Вся наша деятельность направлена на выбор профессии и нацелена на воспитание конкурентноспособной личности.
Принцип работы с одаренными детьми отражает направления работы на уроке, внеурочной деятельности, воспитательном блоке, в работе с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность учителя по развитию
интеллектуальных и творческих способностей
одаренных учащихся в рамках профориентации
Валиуллина Р. Х. учитель высшей квалификационной категории
Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так как она способствует развитию высокого уровня мотивации. Успешность данной работы зависит от актуальности новшеств, полезности и реализуемости в образовательном пространстве.
Подготовка национальной элиты-молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед учителями стоит новая задача - выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего.
В настоящее время это проблема настолько актуальна, что по выражению доктора психологических наук Н. Л. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Вся наша деятельность направлена на выбор профессии и нацелена на воспитание конкурентноспособной личности.
Принцип работы с одаренными детьми отражает направления работы на уроке, внеурочной деятельности, воспитательном блоке, в работе с родителями
Воспитание и обучение-это единый процесс. Я представляю этот процесс таким образом:
ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ
УРОК
ПОИСК ЭКСКУРСИЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
(интернет, CD-диски) (музеи, библиотеки) (исследовательская работа
с использованием информ.
технологий)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (мультимедийное)
Основное средство обучения и воспитания – это урок. Задачи, поставленные на уроке, служат стимулом для других видов обучения: ученики ведут поисковые работы по заданной проблеме, а также в целях оказания помощи организуются экскурсии и исходя из изученного материала составляют творческие работы. И чтобы подытожить проделанную работу проводятся внеклассные мероприятия.
В содержание работы с одаренными детьми входит: первичная идентификация одаренных детей; выбор форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ и составление индивидуальных планов с использованием современных информационных технологий с учетом конкретных особенностей одаренных; оценка результативности обучения; в случае необходимости, консультирование одаренных и их родителей.
В обучении одаренных применяются следующие основные подходы к разработке содержания учебных программ: ускорение; углубление; обогащение; проблематизация.
Целенаправленная работа с детьми данной категории организуется и через научное общество учащихся. Я возглавляю работу научного общества учащихся, связанного с проблемой создания эффективных методик преподавания татарского языка как государственного языка в Республике Татарстан, целью которого является развитие познавательных интересов школьников, их исследовательских и творческих способностей. В связи с этим для реализации потребностей и интересов школьников разработала программу «Современные подходы в изучении татарского языка и татарской литературы при работе с одаренными детьми».
Целью данной программы является развитие у школьников комплекса умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске и решении исследовательских задач. Содержание программы направлено на комплексное решение следующих задач:
- диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей, интересов и способностей учащихся;
- развитие знаний, умений и способностей, направленных на творческое саморазвитие конкурентоспособности учащихся;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой;
-формирование навыков исследовательской деятельности, углубленная подготовка в научно – поисковой работе;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и коммуникативных навыков;
- раннее раскрытие и развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
Это задача реализуется через методическую тему: «Роль народной педагогики в воспитании социально активной личности» как метод познания себя и окружающего мира. Гуманно-личностный подход создает условия для реализации творческих возможностей учащихся, углублению их знаний, формирует духовную, толерантную личность.
Учитывая возрастные особенности учащихся, веду работу в двух основных направлениях. На уроках, если в основном изучается язык, традиции, культура, история народов теоретически, то во внеурочной деятельности – основной акцент отводится творческо-поисковой работе. Таким образом, ученики учатся самостоятельно мыслить и свободно выражать свои мысли.
В 5-8-х классах творческий поиск ведется параллельно с использованием национально-регионального компонента. В этом случае речь идет об изучении истории, природы, топонимики и ономастики.
В старших классах полученные знания в основном углубляются: ученики уже ведут исследовательскую работу, сравниваются языковые особенности одного произведения с другим. Благодаря этим занятиям учащиеся не только познают окружающий мир, но и учатся анализировать, сопоставлять, отстаивать свою позицию, формируют мировоззрение.
