Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс "Социально-экономического профиля"
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Лысенко Андрей Михайлович

Рабочая программа по  обществознанию в 10-11 кл. составлена на основе нормативно-правовых, инструктивных и методических  документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. » (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ).

2.ФГОС СОО, утвержденного приказом  Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (в редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12. 2015 № 1577 и от 29.06.2017 № 613).

3.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования; одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з),           размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации на официальном сайте: https://fgosreestr.ru/

4.Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённая на заседании Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2019
г. № 637 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции
преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утверждённой на заседании
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.»

    6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
обраовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» сформирован новый ФПУ на 2021-2022 учебный год.
         7. Авторские программы.

  • Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2020.  Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2021, (формат PDF).
  • Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.

         8. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в 2021-2022 учебном году.

         9. Основная образовательная программа среднего общего образования СОШ с. Казым, утверждена приказом СОШ с. Казым от 31.08.2021 г.  № 487.

        10. Рабочая программа воспитания,  утвержденная приказом СОШ с. Казым от 20.04.2021 г. № 310.

Рабочая программа по данному предмету разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.

 

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели - на развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний,
развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих
адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённая на заседании Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).

При освоении программ  среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_10-11_kl_obshch_2021-22.docx85.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа  с. Казым»

Рассмотрена на методическом объединении

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Принята на методическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Утверждена

 приказом CОШ

с. Казым

от 31.08.2022 г. № 510

Директор М.В. Чаренцева

_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обществознание, базовый уровень 10-11 кл.

для социально-экономического профиля

Среднее общее образование

(учебный предмет, курс)

Лысенко А.М.

(Ф.И.О. учителя)

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  обществознанию в 10-11 кл. составлена на основе нормативно-правовых, инструктивных и методических  документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. » (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ).

2.ФГОС СОО, утвержденного приказом  Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (в редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12. 2015 № 1577 и от 29.06.2017 № 613).

3.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования; одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з),         размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации на официальном сайте: https://fgosreestr.ru/

4.Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённая на заседании Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2019
г. № 637 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции
преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утверждённой на заседании
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.»

    6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
обраовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» сформирован новый ФПУ на 2021-2022 учебный год.
        7. Авторские программы.

  • Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2020.  Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2021, (формат PDF).
  • Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.

         8. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в 2021-2022 учебном году.

         9. Основная образовательная программа среднего общего образования СОШ с. Казым, утверждена приказом СОШ с. Казым от 31.08.2021 г.  № 487.

        10. Рабочая программа воспитания,  утвержденная приказом СОШ с. Казым от 20.04.2021 г. № 310.

Рабочая программа по данному предмету разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели - на развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний,
развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих
адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённая на заседании Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).

При освоении программ  среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира.

 Задачи:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

        Предмет «Обществознание базового уровня» для средней (полной) школы знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.

        Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов,  введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и ЛОО, рефлексивные методы. На уроках используются формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах.  Основными видами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и тематический, промежуточный и итоговый  контроль знаний.  Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в письменной форме (эссе, проверочные работы, тестирование, творческие работы, мини-проекты и др.) и устной форме (участие в диспутах, ролевых играх, анализе кейсов и др.). Тематический контроль  проводится после изучения новой темы,  раздела на повторительно-обобщающих уроках (тестирование, работы с документами, таблицы, кластеры и др.) в ходе урока.  
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия  на основе результатов текущего контроля; в конце учебного года - итоговый контроль.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по обществознанию составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественные науки» и в средней школе изучается в 10-11 кл. В соответствии с УП СОШ с. Казым для обучающихся 10-11 кл универсального профиля обществознание изучается на базовом уровне. Общее количество времени на 2 года обучения на базовом уровне составляет 140  часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа, 35 учебных недель.

Отличительные  особенности программы учебного  предмета  «Обществознание» в 10-11 кл.

Примерная программа по обществознанию послужила основой для создания данной рабочей программы, так как она призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по темам курса.

Сведения о программах и учебных пособиях

        Данная Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (10-11 классы) для средней школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. Линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. В учебник добавлен блок тем по финансовой грамотности (он создан совместно с сотрудниками Центрального Банка России).

Программа

Учебник

УМК

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2020.

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2021, (формат PDF).

Обществознание. 10 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / {Л.Н. Боголюбов и др.}; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М: Просвещение, 2019.

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю.

Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника.

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень. /{Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др.}- М.: Просвещение, 2017.

Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию.  Обществознание. 10 класс. К учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова и др. ФГОС.- М.: Экзамен, 2019.

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций :

базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.

