Из опыта работы Дежиной Н.Н."Развитие творческой и интеллектуальной одаренности учащихся"
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дежина Наталья Николаевна

В этой статье описан опыт работы учителя по развитию творческой и интеллектуальной одаренности на уроках биологии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_dezhinoy_n.n.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

        

   Автор       Н.Н. Дежина,

МБОУ СОШ №10  ст. Медведовская, Краснодарского края    

   

Развитие интеллектуальной и творческой одаренности учащихся

        Концепция модернизации образования  так определяет социальные требования  к системе российского образования: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, высокоинтеллектуальные, талантливые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора …» [1] .  Интеллектуальное и творческое развитие -  неотъемлемая часть учебной и воспитательной работы учителей. Особенно это актуально сейчас, когда в рамках Национального проекта «Образование» реализуется подпрограмма «Одаренные дети».

        Основная задача школы не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Главнейшая задача по работе с одаренными детьми: развитие их личности и способностей, необходимость формирования у них зрелой способности и потребности в самоактуализаци. Под самоактуализацией здесь понимается реализация личностных и творческих возможностей человека и общественно ценной деятельности, с одной стороны, и субъективная удовлетворенность процессом, и реже результатом деятельности с другой стороны.

        Мы живем в сельской местности. Для развития села в современных условиях тоже нужны неординарные, талантливые люди, а готовить их нужно со школьной скамьи. Модными стали профессии юристов и экономистов, Накормить же страну могут люди сельских специальностей: агрономы, зоотехники, ветеринары. Огромную роль в их подготовке играет  предмет «биология», который тесно и даже неразрывно связан с сельским хозяйством.

        Перспективным направлением модернизации образования является – переход к профильному обучению на старшей ступени образовательной школы. Но в нашей школе старших классов мало: один десятый и один 11 класс; поэтому говорить о профильном обучении не приходится. После введения единого государственной экзамена, предмет биология и до того, считавшийся второстепенным, стал еще менее востребованным.  Количество учащихся, сдающих экзамен по биологии, резко уменьшилось. Именно поэтому, необходимо было искать такие формы и методы работы, которые бы позволили учителю, работая на основе дидактики личностно-ориентированного  образовательного процесса, создать целостную образовательную среду на занятиях и во внеурочную деятельность. А это способствует:

  • мотивации ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
  • формированию у учащихся системы знаний;
  • развитию у учащихся познавательной сферы и через развитие психофизиологических свойств (память, внимание и др.).

        В школу, в которой я работаю, пришла работать 34  года назад. Начав работать учителем, я сразу же поняла: в школе много талантливых детей в разных областях знаний. Но мне нужно было искать «свои звёздочки», то есть тех детей, которые полюбят мой предмет, старались бы не только получить определенную сумму знаний, но и творчески их переработать, способных мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

       За время моей работы было много интересных, талантливых детей, которые занимались в биологическом кружке и экологическом объединении «Эко»: походы, экспедиции, исследовательские работы дали свои результаты. Более 25 учащихся стали членами и кандидатами членов Малой сельскохозяйственной академии наук учащихся Кубани, ежегодно были победители районных, зональных , краевых и Всероссийских олимпиад олимпиад.  Два года подряд  обучались работе над исследовательскими проектами в Московском полевом учебном центре «Экосистема», а затем состоялась 10- дневная поездка в Великобританию, с целью знакомства с работой экологических центров Англии.

       Но это все в прошлом. Нужно было искать новый подход к организации своей деятельности. Ею стала концепция личностно-ориентированного образования. Известно, что ведущая деятельность для каждого ребенка и возраста специфична, младшие школьники любят конструировать, проводить опыты, старших больше интересуют коллективные формы работы.[2]

       Знакомство с предметом биология мы начинаем теперь не с пятого класса, как это было раньше, а еще в начальной школе. В течение года в 1- 4 классах проводятся  познавательные  занятия «Путешествие капельки», занимательных часов «Час загадок», викторин «Литературная викторина о природе», конкурсов, бесед, опытов, проводится праздники осени и «Встреча птиц», экскурсии «Удивительное рядом», «Мир вокруг нас».

       В пятых классах проводится тестирование по выявление склонностей  и способностей. Затем учащимся предлагаются кружки, где они могут реализовать свои интересы.

