рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "История Южного Урала" для 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_istoriya_i_kultura_yuzhnogo_urala_10-11.docx | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса по выбору
«История и культура Южного Урала»
1. Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования[1] изучение курса «История и культура Южного Урала» обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
1.1. Личностные планируемые результаты
Таблица 109
№ п/п | УУД | Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов | |
10 класс | 11 класс | ||
1 | Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное) | 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину | 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн) |
1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка | 1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок | ||
1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции» | 1.3. Обладание чувством собственного достоинства | ||
1.4. Устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | 1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей | ||
1.5. Осознание важности служения Отечеству, его защиты | 1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите | ||
1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона | 1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | ||
1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | 1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | ||
2 | Смыслообразование | 2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами | 2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества |
2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности | 2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | ||
2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-лыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | 2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | ||
2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | 2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | ||
2.5. Сформированность представлений о негативных последствиях экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам для личности и общества | 2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям | ||
2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов | 2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни | ||
2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности | 2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей | 3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей |
3.2. Сформированность современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды | 3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | ||
3.3. Принятие ценностей семейной жизни | 3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | ||
3.4. Сформированность эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности | 3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Таблица 110
Универсальные учебные действия | Метапредметные планируемые результаты | Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии) |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
Р1 Целеполагание | Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях | Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция» Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Кейс-метод Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р2 Планирование | Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Кейс-метод Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р3 Прогнозирование | Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали | Кейс-метод Технология формирующего оценивания (прием «прогностическая самооценка») Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Контроль и коррекция | Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность | Технология формирующего оценивания Поэтапное формирование умственных действий Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Оценка | Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью | Технология формирующего оценивания Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Р6 Познавательная рефлексия | Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Рефлексия» Постановка и решение учебных задач Технология формирующего оценивания |
Р7 Принятие решений | Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей | Кейс-метод Учебно-познавательная и учебно-практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности | П8.1 Искать и находить обобщенные способы решения задач П8.2 Владеть навыками разрешения проблем П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин П8.5 Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач П8.6 Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни П8.7 Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения П8.8 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности П8.9 Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности П8.10 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности П8.11 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно: П8.11.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; П8.11.3 планировать работу; П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; П8.11.6 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных; П8.11.9 осуществлять презентацию результатов; П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; П8.11.11 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов П8.11.13 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; П8.11.15 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; П8.11.16 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Технология формирующего оценивания Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий Кейс-метод Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Межпредметные интегративные погружения Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