Обществознание. 11 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, АЮ. Лазебниковой.  – 3-е изд, перераб. - М: Просвещение, 2021. (Допущено  Министерством просвещения РФ).

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций :

базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.

  1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

для 10-11 кл.

10 кл.

Личностные результаты

  • умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
  • умение анализировать различные ситуации свободного выбора,
    выявлять его основания и последствия;
  • умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
  • умение различать абсолютную и относительную истины;
  • умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
  • умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.

Метапредметные результаты

  • умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявление особенностей научного познания;
  • выявление особенностей научного познания;
  • выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;
  • умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;
  • раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
  • способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
  • умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.

Предметные результаты

  • выделение черт социальной сущности человека;
  • определение роли духовных ценностей в обществе;
  • умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • умение различать виды искусства;
  • выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;
  • выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;
  • развития;
  • умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;
  • сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;
  • выделение основных элементов системы права;
  •  выстраивание иерархии нормативных актов;
  • выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;
  • раскрытие содержания гражданских правоотношений;
  • умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

11 кл.

Личностные результаты 

  • осознание учащимися зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни;
  • ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности;
  •  формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений;
  • осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;
  • готовность к рациональному экономическому поведению в условиях, как подъёма, так и спада экономической активности в стране;
  • способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика, производителя);
  • понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в ней;
  • способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
  • соотношение поступков с принятыми нормами морали;
  • анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и последствий;
  • различение формы чувственного и рационального познания, пояснение их примерами;
  • различение абсолютной и относительной истины;
  • понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого — его образовательных успехов, квалификации, направленности личности;
  • осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов;
  • готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учётом гендерных особенностей социализации;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  •  сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского общества;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.  

Метапредметные результаты:

  • умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической действительности;
  • критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
  • умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности;
  • умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социально-экономических изменений;
  • умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
  •  умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций;  
  • способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;
  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других её участников, избегая негативного влияния гендерных стереотипов;
  •  умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения в соответствии с гендерными предписаниями, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения;
  •  критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных демографических процессов; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Предметные результаты по обществознанию

Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:

•        понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития;

•        владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

•        владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности;

•        владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

•        опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);

•        сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

•        сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

•        владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

•        сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;

•        умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

•        социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;

•        мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

•        умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

•        уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.

По разделу «Человек в обществе»

Обучающийся 10 кл. научится:

•        раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;

•        устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания;

•        описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты;

•        объяснять роль социальных институтов в жизни общества;

•        различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;

•        раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс», конкретизировать их примерами;

•        иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса;

•        характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;

•        обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности;

•        различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.

По разделу «Социальная и деятельностная сущность человека»

Обучающийся 10 кл. научится:

•        объяснять специфику социального в человеке;

•        описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;

•        характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности;

•        раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;

•        моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей;

•        находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;

•        исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;

•        сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества;

•        выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека.

По разделу «Общество как мир культуры»

Обучающийся 10 кл. научится:

•        раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры;

•        объяснять значение понятия «диалог культур»;

•        показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, появления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;

•        иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;

•        распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;

•        выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;

•        давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;

•        характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.

По разделу «Правовое регулирование общественных отношений»

Обучающийся 10 кл.  научится:

•        называть причины возникновения права;

•        владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;

•        приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;

•        указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы;

•        выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;

•        различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с определённой системой ценностей;

•        анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации;

•        называть источники права;

•        различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;

•        характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ;

•        называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей;

•        анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения;

•        перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;

•        указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;

•        раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства.

Обучающийся 10 кл. по обществознанию на базовом уровне получит возможность научиться

«Человек в обществе»

•        конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества;

•        оценивать возможности и риски современного общества;

•        выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;

•        характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;

•        прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;

•        анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;

•        описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного развития.

«Социальная и деятельностная сущность человека»

•        характеризовать сознание человека, его структуру;

•        раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;

•        выделять основания различных классификаций видов деятельности;

•        выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;

•        описывать методы научного познания;

•        оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;

•        исследовать практические ситуации, связные с адекватной и неадекватной самооценкой;

•        объяснять роль мировоззрения в жизни человека;

•        показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека.

«Общество как мир культуры»

•        объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;

•        анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу диалога культур;

•        определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры;

•        раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей;

•        характеризовать сущность гуманизма;

•        показывать значение свободы совести для развития человека и общества;

•        аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;

•        оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;

•        выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;

•        находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями культурными ценностями.

