Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
материал на тему

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя       общеобразовательная школа № 19 п.Светлый

           

Описание педагогического опыта по теме:

«Использование интерактивных методов обучения как средства развития     познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

Выполнила: учитель обществознания

 МКОУ СОШ№19 п.Светлый

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Пласт 2014

Содержание.

  1. Введение. Проблема мотивации познавательной

     активности учащихся в современной школе.                                 3-10

                                                

  1. Технология интерактивного обучения.                                        11-37

  1. Описание педагогического опыта по теме:

   «Использование интерактивных методов обучения

     как средства развития познавательной активности

     учащихся на уроках обществознания».                                        38-53

  1. Результативность работы.                                                        54-56

  1. Литература.                                                                        57-59

  1. Приложения.

  1. Проблема мотивации познавательной активности учащихся в современной школе.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

                         Б.Паскаль

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.

 Концепция модернизации школьного образования определяет, что: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (http://mon.gov.ru Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Современное качество содержания образования, в соответствии с Концепцией модернизации, предполагает формирование ключевых компетенций, включающих целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. ( там же).

Обществознание позволяет учащимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие «гражданская культура», приобщение к которой и является воспитанием. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

В соответствии с задачами модернизации российского образования преподавание учебного предмета «Обществознание» направлено, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и нравственном становлении личности, на приобщение к гражданской культуре, на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. (http://mon.gov.ru Федеральный государственный образовательный стандарт).

      Разработанные на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования стандарты основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию ставят цели, направленные на:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в образовательных учреждениях Челябинской области» от 03 августа 2009г. №103/3431

Изменились и требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения обществознания ученики должны не только обладать знаниями и умениями, но и использовать их в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствование собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.(http://mon.gov.ru Примерные программы по обществознанию).

        Повышение требований к школьному образованию требует разрешения проблем в учебно-воспитательном процессе, которые возникают на практике:

Увеличение объема информации

Ограниченные возможности организма для ее усвоения.

Содержание образования направлено на развитие творческих способностей.

Традиционные формы и методы, ориентированные на передачу знаний.

Сегодняшняя жизнь школьников, когда всю ответственность за них несут родители.

Необходимость подготовки к самостоятельной взрослой жизни.

Повышение требований к уровню подготовки  выпускников.

Снижение мотивации познавательной деятельности учащихся.

        В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой снижения познавательной активности учащихся в изучении предмета «Обществознание». Эту проблему хочу рассмотреть подробнее.

        В современной школе вопрос мотивации познавательной деятельности без преувеличения можно назвать центральным. Каждому педагогу хорошо знакома ситуация, когда дети во время урока откровенно скучают, смотрят в окно, занимаются посторонними делами, считают минуты до звонка. Настоящей проблемой стало систематическое невыполнение учащимися домашнего задания. И, после каждого контрольного задания, с сожалением приходится констатировать факт, что материал не усвоен, ключевые компетенции не сформированы.

        Исследования показывают, что интерес школьников к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, мотивация познавательной деятельности ослабевает. Что является причинами данной тенденции? В действительности причин снижения познавательной активности много, но мне хотелось бы остановиться, на мой взгляд, на тех, решение которых напрямую зависит от деятельности педагога.

Первая причина: преобладание внешней мотивации над внутренней.

        Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации.

        Как правило, учебная деятельность подкрепляется не одним, а несколькими мотивами, как внешнего, так и внутреннего свойства. Однако, эффективность учебной деятельности будет меняться в зависимости от того, какая группа мотивов будет преобладать.

 Проблема в том, что существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации. (Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирование мотивации учения. - М.,1993. –с.45)

Главная задача мотивации познавательной активности - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Вторая причина: увеличение объема информации и усложнение образовательных программ.

В современной школе объем знаний увеличивается, усложняются образовательные программы, ученики ориентированы на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета их индивидуальности. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Вместе с тем они все время испытывают внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой. (Там же с. 67).

Учащиеся часто «находятся в положении не справившегося, что порождает у школьников комплекс неполноценности по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения. Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам в условиях объективного усложнения  содержания обучения приводит к перегрузке школьника, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области». (Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии:  учебно-методическое пособие/Г.Ю. Ксензова.- М., 2001)

Еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

«Современная школа упорно продолжает подменять знания сведениями, требующими механического запоминания». ( Там же с. 3-41)

Учебный процесс необходимо превратить не в запоминание и воспроизведение информации, а в средство развития творческой личности. Информация нужна для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий для создания собственного творческого продукта.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке. (http://mon.gov.ru Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Исходя из всего вышеперечисленного, тему своей педагогической деятельности я определила как  «Использование интерактивных методов обучения как средства повышения познавательной активности учащихся на уроках обществознания», так как, на мой взгляд, именно эта технология позволяет разрешить выявленные проблемы современного образования.

Цель: повышение познавательной активности учащихся на уроках обществознания.

Задачи:

  • внедрение интерактивных методов обучения на уроках обществознания;
  • оптимальное сочетание внутренних и внешних мотивов учебной деятельности;
  • создание условий для творческого развития личности;

       В своей работе я рассмотрю теоретические аспекты использования интерактивных форм обучения, представлю собственный педагогический опыт по указанной теме.