П9 Работа с информацией | П9.1 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач П9.2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия П9.4 Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность П9.6 Уметь ориентироваться в различных источниках информации | Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование Кейс-метод Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
П10 Моделирование | П10.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках | Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем |
П11 ИКТ-компетентность | П11.1 Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «ИКТ-компетентность» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
К12 Сотрудничество | К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.) К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности | Постановка и решение учебных задач Кейс-метод Смена рабочих зон Дискуссия Дебаты Групповые проекты Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Сотрудничество» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
К13 Коммуникация | К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств | Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс» Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация» Групповые и индивидуальное проектирование Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
Обучающийся научится:
- использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
- раскрывать историю Урала как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и истории России;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории Урала;
- сравнивать историческое развитие Урала и России в целом, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
- излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории Урала и существующие в науке их современные версии и трактовки;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
- использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
- приводить примеры героизма уральцев на фронтах Первой мировой войны;
- раскрывать формы содействия гражданского населения Урала армии;
- анализировать реакцию населения Урала на события февраля в Санкт-Петербурге;
- характеризовать систему «двоевластия» на Урале;
- раскрывать особенности Октябрьских событий в уральском регионе;
- устанавливать причинно-следственные связи вооруженного выступления оренбургских казаков под командованием атамана А. И. Дутова;
- характеризовать роль В. К. Блюхера в подавлении выступления оренбургских казаков под командованием атамана А. И. Дутова;
- анализировать события выступления Чехословацкого корпуса в Челябинске;
- характеризовать роль С. Н. Войцеховского в выступления Чехословацкого корпуса
- высказывать собственное мнение о первых мероприятиях большевиков в политической и экономической сферах на Урале;
- приводить примеры партизанского движения на Урале в годы Гражданской войны;
- оценивать роль М. Н. Тухачевского в освобождении Южного Урала от колчаковцев;
- комментировать существующие точки зрения на проблему победы красных над Колчаком;
- описывать административные изменения в Уральском регионе в 20-е годы ХХ века.;
- выявлять причины голода 1921-1922 гг. на Урале;
- приводить примеры строек первых пятилеток на Урале;
- характеризовать роль социалистического соревнования в выполнении планов первых пятилеток на Урале;
- описывать процесс коллективизации и расказачивания на Урале;
- приводить примеры политических репрессий на Урале в 30-е гг. ХХ века;
- приводить примеры реализации антирелигиозной политики в Уральском регионе;
- комментировать создание первого в России заповедника (Ильменского заповедника);
- приводить примеры архитектурных объектов на Урале в стиле конструктивизма;
- характеризовать вклад американского архитектора Э. Мая в архитектуру г. Магнитогорска;
- высказывать собственное мнение о создании соцгородов в крупных городах Урала;
- описывать процесс массовой эвакуации предприятий в тыл летом и осенью 1941 г.;
- раскрывать роль Танкограда в победе над фашизмом;
- характеризовать вклад В. А. Малышева, И. М. Зальцмана, Н. Л. Духова, Ж. Я. Котина, Г. И. Носова в деятельность Танкограда;
- приводить примеры трудового героизма уральцев в годы Великой Отечественной войны;
- приводить примеры подвига уральцев на фронтах Великой Отечественной войны;
- характеризовать роль системы ГУЛАГа на Урале в создании новых предприятий в годы войны;
- анализировать причины административно-территориальных изменений в Уральском регионе;
- приводить примеры деятелей культуры, работавших в годы войны на Урале;
- описывать становление ВПК на Урале;
- выявлять причины размещения Атомного проекта на Урале;
- описывать причины возникновения экологических проблем на Урале;
- анализировать процесс репрессий конца 1940-х гг. на Урале;
- раскрывать влияние ХХ съезда партии на социально-политические процессы в Уральском регионе;
- характеризовать культурные процессы на Урале в 1946-1964 гг.
- приводить примеры достижений спортсменов Урала;
- проводить сравнительный анализ кризисных явлений в промышленности и сельском хозяйстве региона в 1964-1985 гг.;
- анализировать социальные процессы в регионе в 1964-1985 гг.;
- раскрывать особенности развития городов-миллионников на Урале;
- приводить примеры достижений деятельней культуры и спорта Урала в 1964-1985 гг.;
- характеризовать кризис распределительной системы и попытки преобразований экономики Урала 1985-1991 гг..
- раскрывать роль в политических процессах на Урале Б. Н. Ельцина;
- описывать события августа 1991 года на Урале;
- приводить примеры либерализации духовной жизни Уральского региона;
- анализировать роль фильма «Зеркало для героя» Свердловской киностудии в осмыслении роли Сталина в истории страны;
- характеризовать новые культурные явления на Урале в 1985-1991 гг..
- оценивать достижения уральских джазменов;
- характеризовать процесс реформ Б. Н. Ельцина на Урале;
- раскрывать роль Э. Э. Росселя, П. И. Сумина, В. П. Соловьева в политических процессах на Урале;
- описывать процесс становления территорий Урала как субъектов Российской Федерации;
- давать оценку социальным процессам в Уральском регионе в 1992-2012 гг.;
- выявлять причины создания Уральского федерального округа;
- описывать изменения в культуре и быте уральцев.
