Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.
статья по обществознанию на тему
Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_obninsk.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.
Максимчук Светлана Викторовна, учитель обществознания и экономики,
МБОУ «СОШ № 51» г. Ижевск
В школьных курсах обществознания и экономики нет двух одинаковых по содержанию уроков. Учебный материал раскрывается перед учащимися в неповторимом своеобразии общественных явлений, законы экономики познаются ими в конкретном раскрытии единичных фактов. В этом смысле каждый урок представляет собой своеобразный акт учебной работы, неповторимую ступень в овладении учащимися экономическими и обществоведческими знаниями, новый шаг в овладении умениями, учебными действиями и навыками.
Применение интерактивных форм обучения на уроках – это результат напряженных поисков и размышлений о том, как сделать учеников участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями.
Интерактивные формы обучения, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Из всей совокупности современных образовательных технологий на уроках обществознания и экономики мной используются интерактивные методы и формы обучения, информационно-коммуникационные технологии. На уроках обществознания и экономики мною применяются следующие виды деятельности: проигрывание различных ситуаций (деловая игра), решение кейса, обсуждение вопросов в группах т.д.; сопоставление данных различных видов источников, создание и защита мультимедийных презентаций, проектирование бизнес-планов и др.
Учитывая психолого-педагогические качества учащихся среднего звена целесообразно использовать на уроке элементы игры, составление кроссвордов учащимися, работа в группах. Школьникам 6-7 классов нравятся такие виды работ:
Тема урока: «Что значит жить по правилам»
(7 класс)
Цель: познакомить с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, создать условия для практического освоения отдельных социальных норм.
Ход урока.
- Объяснение нового материала:
- Вступительное слово учителя и формулирование цели уроках учащимися.
- Работа с терминами: «социальные нормы», «обычай», «ритуал», «обряд».
- Выполнение учащимися упражнений с элементами игры.
- Подведение итогов по выполнению упражнений.
- Закрепление. Обсуждаются позиции учащихся, обозначенные в рубрике «Обсудим вместе».
- Домашнее задание. §19,
Работа учащихся на уроках в 8-9 классах усложняется в соответствие с психолого-педагогическими особенностями данного возраста. На уроках используется кейс-метод, мозговой штурм и др.
Тема урока: «Бюджет государства».
(8 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием государственный бюджет и способами его формирования.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала:
1. Работа с термином госбюджет.
2. Состав госбюджета.
3. Работа с дополнительным текстом параграфа «Государственное банкротство».
4. Установление способов, которые решат проблемы дефицита государственного бюджета и их последствия. Применение Мозговой атаки Филипса.
III. Обобщение. Методика «Цветок лотоса».
IV. Домашнее задание: § 17, задание №3 из раздела «В классе и дома»
Конспект урока.
В 9 классах учащиеся при подготовке к урокам или к выполнению домашнего задания используют не только письменные источники, в том числе учебник, но и компьютерные технологии и интернет-ресурсы.
Тема урока: «Права ребёнка» (9 класс).
Цель: Научиться распознавать свои права на основе документов по правам ребёнка: Конвенции о правах ребёнка, Семейного кодекса РФ.
Ход урока.
I. Опрос домашнего задания.
II. Объяснение нового материала:
1. Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.
2. Беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся знакомятся с историей создания Конвенции о правах ребёнка.
3.Самостоятельнаяработа учащихся с заданием 1.Знакомство с текстом Конвенции о правах ребёнка и ответы на вопросы.
4. Работа учащихся с кейсом. Вывод.
5. Знакомство учащихся с статьями Семейного кодекса РФ.
III. Закрепление. Работа в парах: учащиеся обмениваются и решают готовые тесты.
IV.Рефлексия урока.
V. Домашнее задание. Ответить на вопрос, используя документы: Конвенцию о правах ребёнка, выборку из Семейного кодекса РФ.
1. Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?
2. Используя, СМИ, Интернет-ресурсы подготовить примеры о нарушении прав ребёнка в современном мире.
Как видим, в данном случае в урок внесены формы интерактивного обучения, которые превращают урок не только в усвоение готовых знаний, но и позволяют разработать некоторые вопросы программы самими учащимися, а также расширить их кругозор при помощи метапредметных связей и информационно-коммуникационных технологий.
В старшем звене школы задания и уроки усложняются.
Урок с использованием приемов интерактивного обучения принимает совершенно другой вид, и он по содержанию наиболее интересен и богат, чем лекционное объяснение учителя. Именно такой подход позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия и метапредметные связи.
В 10-11 классах уроки экономики проходят, в том числе и в группах, что дает дополнительные возможности для применения интерактивных форм обучения.
Тема: Деньги. Функции денег.
(10 класс).
Цель: рассмотреть и усвоить основные функции денег.
Ход урока.
- Организация урока: постановка целей и задач. Разделение учащихся на группы.
- Проверка домашнего задания. Тестирование.
- Объяснение нового материала:
1. Раздача индивидуальных заданий для каждой группы для определения функций денег.
2. Работа учащихся в группах.
3.Выступление представителя группы, обобщение и выводы.
4. Работа с терминами: «ликвидность», «активы».
- Закрепление. Самостоятельная работа, тестирование.
- Домашнее задание. § 16, выполнить упражнение «Используем функции денег в повседневной жизни».
Необходимо также привести пример урока по экономике с использованием деловой игры:
Тема урока:«Фирма на конкурентном рынке» (11 класс).
Цель: научить определять тип конкуренции черты, характерные для каждого типа конкуренции.
Ход урока.
- Организация урока: постановка целей и задач.
- Объяснение нового материала:
- Работа с термином «конкуренция».
- Объявление условий деловой игры «Конкуренция».
- Процесс игры (моделируются 4 ситуации).
- Заполнение листа учёта после каждой ситуации. Учащиеся дают ответы на вопросы и получают характеристики рынка и определяют тип конкуренции.
- Закрепление. Заполнение таблицы учащимися.
- Домашнее задание. § 6.
Использование интерактивных форм в обучении на уроках экономики, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков, ориентации на продолжение образования и выбор профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".
Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...
Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:
Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:...
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...
Проектирование современного урока технологии с применением интерактивных методов и форм обучения учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
Современный урок технологии...
Интерактивные методы и формы обучения на уроках математики
Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, развивая которые позволяют создать ситуации успеха на каждом уроке. Поэтому необходимо рассматривать различные ме...
Активные методы и формы обучения на уроках экономики
В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...