2. Технология интерактивного обучения.

В условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт и становится основным компонентом развития производственных сил, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, принятию самостоятельных решений, научить нести ответственность за себя и свои действия.

Вместе с тем, психолого-педагогический анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения учебных занятий позывает, что в учебном процессе преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации.  Но такие методы учебной деятельности снижают познавательную активность учащихся.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося?

В данной ситуации  естественным и необходимым условием развития общества, в соответствии с постоянно меняющимися его потребностями – это инновации в образовании. С одной стороны они способствуют сохранению непреходящих ценностей, а с другой – несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего. Особый интерес представляют инновации, связанные с разработкой и внедрением технологий, способствующих реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Одним из направлений инновационной работы, наряду с изменением содержания образования и изменением содержания учебно-воспитательного процесса, является изменение технологии обучения.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной активности учебной деятельности школьников.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. Все историю педагогики можно  рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Еще ученые и мыслители античного мира являлись сторонниками активности ученика.

ПИФАГОР (4 в. до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика.

СОКРАТ (470/469-399гг. до н.э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании.

СЕНЕКА (4 г. до н.э.-65г.н.э.) считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, что должен говорить сам ученик, а не его память.

КВИНТИЛИАН (42г.-ок.118г.) на занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

        На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. ИБН-СИНА (АВИЦЕНА) (980-1037гг.) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества.

        В эпоху нового времени ученые-просветители также выступали за активное обучение.

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592гг.) советовал, чтобы больше говорил ученик, чем учитель, призывал приучать учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650гг.) советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670гг.) настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способности понимать вещи.

Ж.Ж.РУССО (1712-1778гг.) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то его собственная голова становится бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.

И.Г.ПЕСТОЛОЦИ (1746-1828гг.) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Настаивал, что обучение должно научить мыслить, должно действовать возбуждающе на способности ученика, а не усыплять и смущать его.

ДЖ. ДЬЮИ (1859-1952) видел основную задачу учебного процесса в развитии активности молодежи. Передачу информации рассматривал как средство развития мышления, а, следовательно, предоставлять ее ученикам предлагал только тогда, когда они действительно   испытывают в ней необходимость.

        Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выгодский, Н.А.Добролюбов, А.С.Макаренко и другие.

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889гг.) и Н.А.ДОБРОЛЮБОВ( 1836-1870гг.) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970гг.) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

        Особую роль в становлении активного обучения сыграло зарождение деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана и проведена М.М. БИРШТЕЙН в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ века в США проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе. (http://wikipedia.ru Активное обучение).

        Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики. Разработан ряд технологий обучения (технология переводится как «техно» - искусство; «логос» - слово, наука) предполагающих изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. В числе наиболее известных и популярных сегодня можно назвать технологии: проблемного обучения (С.И.Архангельская, Д.Дьюи, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов); развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занкова, Д.Б.Элькони); личностно-ориентированного обучения (И.А.Зимняя, И.С.Якиманская) и другие.16

В последнее время получил распространение еще один термин –  «интерактивное обучение». Термин interaktive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с учителем. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. (Селевко Г.К.Интерактивные технологии Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 240 с.)

        Интерактивные технологии по В.В.Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой.7  Г.К.Селевко выделяет три режима информационного обмена:

        Экстрактивный: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии, он не вызывает субъективной активности ребенка, так как учение представлено, в основном активностью обучающей стороны.

        Интраактивный: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологии самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Интерактивный: информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.

         Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

  • активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
  • возбуждение внутреннего диалога ученика;
  • обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;
  • индивидуализация педагогического взаимодействия;
  • вывод ученика на позицию субъекта обучения;
  • достижение двухсторонней связи учителя и ученика;
  • создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. (Селевко Г.К.Интерактивные технологии Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006, 245с.)

Интерактивное  обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет  не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, а в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взамонаправленные потоки информации.

В интерактивных моделях обучения, по сравнению с традиционным обучением, меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего  - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками образовательного процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. ( Там же с. 270).

В интерактивном обучении учитель выступает в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

 К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затраты учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты ведущего. (http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196  Интерактивные технологии в образовании.

Интерактивное обучение – это освоение учеником опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом. Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и пр.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.

Их можно разделить на невербальные и вербальные.

К невербальным относятся:

  • акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
  • визуальные: выражение лица (заинтересованное, отстраненное – если в данный момент вы целенаправленно избегаете взаимодействия, желая спровоцировать детей на большую самостоятельность), позы и движения (располагающие к собеседованию), контакт глаз(взгляд на собеседника, уход от прямого взгляда и др.);
  • тактильные: расстояние (далекое – близкое, по-разному действующее на интенсивность контакта), прикосновения (одобряющие, успокаивающие, гасящие агрессивность).