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли Урала в истории России и в мировой истории;
- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
- использовать современные версии и трактовки важнейших проблем истории Урала;
- выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов Уральского региона с учетом ее исторического опыта;
высказывать личное мнение о памятнике чехословацким легионерам в Челябинске;
- характеризовать деятельность первого секретаря Челябинского областного комитета партии К. В. Рындина;
- определять роль иностранных специалистов и технологий на строительстве Магнитогорска;
- исследовать источники, результаты, последствия индустриальных побед на Урале;
- определять роль А. К. Бурова в создании соцгорода ЧТЗ в Челябинске;
- оценивать результаты антирелигиозной компании на Урале;
- исследовать боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса;
- характеризовать культурные процесс на Урале в годы Великой Отечественной войны;
- высказывать личное мнение о роли А. Н. Комаровского в строительстве Челябинского металлургического завода;
- оценивать роль Л. П. Берии в реализации Атомного проекта на Урале;
- определять влияние Н. В. Тимофеева-Ресовского на научную элиту Уральского региона;
- раскрывать роль ЗАТО в социально-экономическом развитии региона;
- приводить примеры героизма жителей Урала – участников войны в Афганистане;
- высказывать личное мнение о влиянии политики перестройки на социально-экономическое развитие региона;
- оценивать роль Свердловского рок-клуба в либерализации духовной жизни Уральского региона;
- оценивать место уральских джазменов мировом культурном процессе;
- анализировать причины установления двоевластия в Челябинской области;
- характеризовать роль религиозной жизни Урала в культурных процессах.
2. Содержание курса
Региональная история. Урал в событиях ХХ века. Региональная идентичность и региональное самосознание. Уральское краеведение. Трудные вопросы истории Урала
Урал в годы «великих потрясений». Урал в Первой мировой войне. Урал на демократическом этане развития русской революции (март – октябрь 1917 г.). Двоевластие на Урале. Установление советской власти. Выступление атамана А. И. Дутова. Деятельность В. К. Блюхера. Чехословацкий корпус на Южном Урале. Деятельность С. Н. Войцеховского. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге. Образование Восточного фронта в 1918 г. Партизанское движение. Братья И. Д. и Н. Д. Каширины. Белый террор. М.Н. Тухачевский – руководитель челябинского сражения. Победа над Колчаком: мифы и реальность. Политика «военного коммунизма» и административные изменения в уральском регионе.
Урал в 1920-1930-х гг.. Голод 1921-1922 гг. на Урале. Деятельность зарубежных общественных организаций на Урале во время голода. Уральская область (1923-1934 гг.) и административно-территориальные изменения на Урале. И. Д. Кабаков. К. В. Рындин. М. А. Советников. Особенности экономического развития уральского региона в период НЭПа. Синдикат «Уралмет». Великие стройки первых пятилеток на Урале и урбанизация региона. К. П. Ловин. А. П. Завенягин. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы на Урале. Иностранные специалисты и технологии на строительстве Магнитогорска. Индустриальные победы: источники, результаты, последствия. Коллективизация на Урале: раскулачивание и расказачивание. Политические репрессии на Урале. Становление системы ГУЛАГа в уральском регионе. Культурное строительство: образование, наука, литература, искусство. И. Г. Горохов. Л. Н. Сейфуллина. Ю. Н. Либединский. Литературное объединение ЧТЗ. М. Д. Львов. Создание Ильменского заповедника. Антирелигиозная политика. Повседневная жизнь населения Урала. Архитектура конструктивизма на Урале. Соцгорода Урала. А. К. Буров. Э. Май.
Урал в годы Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.). «Опорный край державы»: массовая эвакуация и перевод предприятий на военные рельсы. Н. С. Патоличев. Танкоград. В. А. Малышев. И. М. Зальцман, Н. Л. Духов, Ж. Я. Котин. Г. И. Носов. Развитие сельского хозяйства. «Всё для фронта! Всё для победы!» В. В. Гусев, А. Ф. Садикова. Трудармия на Урале. А. Н. Комаровский. Эвакогоспитали. Уральцы на фронтах Великой Отечественной войны. Уральский добровольческий танковый корпус. М. Г. Фомичев. Административно-территориальные изменения и общественно-политическая жизнь. Наука, культура и духовная жизнь в годы войны. М. И. Ткачев.