       Автором  разработаны  программы кружковой работы для учащихся 5-6 классов «Юный натуралист»,  факультативные курсы по биологии «Ландшафтный дизайн» для учащихся 7-9 классов и по экологии «Экология» для учащихся 11 классов, а также  образовательная программа научно-творческого объединения «Эрудит» «Изучай свой край». Именно с этими обучающимися я решаю главные задачи: выявление увлеченных, интересующихся учащихся растительным и животным миром среди начальных классов на первом этапе, а затем развитие интеллектуальной и творческой одаренности у этих детей на втором этапе. У объединения «Эрудит» имеется свой план работы.

       Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, обеспечивать разрабатываемый нами подход к развитию творческой одаренности учащихся. На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе - это интегрированный урок.

      Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

      Заключительный урок по теме «Клетка» «Действие законов физики в жизнедеятельности клетки».   Урок направлен на  решения задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний.

      Интегрированный урок проведен  двумя преподавателями взаимосвязанных предметов: биологии  и физики. В течение двух уроков идет активная познавательно-развивающая деятельность учащихся. Вместе с учителями они решали проблему  «Как  действуют законы физики в жизнедеятельности клетки». На примере фотосинтеза, биосинтеза белков, энергетического обмена доказывали, что клетка универсальна. Она – накопитель, создатель,  преобразователь энергии, выполняет функции физических приборов – аккумулятора, генератора и трансформатора. 

      Такой урок является с одной стороны, обобщающим – контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках.

 В школе разработано положение о  конкурсе «Лучший знаток биологии и экологии», который проводится в течение года. Участие в конкурсах, олимпиадах, вечерах, участие в конкурсе исследовательских работ и проектов, а также участие в мероприятиях проводимых научным объединением учащихся «Эрудит» - это не полный перечень условий конкурса на  «Лучшего знатока  биологии и экологии».

        На основании положения и плана работы, в конкурсе могут принимать все учащиеся, которые принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях, а также выполняющих все положения Устава научного общества «Эрудит».

 Основная идея педагогического опыта -  поиск наиболее полного использования школы для раскрытия творческих способностей учащихся по биологии и экологии и реализации творческого потенциала; стимулирование познавательной активности и творческой  деятельности учащихся в учебное и внеурочное время.  

        Конкурс на «Лучшего знатока биологии и экологии» позволил вовлечь большую группу учащихся разных возрастов. Всего в нем приняли участие более 320 человек. Мероприятия, проводимые в рамках конкурса, позволили учащимся не только показать свои знания, но и проявить своё творчество, так как конкурсная программа предполагает разные формы проведения.

       Задания по многим мероприятиям вывешивались для общего обозрения заранее, поэтому у учащихся была возможность искать ответы в дополнительной литературе, интернете. Задания считались выполненными не только те, на которые были даны правильные ответы, но и те, на которые были предложены свои гипотезы, свои решения.  Много вопросов, конкурсов предложено самими учащимися. Они составляли ребусы, шарады, кроссворды, подбирали загадки, стихи, пословицы. За участие в каждом конкурсе участники зарабатывают бонусы, данные заносятся в ведомость.  Проводимые внеклассные мероприятия, всегда направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся, личностных структур сознания – рефлексию своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

        Разработанные авторизованные программы кружков, факультативных занятий,

научно-творческого объединения «Эрудит» предполагают различные формы и методы работы со школьниками по  развитию интеллектуальной и творческой активности учащихся, их самопознанию и самоактуализации.

        Одаренность не просто сумма способностей. Способный человек становится одаренным не потому, что он может, а потому что он хочет что-то делать, потому что в нем горит огонек, который стремиться вырваться наружу и реализоваться в славных деяниях. Для интенсивного развития способностей развития способностей должна работать обратная связь: чем больше человек занимается той или иной работой, тем больше ему хочется ею заниматься.[3] Программа объединения «Эрудит» разработана   таким образом, чтобы у обучаюшихся была возможность заниматься хотя бы один час в неделю. Она предполагает организацию деятельности  учащихся на изучение ближайшего природного окружения и участие в реальной природной деятельности.

       Первый год рассчитан на учащихся 6-8 классов, включает в себя практические работы по проведению опытов и выращиванию саженцев и рассады для пришкольно-опытного участка, озеленению деревьями и кустарниками, уходу за посадками.

       Пришкольно- опытный участок является составной частью учебно- методического комплекса. Общая территория около 3 га. Кроме разделов, выделенных под опыты и коллекционные грядки, здесь есть фруктовый сад, ягодник, цветники, дарвиновская площадка.