Среди вербальных приемов интерактивного обучения психологи выделяют:

  • умение задавать открытые вопросы (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
  • выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказать и «правильные» и «неправильные» точки зрения, не боясь, что их одернут, остановят и т. д.;
  • готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающим понять, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие прекращалось, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т. д.;
  • ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия, его кульминацию, результативность. (Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004)

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. (Суворова Н. Г. «Интерактивное обучение: Новые подходы».- М.:Просвещение, 2005).

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации и пр.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения ( анализ, синтез, постановка целей и пр.) Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, следует помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать формы, позволяющие включить всех участников занятия в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. (Суворова Н. Г. «Интерактивное обучение: Новые подходы».- М.:Просвещение, 2005).

  Структура интерактивного занятия:  

 Мотивация– цель вызвать интерес к обсуждаемой проблеме (не более 5% времени занятия)

2. Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия.Цель – обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности и что от них ожидает учитель. Желательно привлечь самих учеников (примерно 5 % учебного времени)

3. Введение в новый материал- цель дать учащимся достаточно информации, что бы на ее основе выполнять практические задачи

4. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия–    практическое освоение материала, достижение поставленных целей

(60% времени на уроке).

5. Подведение итогов. Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли цели, как можно применить полученное на занятии в будущем (до 20 % времени).

6. Оценивание учащихся.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
Положительные моменты интерактивных методов, по Л.Н.Куликовой.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.13

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учеников в классе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Представленный ниже перечень методов имеет очень условное объединение  в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.


9.1. Проектный метод.
9.2 Шкала мнений.
9.3. Дискуссия.
9.4. Дебаты.
9.5. Симпозиум.

10. Разрешение проблем.

10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.

11. Тренинги.

12. Кейс-метод

Принципы работы на интерактивном занятии:

•  Занятие – не лекция, а общая работа.

•  Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

•  Все участники равны .

•  Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

•  Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

•  Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1. Подготовка занятия

2. Вступление:

 2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

3.1. выяснение позиций участников.

3.2. формирование целевых групп

3.3. интерактивное позиционирование

 Этапы интерактивного позиционирования –

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом

4. Выводы (рефлексия) 15

Подробней остановлюсь на каждом из этапов интерактивного занятия.

•  Ведущий (педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.

•  Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Примерные правила работы в группе:

•  Быть активным.

•  Уважать мнение участников.

•  Быть доброжелательным.

•  Быть пунктуальным, ответственным.

•  Не перебивать.

•  Быть открытым для взаимодействия.

•  Быть заинтересованным.

•  Стремится найти истину.

•  Придерживаться регламента.

•  Креативность.

•  Уважать правила работы в группе.

•  Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).

В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры: Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

•  «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

•  «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

•  «2 правды, 1 ложь»

•  «Снежный ком»

•  «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

•  «Космическая скорость»

Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.

•  «Сказка»

Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.

•  Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

•  Что вы чувствовали и почему?

•  Что произвело на вас наибольшее впечатление?

•  Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

•  Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

•  Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

•  Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

•  Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

•  Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения? 10

При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

•  Участники занятия, выбор темы:

•  Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

•  Временные рамки проведения занятия.

•  Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

•  Заинтересованность группы в данном занятии.

•  Перечень необходимых условий:

•  Цель занятия.

•  Раздаточные материалы.

•  Техническое оборудование.

•  Участники.

•  Основные вопросы, их последовательность.

•  Практические примеры из жизни.

•  Что должно быть в каждом занятии:

•  Уточнение проблем, которые предстоит решить.

•  Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

•  Перспектива реализации полученных знаний.

•  Практический блок.

•  Раздаточные материалы:

•  Программа занятия.

•  Структурирование материала.

•  Использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

•  Используйте простые слова, простые предложения.

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как в будущем могут быть использованы полученные знания. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий. (http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196  Интерактивные технологии в образовании.)

Остановлюсь подробнее на некоторых интерактивных формах.

Тренинг.

           тренинг - это  форма активного обучения, развития знаний, умений и навыков;

           тренинг – это совокупность активных методов, которые используются с целью самопознания и саморазвития;

           тренинг – тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка знаний, умений и навыков, эффективного, адекватного поведения учащихся. (Рефлексия.)                                                                

      По моим наблюдениям, тренинг действительно представляет собой сложную, организованную деятельность, выполняющую такие функции как:

  •   коммуникативная – установление эмоциональных контактов среди  учащихся;                                                            
  •   обучающая – развитие общеучебных знаний, умений и навыков (постановка цели, анализ, синтез);
  •   информационная – возможно создавать на основе индивидуальных вкладов в общее дело, динамику совместной деятельности;
  •   релаксационную – учитывая, что интенсивные формы работы учителя могут создавать дополнительную нагрузку на нервную систему необходимо включать специальные упражнения на снятие негативного эмоционального и физического напряжения.                                                                                                                  Тренинг  начинается, обычно, с напоминания учителя о правилах работы учащихся. Они создаются заранее, разрабатываются совместно. Поэтому дети о  них знают. Примером таких правил могут быть такие как:
  • не перебивать говорящего,
  •  не смеяться над ошибками другого,
  •  замолкать по знаку ведущего,
  • активно участвовать во всех упражнениях и другие.