Урал в послевоенное двадцатилетие (1946-1964 гг.). Экономическое развитие региона. Я. П. Осадчий. И. Я. Трашутин. Становление и развитие ВПК на Урале. Атомный проект и Л. Берия. И. В. Курчатов. Начало экологических проблем: авария 1957г. на химкомбинате «Маяк». Освоение целины на Южном Урале. Общественно-политическая жизнь региона. Репрессии конца 1940-х гг. на Урале. ХХ съезд коммунистической партии: крушение системы ГУЛАГа на Урале и начало процесса реабилитации. Особенности национальной политики на Урале. Научные центры и образование. Н. В. Тимофеев-Ресовский. Музеи Урала. Архитектурный облик уральских городов. Театральная и литературная жизнь. Л. К. Татьяничева. Спортивные достижения уральцев. «Уральская молния» Л. Скобликова. Возникновение телевидения в Уральском регионе.
Урал в период застоя (1964-1985 гг.). Проблемы модернизации уральской индустрии: Территориально-промышленные комплексы (ТПК) и ВПК. Нарастание кризисных явлений в промышленности и сельском хозяйстве региона. Экологические проблемы. Социальное развитие региона: демография, противоречия уровня доходов и уровня жизни. Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди. Города-миллионники. Л. А. Ильичев. ЗАТО в Уральском регионе. Обострение жилищной проблемы. Общественно-политическая жизнь. Диссидентское движение. Высшая школа и наука. Расширение системы ведомственных НИИ на Урале Народное образование. Культура и искусство. Л. Н. Головницкий. С. Г. Васильев. Н. Ю. Орлов. Свердловская киностудия. ВИА «Ариэль». Спортивные достижения: А. И. Тихонов, Л. Н. Мосеев, хоккейные команды «Трактор», «Автомобилист», «Металлург». Афганская война и Урал.
Урал в годы перестройки (1985-1991 гг.). Кризис распределительной системы и попытки преобразований экономики Урала. Антиалкогольная кампания 1985 г. на Урале. Б. Н. Ельцин, Политическая жизнь: усиление оппозиционных настроений, формирование альтернативных КПСС общественных организаций. Вторая волна реабилитации и миграционные процессы на Урале. Урал на первых демократических выборах. События августа 1991 года на Урале. Роль СМИ.
Либерализация духовной жизни. Музыкальная жизнь Урала: композиторы, Свердловский рок-клуб, джаз, органная музыка. Уральское художественное («Зеркало для героя» и др.) и документальное кино. С. В. Мирошниченко. Объединение художников «Сурикова, 31». Театральная жизнь. Уральские спортсмены на мировой арене. Ватерпольная команда «Уралочка». Движение КВН.
Урал на рубеже тысячелетий (1992-2012 гг.). Особенности становления новых органов власти в территориях региона. Реформы Е. Гайдара на Урале: «шоковая терапия», приватизация, обвал производства, акционирование предприятий. Политический кризис 1993 года: формирование новых конституционных органов власти. «Двоевластие» в Челябинской области. Э. Э. Россель. П. И. Сумин. В. П. Соловьев. Челябинская область – субъект Российской Федерации. Социальные процессы в регионе: потери и приобретения. Экономика 2000-х гг. Создание Уральского федерального округа. Изменения в культуре и быте уральцев. Религиозная жизнь. Участие уральцев в локальных конфликтах.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 - 11 класс (69 часов)
Таблица 111
№ п/п | Тема. НРЭО | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
1 | Региональная история: Урал в событиях ХХ века | ||
Урал в годы «великих потрясений». | |||
2. | Урал в Первой мировой войне | ||
3-4 | Урал в 1917 году | §39 с.44-47 | |
5-7 | Гражданская война на Урале (октябрь 1917-го – 1920 г.) | §40 с.48-58 | ПР № 1 |
8. | Политика «военного коммунизма» и административные изменения в уральском регионе | §40 с.58,68 | |
9 | ПОУ «Урал в годы «великих потрясений» | ||
Урал в 1920-1930-х гг. | |||
10. | Уральская область в новой экономической политике | §41 с.74-80 | |
11-12. | Великие стройки первых пятилеток на Урале и урбанизация региона | §44 с.80-83 | |
13-14. | Коллективизация на Урале: раскулачивание и расказачивание | §45 с.84-85 | |
