Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.
статья по обществознанию на тему

Максимчук Светлана Викторовна

Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_obninsk.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.

Максимчук Светлана Викторовна, учитель обществознания и экономики,

 МБОУ «СОШ № 51» г. Ижевск

В школьных курсах обществознания и экономики нет двух одинаковых по содержанию уроков. Учебный материал раскрывается перед учащимися в неповторимом своеобразии общественных явлений, законы экономики познаются ими в конкретном раскрытии единичных фактов. В этом смысле каждый урок представляет собой своеобразный акт учебной работы, неповторимую ступень в овладении учащимися экономическими и обществоведческими знаниями, новый шаг в овладении умениями, учебными действиями и навыками.

Применение интерактивных форм обучения на уроках – это результат напряженных поисков и размышлений о том, как сделать учеников участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями.

Интерактивные формы обучения, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Из всей совокупности современных образовательных технологий на уроках обществознания и экономики мной  используются интерактивные методы и формы обучения, информационно-коммуникационные технологии. На уроках обществознания и экономики  мною применяются следующие виды деятельности: проигрывание различных ситуаций (деловая игра), решение кейса, обсуждение вопросов в группах т.д.; сопоставление данных различных видов источников, создание и защита мультимедийных презентаций, проектирование бизнес-планов и др.

Учитывая психолого-педагогические качества учащихся среднего звена целесообразно использовать на уроке элементы игры, составление кроссвордов учащимися, работа в группах. Школьникам 6-7 классов нравятся такие виды работ:

Тема урока: «Что значит жить по правилам»

(7 класс)

Цель: познакомить с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, создать условия для практического освоения отдельных социальных норм.

Ход урока.

  1.  Объяснение нового материала:
  1. Вступительное слово учителя и формулирование цели уроках учащимися.
  2. Работа с терминами: «социальные нормы», «обычай», «ритуал», «обряд».
  3. Выполнение учащимися упражнений с элементами игры.
  4. Подведение итогов по выполнению упражнений.
  1. Закрепление. Обсуждаются позиции учащихся, обозначенные в рубрике «Обсудим вместе».
  2. Домашнее задание. §19,

Работа учащихся на уроках в 8-9 классах усложняется в соответствие с психолого-педагогическими особенностями данного возраста. На уроках используется кейс-метод, мозговой штурм и др.

Тема урока: «Бюджет государства».

(8 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием государственный бюджет и способами его формирования.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала:

 1. Работа с термином госбюджет.

2. Состав госбюджета.

3. Работа с дополнительным текстом параграфа «Государственное банкротство».

4. Установление способов, которые решат проблемы дефицита государственного бюджета и их последствия. Применение Мозговой атаки Филипса.

III. Обобщение. Методика «Цветок лотоса».

IV. Домашнее задание: § 17, задание №3 из раздела «В классе и дома»

Конспект урока.

В 9 классах учащиеся при подготовке к урокам или к выполнению домашнего задания используют не только письменные источники, в том числе учебник, но и компьютерные технологии и интернет-ресурсы.

Тема урока: «Права ребёнка» (9 класс).

Цель: Научиться распознавать свои права на основе документов по правам ребёнка: Конвенции о правах ребёнка, Семейного кодекса РФ.

Ход урока.

I. Опрос домашнего задания.

II. Объяснение нового материала:

 1. Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.

2. Беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся знакомятся с историей создания Конвенции о правах ребёнка.

3.Самостоятельнаяработа учащихся с заданием 1.Знакомство с текстом Конвенции о правах ребёнка и ответы на вопросы.

4. Работа учащихся с кейсом. Вывод.

5. Знакомство учащихся с статьями Семейного кодекса РФ.

III. Закрепление. Работа в парах: учащиеся обмениваются и решают готовые тесты.

IV.Рефлексия урока.

V. Домашнее задание. Ответить на вопрос, используя документы: Конвенцию о правах ребёнка, выборку из Семейного кодекса РФ.

1. Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?

2. Используя, СМИ, Интернет-ресурсы подготовить примеры о нарушении прав ребёнка в современном мире.

Как видим, в данном случае в урок внесены формы интерактивного обучения, которые превращают урок не только в усвоение готовых знаний, но и позволяют разработать некоторые вопросы программы самими учащимися, а также расширить их кругозор при помощи метапредметных связей и информационно-коммуникационных технологий.

В старшем звене школы задания и уроки усложняются.

Урок с использованием приемов интерактивного обучения принимает совершенно другой вид, и он по содержанию наиболее интересен и богат, чем лекционное объяснение учителя. Именно такой подход позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия и метапредметные связи.

В 10-11 классах уроки экономики проходят, в том числе и в группах, что дает дополнительные возможности для применения интерактивных форм обучения.

Тема: Деньги. Функции денег.

(10 класс).

Цель: рассмотреть и усвоить основные функции денег.

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач. Разделение учащихся на группы.
  2. Проверка домашнего задания. Тестирование.
  3. Объяснение нового материала:

1. Раздача индивидуальных заданий для каждой группы для определения функций денег.

2. Работа учащихся в группах.

3.Выступление представителя группы, обобщение и выводы.

4. Работа с терминами: «ликвидность», «активы».

  1. Закрепление. Самостоятельная работа, тестирование.
  2.   Домашнее задание. § 16, выполнить упражнение «Используем функции денег в повседневной жизни».

Необходимо также привести пример урока по экономике  с использованием деловой игры:

Тема урока:«Фирма на конкурентном рынке» (11 класс).

Цель: научить определять тип конкуренции черты, характерные для каждого типа конкуренции.

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач.
  2. Объяснение нового материала:
  1. Работа с термином «конкуренция».
  2. Объявление условий деловой игры «Конкуренция».
  3. Процесс игры (моделируются 4 ситуации).
  4. Заполнение листа учёта после каждой ситуации. Учащиеся дают ответы на вопросы и получают характеристики рынка и определяют тип конкуренции.
  1. Закрепление. Заполнение таблицы учащимися.
  2. Домашнее задание. § 6.

Использование интерактивных форм в обучении на уроках экономики, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков, ориентации на продолжение образования и выбор профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".

Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:...

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...

Интерактивные методы и формы обучения на уроках математики

Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, развивая которые позволяют создать ситуации успеха на каждом уроке. Поэтому необходимо рассматривать различные ме...

Активные методы и формы обучения на уроках экономики

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...