       Большое значение в формировании практических умений и навыков имеет содержание при проведении опытов и практических занятий. Знания, приобретенные на уроках, получают дальнейшее развитие на конкретных примерах из жизни культурных растений. Особенно тесная связь прослеживается, когда учащиеся ведут уход за растениями. Для понимания опыта важно умение устанавливать причины явлений, наблюдаемых в опыте. Обучение восприятию состоит, прежде всего, в отчетливом выделении и разъяснении всех этапов его постановки

       Каждой весной грядки выравниваются, четко обозначаются границы опытных делянок , за ними закрепляются звенья и классы. К каждой грядке оформляются этикетки, на них указаны выращиваемая культура, тема опыта, а также звено, которое проводит опыты.

       Культура для опытов планируется заранее, опыты закладываются с соблюдением севооборота. Так учащиеся 5-а класса  заложили опыт «Влияние сроков посева на урожайность пшеницы». Для опытов взяты сорта «Краснодарская -99» и «Нота», которые выращивают в нашей агрофирме «Россия». Во время очередных своих наблюдений за состоянием пшеницы, ученики сделали вывод: более устойчивым сортом к холодной и бесснежной зиме оказался сорт «Краснодарская- 99». Учащиеся 5-б класса заложили опыт по выращиванию луковичных культур: чеснока и лука. Учащиеся 6-х классов проводят опыты по размножению ирисов корневищами, обработанных стимуляторами роста и без применения стимуляторов. Постановка опытов во многом зависит от эрудиции и заинтересованности учащихся. Для успеха школьных опытов пришлось самой овладевать основами садоводства, агрономии, селекции. Планировать работы помогают опытные специалисты агрофирмы «Россия», работаем в сотрудничестве с преподавателями Кубанского государственного аграрного университета. Это помогает проводить опыты на основе соблюдения комплекса агротехнических правил (применять определенную систему обработки почвы и удобрения, придерживаться правильного чередования сельскохозяйственных культур, вести качественный уход за растениями). Планированию предшествует довольно тщательная подготовка: работа с учебными опытами и их вариантами, которые можно провести в разных отделах школьного участка.

        Далее наступает период инструктирования и подготовка учащихся к проведению опытов, Для этого проводятся специальные занятия, на которых юные опытники знакомятся с целями и задачами планируемых опытов, биологическими особенностями культур. Здесь же уточняется, сколько семян и какого сорта надо приготовить для посева, какие удобрения и как будут использованы, сроки, дозы, способы применения, влияния их на растения. На этих занятиях учащиеся знакомятся также с агротехническими приемами, используемые в сельском хозяйстве, с содержанием и оформлением наблюдений и с результатами проведенных опытов, с ведением дневников, опытом материала для гербария, оформление зарисовок, фотографирование. Специальное занятие проводится для изучения «Памятки по проведению опытов с растениями».

        В ходе подготовительной работы каждое звено получает делянки для опыта, члены звена заполняют необходимые данные в дневнике наблюдений и приступают к подготовке грядок, семян удобрений, различных материалов, нужных для проведения опыта.Такая тщательная подготовка способствует проявлению самостоятельности, инициативы и творчества учащихся, а четкое знание ими цели и задачи опыта повышает сознательность в выполнении трудовых заданий.

       Большое внимание уделяется ведению дневников опытнической работы, так как дневник не только форма отчета, но и документ, раскрывающий содержание, характер и результаты опыта Правильность выводов связана  с  точной  фиксацией результатов опыта, сделать необходимое обобщение.

       Умение педагога не только передать знания учащимся, но и заложить в сердцах ребят любовь к родному краю, к родной земле, желание работать на ней, постоянный творческий поиск учителя в значительной степени определяют его успех. Почти три недели, выполняя задание специалистов агрофирмы «Россия», на территории которого расположена наша школа, вместе с учениками привили 10 тысяч саженцев яблонь. Теперь этот молодой сад, дал свой первый урожай. Опыт по прививке деревьев ребята используют дома, многие уже привили к одному дереву по два-три вида других.

       В настоящее время все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И наша с вами основная задача - воспитание такой личности, которая смогла бы действовать в непредсказуемых условиях. К счастью, наш предмет биология имеет все реальные возможности приобщать учащихся к исследовательской работе, развивать их творческие способности. Каждый из нас использует в своей работе методы  исследования, наблюдения,  эксперименты, опыты. Чаще всего, конечно же, во время проведения  лабораторных и практических занятий, во время экскурсий.               Но эти небольшие по объему эксперименты требуют маленьких отчетов, за которые мы ставим оценки в журнал, то есть - это исследования в процессе внеклассной работы. Активная форма биологического и экологического образования, развивающих интеллектуальную и творческую одаренность, способствующих формирования у учащихся системы научных знаний – это исследовательская работа учащихся. Диапазон  исследовательских работ велик.