Дискуссия.

«Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы». Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

Преимущества дискуссии: 

  • дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
  • в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма: 
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Аквариум.

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:

  • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  • Стимулирует участников к практической работе.

Кейс-метод (разбор ситуаций).

Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Преимущества метода: 

  • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  • Вносит в обучение элемент загадки, тайны.

Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Трудности в организации дискуссии, мозгового штурма, Аквариума, кейс-метода:

  • слабые навыки разговорной речи;
  • соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре;
  • нетерпимость к другим мнениям и взглядам;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • формальность обсуждения проблемы;
  • недостаточность знаний по заявленной теме;
  • неумение распределить время;
  • доминирование отдельных учащихся в ходе дискуссии.

Игровые методики.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. 

Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоционально восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям.1 Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Преимущества метода:

  • развитие творческих способностей;
  • овладение определенными действиями;
  • выработка навыков контроля в повседневных ситуациях;
  • развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и «честную игру»;
  • использование игры для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем.

Трудности в организации:

  • соревновательность и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту;
  • интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом;
  • опасность доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре;
  •  давление окружающих на отдельного человека.

Работа в малых группах.

        Использование групповой работы в современной педагогике признается важнейшим элементом обучения. Большинство интерактивных методов обучения строится именно на работе в больших и малых группах.  

При распределении учащихся по группам можно руководствоваться разными принципами:

  1. по результатам тестирования на 3 группы (сильные, средние, слабые) и случайно объединить по одному человеку из каждой группы;
  2. учащиеся сами создают группы;
  3. в группу объединяются соседи по партам.

Деление класса на группы можно превратить в настоящую игру, здесь у педагога есть простор для творчества. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:

  • умение вырабатывать совместные решения;
  • терпимость к другим мнениям и позициям;
  • необходимость поиска компромиссов;
  • способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • стремление к диалогу;
  • умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы. (Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004).

РЕФЛЕКСИЯ.

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

При проведении рефлексии можно использовать следующие формы:

Синквейн -это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:

  • первая строка – одно ключевое слово, которое определяет содержание синквейна;
  • вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • третья строка – три глагола, показывающих действие понятия;
  • четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение;
  • пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Коллаж – художественное изображение, составленное из картинок или рисунков, в котором отражается отношение учащихся к заявленной проблеме или определяются пути ее решения.

        Безусловно, дать характеристику всех интерактивных методов в рамках моей работы невозможно. Я затронула лишь незначительную их часть. Хотелось бы особо отметить, что работа в интерактиве дает безграничные возможности для творческого развития не только учащихся, но и педагога. В своей педагогической деятельности я делаю только первые шаги по работе в интерактивном режиме и в следующей главе поделюсь своим опытом.

3. Использование интерактивных методов обучения  как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания.

              В центр школьного образования в настоящее время поставлено  развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотносить ее с национальными и общечеловеческими достижениями. И это, на мой взгляд, несомненно, верно!      

          В своей профессиональной деятельности  я руководствуюсь Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, утвержденной правительством РФ №1756-р от 29.12.2001, одобренной решением коллегии Министерства образования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 №21/12, утвержденной приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 №1089, в которой определены важнейшие задачи деятельности школьников.

         Изучив концепцию модернизации российского образования, я пришла к выводу, что для достижения целей, поставленных перед школой необходимо заняться  поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения (ИО). Впервые с данной технологией я познакомилась в 2002 году на курсах повышения квалификации, где учителям обществознания был представлен элективный курс «Мой выбор» полностью основанный на методах интерактивного обучения. С 2003 года курс «Мой выбор» был включен в областной базисный учебный план как элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-го класса. Работая по данному курсу, я заметила, что интерактивные методы обучения значительно активизировали познавательный интерес учащихся не только к занятиям по элективному курсу, но и к урокам обществознания. Поэтому тема, над которой я работаю: Использование интерактивных методов обучения  как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания.

Методологическую основу учебно-воспитательной деятельности по обозначенной технологии интерактивного обучения я вижу в идеях доктора психологических наук Якиманской И.С. о личностно-ориентированном обучении, в ведущих идеях Винокурова Н.К., Бабанского Ю.К., которые одной из главных задач обучения считают целенаправленное, интенсивное развитие личности, ее  творческого  потенциала. Особую ценность, на мой взгляд, представляет технология саморазвития личности школьника Селевко Г. К., не разделяющей учебную и внеурочную деятельность, а также личностно-ориентированная система формирования личности. Не меньшую ценность имеют научные труды Маслоу А., Фрома Э., Зинченко В.П., методика (ИО) Берна Э., Осборна А., Вакуленко В., Петрушина С.

Мне видится, что организация работы с учащимися  требует от меня, как педагога, формирования четкого  организационного механизма, который обеспечит выполнение поставленных задач учебно-воспитательного процесса в перспективном режиме.

Мои целевые установки:

  1. Переход от  старой образовательной традиционной парадигмы    к       новой модели школы.
  2.  Личностно-ориентированный подход к ребенку.
  3.  Единство обучения и воспитания.