«Правовое регулирование общественных отношений»

•        характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для становления и развития цивилизации;

•        осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;

•        признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;

•        ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить необходимую правовую информацию;

•        выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;

•        формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с определённой системой ценностей, аргументировать собственную позицию;

•        уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

•        использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите;

•        понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей.

 

11 кл. Выпускник на базовом уровне научится:

«Человек в обществе. Общество как мир культуры»

  • Выделять черты социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  •  различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  •  выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  •  Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

«Экономическая жизнь общества» 

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
  • различать формы бизнеса;
  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

«Социальная сфера»

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  •  определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака;
  • раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

«Политическая жизнь общества»

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  •  характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  •  обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  •  иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

«Правовое регулирование общественных отношений»

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  •  выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  •  аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник по обществознанию на базовом уровне получит возможность научиться

«Человек в  обществе. Общество как мир культуры»

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания; различать типы мировоззрений; объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  •  систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

«Экономическая жизнь общества»

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия рынка;
  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;
  • определять место маркетинга в деятельности организации;
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • раскрывать фазы экономического цикла;
  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
  •  давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

«Социальная сфера»

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
  •  оценивать роль толерантности в современном мире; находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

«Политическая жизнь общества»

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
  •  выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  •  самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризовать особенности политического процесса в России;
  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.

«Правовое регулирование общественных отношений»

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

II. Содержание тем учебного курса

Содержание курса по обществознанию в 10 классе (70 ч. по пр.Боголюбова)

Тема I. Человек в обществе. 21 ч.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.  Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Особенности социальной системы. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности  и ее мотивация. Многообразие видов деятельности.

Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир.         Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

 Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания.

Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Осознание свободного выбора. Что такое свободное общество.

Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально- политическое измерение информационного общества.

Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Тема II. Общество как мир культуры. 16 ч.

Понятие «духовная культура».  Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас сделать выбор в пользу добра.

Наука и ее функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование ка система.

Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания религиозного мира.

Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений. 32 ч.

Нормативный подход к праву. Естественно - правовой поход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль.

Система права. Нормы права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ.

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность.

Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права.  Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.

Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела.

Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Профессиональное образование.

Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

Международные преступления и правонарушения. Полномочия уголовного международного суда. Правовая база противодействия терроризму в России Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.

Заключение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Резерв. 1 ч.

Содержание учебного предмета  «Обществознание» в 11 классе. 105  ч.

(по авторской программе)

Тема I. Экономическая жизнь общества. 38 ч.

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука.

Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики.

Рынок жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.

Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса.

Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой

инструмент регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России.

Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Бюджетная политика.

Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.

 Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.

Тема II. Социальная сфера.  24 ч. 

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.

Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём.

Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Тема III. Политическая жизнь общества. 33  ч.

Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты.

Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.

Политический режим. Демократические перемены в России. Сущность правового государства.

Гражданское общество. Местное самоуправление.

Избирательная система. Избирательная кампания.

Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание.

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения.

Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.

Политическая культура.

Заключение.  3ч.

Общество и человек перед лицом угроз XXI в.

            Резерв 7 ч.

Изменения, внесенные в рабочую программу 10 класса

Программа Л. Н. Боголюбова  рассчитана на  70 часов, педагогом внесены незначительные изменения.

Название раздела, темы

Количество  часов по программе Боголюбова Л.Н.

Количество  часов в рабочей программе

Тема 1.Человек в обществе

21

20

Тема 2.Общество как мир культуры

16

17

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений

32

31

Итоговое повторение  

2

Резерв

1

Итого

70

70

Изменения, внесенные в рабочую программу 11 класса

Уменьшение количества часов  в рабочей программе 11 класса  связано с определением  количества часов в соответствии с УП СОШ с. Казым - 70 часов.

Название раздела, темы

Количество  часов по программе Боголюбова Л.Н.

Количество  часов в рабочей программе

Тема 1.Экономическая жизнь общество

38

29

Тема 2.Социальная сфера

24

17

Тема 3. Политическая жизнь общества

33

21

Заключение

3

3

Резерв

7

Итого

105

70

Содержание воспитания

Для обеспечения гармоничного развития личности программой учебного предмета «Обществознание» реализуются следующие направления.

Гражданско-патриотическое: 

  •  зависимость между экономическими перспективами развития страны и возможностью участвовать в экономической жизни;
  • гражданская позиция члена российского общества;
  • проблемы экономики, социологии, политологии;
  • демократическая национальная политика государства;
  • выдающиеся деятели политики, экономики, социологии;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;  
  • роль различных социальных институтов в жизни человека,
    социальных нормах и правилах межличностных
    отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • способы противодействия коррупции; участие подростков
    в школьном самоуправлении,  в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • выдающиеся  экономисты, политологи, социологи;
  • роль гражданина в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • роль политики в жизни общества; роль СМИ в политической жизни.