Научно–исследовательская деятельность учащихся по татарскому языку и литературе направлен прежде всего на то, чтобы выработать правильную внутреннюю позицию к учению, любознательность, стремление определить точку зрения, аргументировано ее доказать.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущими и основными являются методы творческого характера, проблемные, исследовательские, поисковые, эвристические, проектные.
Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Примером может служить работа научного общества «Казань литературная».
1.Из истории Казанских гимназий.
2.В гостях у Хаджи Насретдина.
3.Татарские просветители.
4. Градоначальники города Казани и т.д.
В 10 классе разрабатывается проект «Культурное наследие народов Поволжья». Упор в данном проекте делается на взаимоотношение культур народов живущих в Поволжье. Данные занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни.
Команда учащихся 7А класса «Космозащитники» под моим
руководством, стартовали в Международном проекте «Юность -Космосу» и заняли командное I место. Проводился он в форме интеллектуально-творческой командной ролевой мета-игры - турнира «Полет продолжается» 2 в два этапа.
Ознакомились со спецификой разных профессии.
Каждый из членов команды (их было по 7 в каждой – по ролевым номинациям «Капитан и специалист по истории космоса», «Бортмеханик и космонавигатор», «Астрофизик», «Космобиолог», «Космоврач», «Космопсихолог», «Специалист по контактам») работал над индивидуальным проектным заданием, состоявшем из 3-4-х проблемных вопросов, кроме этого было 2 довольно сложных командных задания. Например, одно из заданий: написать фантастический рассказ о космическом полете экипажа, в номинации «Специалист по контактам» участники демонстрировали способности к криптографии и презентации информации, обосновавшего криптографические принципы и применившего для расшифровки афоризмов и пословиц компьютерные программы.
Современные информационные технологии позволяют мне в своей педагогической деятельности внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.
Таким образом, только владение современными технологиями обучения татарскому языку и литературе, высокий уровень методической и языковой подготовки, постоянная самообразовательная работа учителя, позволяют повысить качество обучения.
Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод преподавания позволяет организовать поисковую и творческую деятельность школьников и способствует развитию интеллектуальных и художественных способностей: повышению собственной самооценки; расширению творческой деятельности; развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы. Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Это работа дает хорошие результаты:
- отмечается стабильность результатов участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- поступления выпускников в вузы, устойчивый интерес к профильным языковым специальностям;
- наметился рост количества детей, обучающихся на «4» и«5»;
Работа, нацеленная на участие в конференциях с научными докладами хорошо стимулирует учебный процесс.
Показателем своей работы с одаренными детьми можно считать результаты предметных олимпиад. Но победы на олимпиадах не являются конечной целью. Это некоторый промежуточный этап в развитии ребенка, помогающий ему самоутвердиться в мире знаний. Масса ребят по тем или иным причинам не проходят отбор на следующий этап олимпиады, но интеллектуальный потенциал у них довольно высок.
2014-2015 уч. год – Салихова Айгуль (10 кл.), республиканская олимпиада, призер.
2015-2016 уч.год – Сафин Адель (10 кл.), районная олимпиада по татарскому языку – победитель, республиканская олимпиала, призер.
2016- 2017 уч.год – Габасова Алсу (11кл.), республиканская олимпиада, призер.
2016- 2017 уч.год – Сафин Адель (11 кл.), районная, республиканская, международная олимпиада по татарскому языку – победитель.
Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работ, помогут выпусникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал при обучении в вузе. Благодаря целенаправленной профориентационной работе со способными детьми, мне удалось привить детям любовь к своему предмету, и некоторые из них избрали профессию учителя татарского языка и литературы.
Одаренный ученик – это, прежде всего, искатель истины, в нем заложен потенциал исследователя, он не только способен усваивать то, что открыто наукой. Для способного, одаренного ученика интересно то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий.
Работа в данном направлении создает условия для развития у учащихся коммуникативных навыков, толерантности и гуманистических качеств, являющихся наиболее востребованными на современном этапе развития школы и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе. Стране крайне необходимы творцы нового...
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....
Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....
Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...
Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению»
Карта одаренности А.И. Савенков...