Своими задачами педагога-историка, я считаю следующие задачи:

1. Выявление стартового уровня состояния знаний, умений и навыков учащихся в каждом классе, а также уровня воспитанности, гражданственности – патриотизма и толерантности, что необходимо для выбора форм и методов обучения и воспитания.

2. Выявление проблемного поля учебно-воспитательного процесса.

3. Разработка системы учебно-воспитательной деятельности, направленной на:

  • создание благоприятных условий для формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся.
  • формирование Человека-гражданина.

4. Отслеживание результатов учебно–воспитательной деятельности  (мониторинг учебно-воспитательной деятельности).              

Среди принципов формирования и реализации задач учебно-воспитательного процесса  я назову следующие:

  •   обоснованное планирование учебно-воспитательной деятельности в соответствии с Госстандартом и реализация программ патриотического и толерантного воспитания  граждан РФ.
  •  учет психологических особенностей социума и учащихся.
  •  работа в режиме положительной мотивации (поощрение творчества, активности, доброжелательности к суждениям).
  •   взаимная ответственность участников учебно-воспитательного процесса.
  •  открытость и информированность итогов учебно-воспитательной деятельности.
  •   внутренняя потребность педагога в самосовершенствовании.                                                         

Механизм учебно-воспитательного процесса в  направлении применения элементов ИО вижу следующим образом:

                                                                                                 

                                                                                                   

 

         

                   

 

дидактический             активное                   кружки     внеклассные           родительские

активизирующий      использование                       мероприятия           собрания

и развивающий         различных

комплекс                   форм обучения

                 

                                                     

                                                                                                                                               

                                                                                                                                       

Механизм функционирования учебно-воспитательной системы с применением элементов интерактивного обучения возможен при соблюдении мной ряда условий:        

-  учебно-воспитательная деятельность  это постоянно управляемый процесс;

- реализация учебно–воспитательных задач  с применением элементов интерактивного обучения осуществляется не на каждом уроке и внеклассном мероприятии, а с учетом их целесообразности и полезности.  

- осуществление  системного подхода к обучению и воспитанию через взаимосвязь урочной  и внеурочной деятельности;

- соблюдение режима внедрения элементов интерактивного обучения в учебно-воспитательный процесс.                                                                                  

  1. Ожидаемые эффекты:
  2. Повышение уровня качества знаний, степени обученности учащихся.
  3.  Повышение интереса учащихся к проблемам общества.
  4. Формирование и развитие специальных способностей - знаний, умений и навыков учащихся, а также развитию дополнительных возможностей учащихся – способности к саморазвитию.

5.Повышение естественной потребности педагога в самосовершенствовании, саморазвитии как способе сохранения своего профессионального имиджа, установление тесного сотрудничества с учащимися, так необходимого для достижения поставленных целей.

Моей стержневой идеей учебно-воспитательной деятельности является совершенствование преподавания обществознания через использование элементов интерактивного обучения на всех возрастных этапах с 5 по 11 классы.  Новизна описываемой мной учебно-воспитательной деятельности с применением элементов интерактивного обучения состоит в идее их систематического внедрения в преподавании обществознания (применение на уроках и во внеклассных мероприятиях исходя из подхода   рациональности и полезности использования элементов интерактивного обучения).

Ведущими требованиями к уроку считаю следующие требования:

  1. Создание максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам.                          
  2. Высокий уровень мотивации учебной деятельности.                                                                                                                          
  3. Обеспечение практической направленности обучения,     способствующего формированию необходимых умений и навыков учащихся.                            
  4. Достижение всеми учащимися необходимого уровня овладения знаниями, организация их творческой деятельности.                                                            
  5. Преодоление недооценки развития учащихся.
  6. 6.Объективное оценивание знаний учащихся, как мощный стимул творческого комфорта.
  7. Актуализация опорных знаний, их постоянное применение на практике, как условие эффективной организации урочной и внеурочной работы с учащимися и прочного усвоения  знаний.                              

        Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфической формой организации познавательной деятельности. Она может оказывать положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение   работоспособности,      трудовой    активности   учащихся, их заинтересованности предметом. Учебный процесс организуется  мною таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Примером может служить использование такого элемента интерактивного обучения, как «ОЖИДАНИЯ» (см. приложения 1,2). 

         Технология его применения такова. Указанный элемент интерактивного обучения  применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске вывешивается чистый лист ватмана с надписью «Ожидания».  Детям  предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме: учитель - ученики  на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего?   

Записываю маркером на ватмане ожидания детей  от урока и  затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей.

Анализируя «Ожидания» я, как учитель, могу:

  •   Узнать какие вопросы интересуют детей по теме урока;
  •   выявить первоначальное представление ребенка по теме;
  •   получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, каких    сложностей в обучении можно ожидать;
  •  использовать «Ожидания » в качестве аргументов в разговоре с коллегами, администрацией школы, родителями;                                                        
  •   помочь детям понять свою мотивацию;
  •   почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;                    
  •   сравнить достигнутые результаты с «Ожиданиями»;
  •   разделить с детьми ответственность за результат.                                          

Учащиеся при применении на уроке этого метода интерактивного обучения имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

Подтверждением этого может явиться применяемый мной  интерактивной метод под названием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ».   