Духовно-нравственное:

  • соотношение поступков с принятыми нормами морали;
  • активная позиция при решении задач в области социально-экономических отношений;
  • морально-нравственная сторона социально-экономических отношений;
  • социальный контроль, его значение;
  • преодоление негативного отклоняющегося поведения;
  • роль толерантности;
  • влияние этнических факторов на развитие культуры;
  • политическая культура.

Ценности научного познания:

  • мировоззрение, соответствующее уровню развития науки и общественной практики;
  • освоение базовых обществоведческих понятий;
  • основные навыки исследовательской деятельности;
  • тенденции развития экономики, социальной сферы, политологии;
  • взаимосвязь экономики с социальной сферой, политикой;
  • определение роли государства в экономике, политике, социальной сфере и влияние на жизнь общества;
  • рациональные способы экономического поведения; ситуации свободного выбора экономические интересы граждан;
  • социальное неравенство в современном обществе;
  • сущность этнической дискриминации;
  • изменение роли женщины в современном обществе;
  • социальная роль юношества, особенности молодежных субкультур;
  • депопуляция в России, причины и последствия, роль миграции в решении демографических проблем;
  • примеры политических целей и действий, соотношение средств и целей политики, цели политических партий;
  • типы политических режимов, их влияние на общество;
  • значение местного самоуправления;
  • значение многопартийности и идеологического плюрализма;
  • виды политического сознания, роль идеологии, психологии,  СМИ в политической жизни.

Социально - коммуникативное:

  • социальные роли участников экономической деятельности; роль налогоплательщика, политического лидера, участника политической деятельности;
  • ответственная деятельность с учетом гендерных особенностей социализации; причины и пути преодоления гендерных конфликтов;
  • толерантное поведение в поликультурном мире, готовность ведения диалога с другими людьми, учитывая гендерные особенности, сотрудничество;
  • роль малых социальных групп в обществе;
  • социальная роль избирателя, политическая активность личности, роль участия граждан в политике с позиции демократической культуры;
  • социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах.

Трудовое воспитание:

  • выполнение ключевых социальных ролей (труженика, производителя);
  • освоение практического применения научных знаний обществознания в жизни (роль потребителя в условиях рыночной экономики, предпринимателя, члена семьи, партии и др.);
  • особенности труда молодежи, успешность самореализации молодежи в условиях рынка труда;
  • возможность трудоустройства в условиях рынка труда;
  • решение практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
    края) правовой и социальной направленности;
  • изучение профессий, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; роль обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  •  выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Воспитание семейных ценностей:

  • развитие современной семьи, роль семьи в социализации личности;
  • способы поддержки культуры быта.

Правовое:

  • социальная и правовая ответственность участников экономики;
  • правовое государство, его взаимосвязь с гражданским обществом;
  • правовая оценка экстремизма и терроризма, противодействие силовым способам решения международных проблем
  • обязанности и права  граждан, фирм, др. субъектов экономической, социальной, политической деятельности;
  • участие граждан в политической жизни, выборы;
  • неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; их правовая оценка;
  • соблюдение на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).

Экологическое воспитание:

  • экологические проблемы в сфере экономики;
  • использование факторов производства (истощение природных ресурсов и др.);
  • влияние глобальных проблем на общество, способы борьбы с такими угрозами;
  • последствия глобализации;
  • экологическая культура;
  • роли гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Приложение 1

Содержание тем учебного курса

10 класс

Раздел

учебного курса

Количество часов

Тема 1.Человек в обществе

20

Тема 2.Общество как мир культуры

17

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений

31

Итоговое повторение

2

Итого

70

11 класс

Раздел

учебного курса

Количество часов

Тема 1.Экономическая жизнь общество

29

Тема 2.Социальная сфера

17

Тема 3. Политическая жизнь общества

21

Заключение

3

Итого

70

Титульный лист Тематического планирования – Приложение 2.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся -  Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обществознанию (профиль)

рабочая программа разработана для профильного обучения в классах социально-экономического профиля. Программа для 10 класса средней школы...

рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль

рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль

рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль

рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профиль)

Рабочая программа составлена к курсу обществознания 10-11 (профильный уровень) к учебнику  Боголюбова Л.Н.,расчитана на 204 часа(3 часа в неделю)...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс профиль по учебнику Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию 11 класс профиль по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....