Использование форм активного обучения на уроках обществознания
статья по обществознанию
При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. активные формы обучения являются необходимым условием при преподавании обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование форм активного обучения на уроках обществознания»
Главными задачами современного образования являются всестороннее развитие личности ребенка, его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Однако сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает конкретного результата сразу по его завершении.
Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности, наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. И если человек, окончив школу и вуз, все равно самостоятельно будет продолжать свое образование и развитие, будет стремиться к новым знаниям, иметь исследовательский интерес к окружающему миру, то это и будет лучшим результатом образования.
При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. Активные формы обучения являются необходимым условием при преподавании обществознания.
Формы активного обучения:
I. Активное обучение.
Активное обучение – организация и ведение учебного процесса, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационных средств.
Интерактивное обучение – это научение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебно-предметной развивающей средой).
Виды активности обучающихся:
1. Физическая активность:
- меняют рабочее место, пересаживаются;
- говорят;
- пишут;
- слушают;
- рисуют;
- конструируют;
- чертят и вырезают;
- выполняют физические упражнения и т.д.
2. Социальная активность:
- задают вопросы;
- отвечают на вопросы;
- обмениваются мнениями;
- дискутируют и т.д.
3. Познавательная активность:
- вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал;
- исходят из личного опыта;
- самостоятельно находят решение проблем и т.д.
Виды активности:
- Мышление;
- Речь;
- Действие;
- Эмоционально-личностное восприятие информации.
Результаты диагностических исследований учёных:
Человек помнит:
10% прочитанного
20% услышанного
30% увиденного
50% увиденного и услышанного
80% того, что говорит сам
90% того, до чего дошёл самостоятельно
Пример: задание: «Ассоциации»: Какие ассоциации у вас возникают на словосочетание «активное обучение»?
II. Комфортность:
Комфорт - обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Одним из главных условий организации современного урока является создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Комфортная обстановка на уроке:
- Психологическая комфортность
- Интеллектуальная комфортность
- Физическая комфортность
III. Форма организации обучения.
Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.
Трехмерная модель систематизации форм обучения (В.И. Андреев).
IV. Групповая форма обучения.
Способы формирования групп:
1. Группы, сформированные по желанию обучающихся
2. Группы, сформированные лидером
3. Группы, сформированные учителем
4. «Случайные» группы.
Алгоритм групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (формулирование проблемной ситуации).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
6. Подведение итогов группового задания.
III. Заключительная часть.
1.Сообщение о результатах работы в группах.
2.Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3.Общий вывод учителя о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.
V. Рефлексия:
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:
большой - для меня было важно и интересно…
указательный - я получил(а) конкретные рекомендации …
средний - мне было трудно (не понравилось) …
безымянный - моя оценка психологической атмосферы …
мизинец - мне очень хотелось бы узнать…
Дидактические требования к уроку обществознания:
- Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
- Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
- Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
- Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку обществознания:
- Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
- Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
- Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
- Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
- Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.
Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики....
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....
методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"
В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....