15. | Политические репрессии на Урале | §46 с.85-87, 101, 107-108 | |
16-17. | Культурное строительство: образование, наука, искусство | §43,47 с.87-89, 104-107, 108-110 | |
18 | ПОУ «Урал в 1920—1930-х гг.» | ||
Урал в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). | |||
19-21. | «Всё для фронта! Всё для победы!»: массовая эвакуация и перевод предприятий на военные рельсы | §49 с.113-119, 137-140 | |
22. | «Все для фронта, все для победы!»: система ГУЛАГа на Урале в годы Великой Отечественной войны | ПР № 2 | |
23 | Уральский добровольческий танковый корпус | §50 | |
24-25 | Уральцы на фронтах Великой Отечественной войны | с.122-123 | |
26. | Административно-территориальные изменения на Урале | с.112 | |
27-28 | Наука, культура и духовная жизнь в годы Великой Отечественной войны | §51 с.121-122 | |
29 | Повседневная жизнь тыла в годы войны | с.113-119, 137-140 | |
30. | ПОУ «Урал в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» | ||
31 | ПОУ «Урал в первой половине ХХ века» | КР № 1 | |
Урал в послевоенное двадцатилетие(1946-1964 гг.). | |||
32-33 | Экономическое развитие региона, становление и развитие ВПК на Урале | §52 с.146-150, 162-165 | |
34 | Социальные процессы на Урале в 1946-1964 гг. | ||
35 | Атомный проект на Урале | §52 с.146-150, 162-165 | |
36-37 | Освоение целины на Южном Урале | §53 с.150-151, 154-162, 166-167 | |
38-39 | Общественно-политическая жизнь региона | §54 с.144-145 | |
40-41 | Культурная жизнь уральских городов | §54 с.151-153 | |
42 | ПОУ «Урал в послевоенное двадцатилетие(1946-1964 гг.)» | ||
Урал в период застоя (1964-1985 гг.). | |||
43-44 | Проблемы модернизации уральской индустрии. Социальное развитие региона | §55,56 с.172-180 | |
45 | Города-миллионники на Урале: победы и проблемы | с.172-180 | |
46-47 | Общественно-политическая жизнь | §57 с.170-171 | |
48 | Участие уральцев в Афганской войне | с.170-171 | |
49 | Повседневная жизнь уральских городов и сел | ПР № 3 | |
50-52 | Наука, культура и искусство Урала в 1964-1985гг. | §58 с.180-184 | |
53 | ПОУ «Урал в период застоя (1964-1985 гг.)» | ||
Урал в годы перестройки (1985-1991 гг.). | |||
54-55 | Кризис распределительной системы и попытки преобразований экономики Урала | §59 с.203-212 | |
56-57 | Общественно-политическая жизнь. События августа 1991 года на Урале | §60 с.192-194, 198-202 | |
58-59 | Либерализация духовной жизни | §61 с.212-217 | |
60 | ПОУ «Урал в годы перестройки (1985-1991 гг.)» | ||
Урал на рубеже тысячелетий (1992-2012 гг.). | |||
61-62 | Особенности становления новых органов власти в территориях региона. Создание Уральского федерального округа | §63 с. 198-202 | |
63-64 | От «шоковой терапии» к достижениям рыночной экономики | §62 с.203-212 | |
65 | Изменения в культуре и быте уральцев | §64 с. 212-217 | |
66 | ПОУ «Урал на рубеже тысячелетий (1992-2012 гг.)» | ||
67 | Итоговое повторение. Урал в середине ХХ – начале XXI вв. | КР № 2 | |
68. | Защита проектов по истории Урала. Подведение итогов | УП № 1 |
1. История Урала с древнейших времен до наших дней : Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова. – Екатеринбург : ИД «Сократ», 2004. – 496с.
2. Салмина М. С. История Южного Урала. XX – начало XXI века : учеб.пособ. для 9-го кл. осн. общеобразов. школы. – Челябинск : Взгляд, 2004. – 254 с.
[1] Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа "Достопримечательности Челябинского Урала" /7 класс/
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в изда...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа по истории Урала. Основное общее образование 9 класс
Программа курса рассчитана для учащихся 9 класса основной общей школы и охватывает период от древности до 21 вв. Представленная программа входит в учебно-методический комплекс наряду...
Рабочая программа факультатива "Фольклор Урала" (8 класс)
Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занят...
Рабочая программа по истории Урала 10-11 класс
10-11 класс...