                                                                                                                                                                                     

Учащимся предлагаю выстроиться вдоль воображаемой линии (например, по диагонали класса или у доски) в зависимости от точки зрения на вопрос о содержании какого-либо термина. В качестве аргументов, дети могут использовать все свои возможности  и способности (репродуктивные, ассоциативные, иллюстративные).                                                                                                                        

Те, кто твердо уверены или не знают правильного ответа, занимают полярные точки зрения, сомневающиеся могут сидеть какое–то время на месте или занимать серединное положение. Лагерь сомневающихся и не знающих правильного ответа,  может таять на глазах,  так как возможны перемещения учащихся.                                                  

 Учащиеся, выполняя данное упражнение, по моим наблюдениям, учатся реализовывать свои знания, умения и навыки. Они интуитивно учатся осознавать, как важно в этой жизни занимать активную позицию, отстаивать свою точку зрения. Для некоторых, например, собственное мнение может оказаться неожиданностью, кто-то получает стимул для дальнейшей деятельности. Анализ собственной работы проходит через каждого и имеет, кроме образовательного, воспитательный эффект. Очень важным,   в данном случае, является то, что задействованы все три канала информации – визуальный (тема записана на доске, учащиеся могут на уровне ассоциаций в схематичном рисунке показать свое видение термина), аудиальный и кинестетический.

При работе с обществоведческими понятиями часто использую метод «АССОЦИАЦИЙ» (см. приложения 2,3,5,8). На доске записываю вопрос, например, Что такое конфликт? Ребята выстраивают ассоциативный ряд, в котором могут  следующие слова: спор, ссора, обида, драка, месть, плохие отношения, отсутствие общения и другие. Затем прошу попытаться определить, что же такое конфликт. В большинстве случаев дети  быстро формулируют понятие: Конфликт – это спор за что-то важное. После этого обращаемся к учебнику и сравниваем свое определение с данным в параграфе.  

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, включен в  обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности, сотрудничества. Это мнение может подтвердить применение на практике такого метода интерактивного обучения как «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (см. приложения 5,8,9).                        

Учащиеся получают задание – составить проблемные вопросы по определенной теме. Дается время на совместное обсуждение, результат совместной деятельности вывешивается на листках на доске от каждой группы, следует краткий комментарий лидером группы или ее членом – ученику дается законное пространство и время высказаться. Разработанные учащимися вопросы могут стать одним из пунктов домашнего задания – написание эссе, к примеру.                              

Интерактивная деятельность на уроках и во внеклассных мероприятиях помогает мне организовать и развивать диалоговое общение, которое способствует взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника учебно-воспитательного процесса задач.

Интерактив исключает, как мы видим, доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения  учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные точки зрения, принимать продуманные решения, участвовать в                                                                                              

дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организую такие формы работы как:                                                                                                  

  •  фронтальная;
  •  Групповая (см. приложения 1-9);
  •  парная;                                                                                                              
  •  индивидуальная.

Метод ДИСКУССИИ, (см. приложение 4) который я применяю в своей работе, увеличивает  включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении.

Занятие в форме дискуссии я начинаю, как правило, с эвристической беседы, в ходе которой наводящими, но не содержащими ответов, вопросами, заставляю учащихся на основе уже имеющихся знаний, представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам. При этом у ребят могут возникнуть неоднозначные позиции, что приводит к началу обсуждения проблемы в форме дискуссии.

Перед началом дискуссии мы с ребятами вырабатываем, если это первое занятие, или вспоминаем, если занятия в данной форме в классе уже проводились,  правила ведения дискуссии, так же критерии оценки. Эти правила мы записываем в тетради, а в дальнейшем дети просто запоминают их наизусть. При использовании метода «ДИСКУССИИ» важным моментом является расположение учеников в классе. Ребята обязательно должны видеть лица друг друга, поэтому парты мы располагаем следующим образом:

             

Подробнее остановлюсь на дискуссии по типу «АКВАРИУМ», которую я чаще всего применяю на уроках (см. приложение 9). Учащиеся делятся на две примерно равные группы, первая располагается во внутреннем круге, вторая - во внешнем.

 В течение 10-15 минут группа внутреннего круга обсуждает заданный вопрос, например, «Лидерами рождаются или становятся?». Участники, находящиеся во внешнем круге, следят за ходом дискуссии, исходя из установленных правил. По истечении отведенного времени, группа внешнего круга делится своими впечатлениями о точности определений, ясности высказываний, яркости приводимых примеров, логичности, аргументированности, наличии выводов, умении каждого из участников слушать другие мнения. Затем группы меняются местами.

Использование дискуссии в учебном процессе не только развивает коммуникативные навыки, но и способствует воспитанию толерантности, , развивает умения самостоятельно оценивать выступления товарищей, а также навыки самооценки.

Очень нравится детям такой вид работы, как «КАРУСЕЛЬ», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее, по примеру «Аквариума» (см. приложение 1). Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее – это ученики, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. При этом, информацию можно «добывать» из самых разнообразных источников: учебники, словари, энциклопедии, плакаты, схемы. Иногда ученики в качестве источников информации используют других учителей-предметников. Данный метод работы «включает» у учащихся такой вид памяти, как двигательная память, кроме этого позволяет отойти от традиционной формы урока, что очень нравится детям и повышает мотивацию деятельности, стимулирует здоровую соревновательность, учит ребят работать со справочными материалами. Однако важно следить за тем, чтобы работа не превратилась в «базар».

«ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. В заключении ребята должны пояснить свои записи.

Часто использую и такую форму интеракции, как, «ШКАЛА МНЕНИЙ». Зачитываю какое-нибудь утверждение и ученикам предлагаю указать мнение в отношении изучаемой проблемы, выстроив шкалу мнений, где указаны такие пункты:

  • абсолютно не согласен;
  • не совсем согласен;
  • не уверен;
  • согласен;
  • полностью согласен.

Выработав позицию, ребята должны аргументировать свое мнение, доказать его конкретными примерами.

Очень важным, на мой взгляд, как для учебного процесса, так и для повседневной жизни, является умение анализировать документы. Джон Локк сказал: «Лучший путь к истине – это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили». В своей работе я применяю метод «АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ», который позволяет решить задачу самостоятельной работы учащихся на уроке и домашних заданий, дать ребятам необходимый для жизни практический навык (см. приложение 1,2). При работе с документами учащиеся получают знания по различным сферам общественной жизни, информацию о происходящих процессах, приобретают умения анализа текста и выделения наиболее важного, высказывания собственного мнения и его аргументации. Так, при изучении темы «Политические партии», предлагаю ребятам проанализировать программы политических партий и ответить на вопросы. В зависимости от уровня подготовленности класса или группы, задание может быть усложнено необходимостью сравнить программы, высказать свое отношение к идеям, изложенным в них с обязательной аргументацией своей позиции. Такая работа дает не только знания из первоисточника, но и развивает критическое мышление, формирует гражданскую позицию, повышает мотивацию к формированию активной жизненной позиции.

Большой интерес и познавательную активность учащихся вызывает такой метод интерактивного обучения, как «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ» (см. приложение 5,6). Например, при изучении темы «Голосование, выборы, референдум», я предлагаю ребятам провести референдум по принятию Устава класса. Для этого предварительно инициативная группа составляет проект документа, который выносим  на обсуждение, затем ребята вносят поправки, документ дорабатывается  и вновь выносится на обсуждение. Затем проводится референдум. Такая деятельность позволяет понять, какие формы участия граждан в политической жизни страны предусмотрены законодательством, попробовать себя в роли избирателя, познакомиться с правилами избирательного процесса. Ролевые игры достаточно сложно использовать на уроках в связи с ограниченностью времени, но во внеклассных мероприятиях их применение дает отличный результат. Так ребята  пробуют себя в роли судьи, адвоката, прокурора при проведении «Суда над сигаретой» в рамках недели обществознания. Осмысление таких ролей заставляет учащихся активно работать над приобретением навыков публичного выступления, формированием модели поведения, характерной для каждой роли, что, безусловно, развивает творческие способности.

Важным моментом при использовании интерактивных методов работы является «РЕФЛЕКСИЯ». Провожу рефлексию в конце занятия в виде вопросов: «Что узнали нового?», «Что понравилось?» или «Что не понравилось?». Так же использую метод «КОЛЛАЖА», когда ребята, при помощи рисунков, картинок из журналов, выражают свое отношение к проблеме (см. приложение 2,3,4). Так, при изучении темы «Конфликты в обществе», составление коллажа помогает ученикам наглядно проиллюстрировать два пути развития конфликта. Интересным для ребят является метод «СИНКВЕЙНА» (см. приложение 3,5). Так, например, при изучении форм правления, в конце урока ребята составляют синквейн на основные понятия этой темы: монархию и республику

Являясь не только учителем-предметником, но и классным руководителем, я использую интерактивные методы и в работе с родителями при проведении родительских собраний.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме: один говорит, остальные слушают. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом.

Родитель становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

При работе с родителями я использую те же интерактивные методы, что и в учебном процессе. Так, например, при проведении родительского собрания, посвященного выпускным экзаменам в 9-м классе, предлагаю родителям:

  1. составить ассоциации к слову экзамен;
  2. методом «Дерево решений» выясняем что, по мнению родителей, самое трудное на экзамене;
  3. знакомлю родителей с правилами проведения экзаменов в новой форме;
  4. составление «Шкалы мнений» по проблеме;
  5. выступление представителей групп с презентацией позиции группы;
  6. выработка путей разрешения, возникших трудностей.

В результате родители становятся полноправными участниками образовательного процесса,  меняется взаимодействие педагога и обучающегося родителя: активность педагога уступает место активности родителей, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у ребят, я думаю, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому ученику побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого мною в 9 классе. Из 13 опрашиваемых 12 ответили, что они лучше усваивают материал и хотели бы, чтобы данная технология использовалась при изучении всех предметов.

Почему нужно сказать «да» интерактивным методам?

  • Высокая мотивация!
  • Прочность знаний!
  • Творчество и фантазия!
  • Коммуникабельность!
  • Активная жизненная позиция!
  • Командный дух!
  • Ценность индивидуальности!
  • Свобода самовыражения!
  • Акцент на деятельность!
  • Взаимоуважение!
  • Демократичность!

Несмотря на непродолжительный период работы в интерактивном режиме, хочу отметить преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому ученику посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же ученики получают в результате своей активной познавательной деятельности.

Названный мной опыт работы, с применением методов интерактивного обучения,  позволяет оптимально сочетать традиционные (репродуктивные) и нетрадиционные методы обучения, предусматривающие ориентированное обучение, конструировать содержание образования, направленное на развитие творческой образовательной деятельности учащихся, способствует формированию мировоззренческих ориентаций через развитие личного потенциала – индивидуальных возможностей и способностей личности, а значит, помогает мне в решении основной задачи.

Эффективность интерактивных методов в образовательной деятельности подтверждается результатами работы, которые представлены в следующей главе.

  1. Результативность учебной деятельности.

        Что дает использование интерактивных  методов  обучения?

Во-первых, происходит активизация деятельности учащихся в течение всего урока.

Во-вторых, это дисциплинирует их – они все время заняты делом, а не пассивно воспринимают материал, как было при традиционной форме обучения.

В-третьих, активно формируются умения и навыки самостоятельного поиска ответов на задания, а это развивает логическое мышление.

В-четвертых, создаются комфортные условия для работы всех без исключения учащихся (каждый может проявить себя по способностям и улучшить результат).

В-пятых, развиваются творческие способности детей.

В-шестых, повышается мотивация познавательной деятельности.

Все это вместе взятое приводит к положительным результатам.

Качественная и абсолютная успеваемость по обществознанию в 9 классе.

Ежегодно предмет обществознание является самым выбираемым для итоговой аттестации за курс основной школы. При этом качественные показатели стабильно высокие.

Качественные показатели на экзамене в 9 классе.

        Учащиеся, выбравшие обществознание для итоговой аттестации за курс средней школы, так же показывают высокий качественный результат.

Качественные показатели на экзамене в 11 классе.

 

        К сожалению, пока еще у учащихся не достаточно сформирован мотив для участия в олимпиадах и дистанционном обучении, а значит, работу в этом направлении необходимо активизировать. Хотя и здесь есть определенный успех. В 2007-2008 учебном году – третье место (первый рейтинг) в районной олимпиаде по обществознанию, в 2009-2010учебном году – второй рейтинг в районной олимпиаде по обществознанию (места не присуждались).

Итак, можно отметить, что система в работе позволяет  мне в реализации поставленных задач учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что наиболее важной компетенцией сегодняшнего дня является необходимость овладения новыми технологиями, осознание их силы и слабости, способность учиться всю жизнь, осознавать необходимость  непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также постоянное поступательное движение  в личной и общественной жизни.                              

        

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск,1990
  2. 2.Баранова С.П. Педагогика. - М.: Просвещение,1976.-с.182
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- С.73..-игра
  4. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. - М.: Педагогика, с.43
  5. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.-М.:Академия,2008
  6. Гришанова О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы.- Учитель,2009
  7. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. - М., 1992.-с.56
  8. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в образовательных учреждениях Челябинской области» от 03 августа 2009г. №103/3431
  9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии/М.В. Кларин.- Рига, 1995.-с.25-40
  10. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: Владос-Пресс, 2001.-С.6.
  11. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии:  учебно-методическое пособие/Г.Ю. Ксензова.- М., 2001
  12. Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.92..-игра
  13. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности.- Хабаровск: ХГПУ,1997.-с.18
  14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирование мотивации учения. - М.,1993. -183с.
  15. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие/ под ред. Е.С.Полат .-  М., 2000.
  17. Селевко Г.К.Интерактивные технологии Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
  19. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность/В.А. Сластенин, Л. Подымова.-  М., 1997.
  20. Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
  21.  Суворова Н. Г. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М.:Просвещение, 2005.
  22. Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика.-М.: Высшая школа,1990.-с.206
  24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. 1. М.: Мир, 1986.-с.125
  25. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.-С.463..-мозговой штурм.
  26. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991
  27. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М., 1993.
  28. Шаталов В.Ф. Приглашение к поиску. - М.: ГУПЦРП,2003
  29. Якиманская П.С. Развивающее обучение/П.С. Якиманская. - М., 1979.

Интернет ресурсы.

1.http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196  Интерактивные технологии в образовании.

2. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации.

3.  http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm   Педагогические технологии, основанные на активной роли обучаемого.

4. http://wikipedia.ru Активное обучение.

5. http://mon.gov.ru Федеральный государственный образовательный стандарт.

6. http://mon.gov.ru Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

7. http://mon.gov.ru Примерные программы по обществознанию.

        

        

Прилуцкая                                    МКОУ СОШ№19

Валентина Геннадьевна                п.Светлый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...