       В нашей школе исследовательской работой занимаются в основном учителя химии и биологии. Впервые мы начали заниматься исследовательской работой в начале 90-х годов.

Ошибались, вновь брались за работу, вновь ошибались. Не все получалось, основная причина – недостаток опыта. Учителю, который в процессе обучения в вузе писал дипломную  и курсовые работы, легче проводить и писать с учащимися исследовательскую работу,  чем тем, кто просто сдавал государственные экзамены. Специально написанию исследовательских работ нас никто не учил. И только изучив специальную литературу, я смогла научить ребят писать исследовательские работы, а также их защищать.

       Основная задача ученических исследований - обучение учащихся методам самостоятельного мышления. Необходимо не только учить ребят фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, но и находить связи между ними.  По мере накопления материала учащиеся обрабатывают и осмысливают, работают с определителями, справочниками, доступными научными источниками, фотографируют, изготавливают гербарий. На первом этапе обработки все цифровые данные сводят в таблицу. Затем составляют обобщенные таблицы, графики.

        В конце всего исследования формулируют выводы. Пишут сжато, без подробных доказательств, Стилистическое оформление - это заключительный этап исследования. Конечно же,  приходится обращаться к учителям словесности.

       Учащиеся – исследователи ежегодно участвуют в творческом отчете по итогам опытно-экспериментальной работе в школе.

        Ежегодно выступают в краевых конкурсах и научно-практических конференциях Малой сельскохозяйственной академии наук учащихся Кубани и государственного учреждения дополнительного образования «Станция юных туристов», а также биологических и экологических олимпиадах, в школе на классных часах.

        Ежегодно, летом, совершаем с учащимися  экологические экспедиции в район города Сочи. Основное содержание экспедиций – это знакомство с многообразием растительного и животного мира в районе города Сочи. Совершаем экскурсии, посещаем  дендрарий и тисо-самшитовую рощу города Хоста (теперь это часть Кавказскаго государственного биосферного заповедника). Изучение природно-территориальных комплексов Черноморского побережья: описание разнообразия местной флоры и фауны, почвенного покрова, метеонаблюдения, хозяйственное использование территории, её экологическое состояние, оценка антропогенного воздействия на компоненты природной среды – основные темы исследований. Учащиеся приобретают навыки описания фитоценоза леса, оценки состояния деградации растительности под влиянием высокой рекреационной нагрузки. Школьники собирают прибрежные и водные растения, учатся их определять, изготавливать  гербарий.

        Программа факультативного курса «Ландшафтный дизайн» была специально разработана, чтобы грамотно организовать работу, участвуя  в районном конкурсе на «Лучший школьный двор», Цель этого конкурса  декоративное  эстетическое оформление школьного двора. Сначала был объявлен конкурс на лучший проект школьного озеленения, принимались любые предложения: и в форме сочинения, и в форме эскизов, фотографии и даже  интересные статьи  журналов «Мой прекрасный сад» и «Сад своими руками».

        Одним из примеров внедрения в практику исследовательского проекта «Мой школьный двор» - стали созданные красивейшие уголки  пришкольно-опытного участка и цветников, дендрария, альпийских горок. Разрабатывали проект озеленения школы и создания пришкольно-опытного участка группой учащихся и учителей, а воплощали в жизнь всей школо.

 Конкурс на «Лучший проект» «Наш школьный двор» дал возможность участникам проявить свои интеллектуальные и творческие способности в создании проекта и претворении его в жизнь. Это были  рисунки альпийских горок, рокариев, рабаток, цветников, и клумб с описанием необходимого для их обустройства материалов и растений. Создавали свои проекты ребята и в виде сочинений «Школа в будущем», где они описывали красоту розария, иридария, которые можно было заложить в школе. А многие учащиеся, просто приносили посадочный материал, собирали журналы с уже созданными прекрасными уголками «Наш прекрасный сад», приносили фотографии, которые были сделаны ими во время поездок и экскурсий. Собирали строительный материал: камни, булыжники, ракушечник.

 

Литература                                 

  1. Е.Ю.Ривкин // Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования, Волгоград, изд. «Учитель», 2013
  2. И.А. Матвеева, И.Г. Антонова, М.А. Лемешевская , Е.В. Лаптева //Научно-популярный журнал «Одаренный ребенок», №1, 2011

3.   Л.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская.// Психология одаренности: понятия,       виды,           проблемы. М.:МИОО, 2005 с.37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся: система работы

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, активных и способных к нестандартным решениям.В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится...