Открытый урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Урок проведен в рамках школьного МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОСНОВНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Улюкчиканская ООШ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ
8 КЛАСС
Учебник : «Обществознание »
под ред .Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой
Учитель: Дампилова Л.Н.
2021-2022 учебный год
Тема урока: Образование, 8класс
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная:обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
ланируемые результаты:
Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России;
Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;
2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач;
4) личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация
Ход урока:
I. Орг. момент. Постановка целей урока.
II. Актуализация знаний
Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.
Повторим пройденный материал
Какие сферы общественной жизни вы знаете?
Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем ( духовная культура)
Что к ней относится?
( творческая деятельность людей в науке, искусстве, проявления духовной сферы как мораль, право,, религия и образование)
«Притча о матери»
Один юноша полюбил красавицу. Но хитрая красавица играла с ним, придумывая все новые и новые задания для него для доказательства его любви. Однажды красавица потребовала от юноши, что бы он принес ей сердце его матери, тогда она поверит в его любовь. Юноша содрогнулся от такого желания девушки, но уж очень хотелось ему её любви. Пошел он, убил свою мать, вынул из груди её сердце и понес жестокой красавице. Переступая через порог, юноша запнулся, и тогда он услышал тихий голос своей матери: «Не ушибся, сынок?»
Какие чувства вызвала эта притча?
- Какие человеческие качества проявились в ней?
- К какой сфере общества относятся эти явления?
- Эти человеческие качества мы называем нравственными категориями. А нравственность и мораль относятся к понятиям духовной сферы,
- Подключите к своему разуму сердце.
Раскроите свои уши,
Раскройте свои души,
И пусть добро, как птица,
К вам в сердце постучится.
А теперь выполните тест
Тест
1. Выбери лишнее
1)Нравственность, мораль, обычай, закон
3)Традиционное общество, ручной труд,индустриальное общество, община, сельское хозяйство
4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.
2) Выберите примеры :
1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам
А. Милосердие
Б. Грубость
В. Бескорыстие
Г. Нетактичность
Д. Вежливость
Е. Низкая культура поведения
Ж. Равнодушие
З. Доброжелательность
3). Чего не хватает?
•Политическая, экономическая, социальная, ____________ сферы
•Индустриальное, ______________, традиционное общество.
•Реформа, эволюция, модернизация, _____________
4). Что общего?
•Загрязнение воздуха
•Угроза ядерной войны
•Распространение инфекционных заболеваний
5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :
Постиндустриальное общество.
Традиционное общество.
Индустриальное общество.
6. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:
«Земля»
«Капитал»
«Знание»
II. Актуализация знаний
1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора) А какого выбора?(морального)
2) Так напомните, что же такое «моральный выбор»
( это выбор своего отношения к другим людям - доброго или злого)
III. Новая тема
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей(слайд 1-3)
- Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями .Н.М.Карамзин
- Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон
- Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.К.Гельвеций
Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование) (слайд 4)
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске
На доске записан план урока:
1.Что такое «Образование»
2.Роль образования в современном обществе
3.Система образования в РФ
Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы
1.Словарная работа: (слайд 5) Приведите в соответствие термины и определения
- Невежество - отсутствие знаний; необразованность.
- Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность, единство.
- Приоритетный- преобладающий, главный
4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества
Сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка .
1. Прочитайте, найдите и подчерните ключевые слова, которые отвечают на вопрос «Что такое образование»?
1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)
2.«Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».
В чем отличие этих определений? Речь идет о субъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа,вузы)
Во 2-знания приобретаются самими учениками)
2.В каком обществе мы живем? В постиндустриальном или иформационном. Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. А теперь ситуация.
«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:
1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»
1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?
Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование
(слайд 8)
Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.
В современном обществе возросло значение образования. С переходом к постиндустриальному обществу образование становится источником экономического роста. Оно влияет на производительность труда, на способность создавать современные технологии. Чем качественнее образование, тем быстрее растет экономика. Образование влияет на безопасность страны: разработка современной военной техники , навыки ее испльзования требуют высокого уровня подготовки кадров.
Работа по учебнику – задание №3 стр. 66
Ответить на вопрос- Каковы основные качества человека , отвечающие запросам информационного общества? Выписать в тетрадь. Проверить и поставить себе оценку
3.А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ.Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему. Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки. Заполняем таблицу
VII .Выставление оценок.
VIII.Домашнее задание :параграф 8
творческое задание: составить небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование
VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок
VII.Рефлексия
Учитель :Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом: (Слайд № 27)
«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);
ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),
«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)
Образование в Российской Федерации
Общее | Профессиональное |
|
|
Тест
1. Выбери лишнее
1)Нравственность, мораль, обычай, закон
3)Традиционное общество, ручной труд,индустриальное общество, община, сельское хозяйство
4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.
2) Выберите примеры :
1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам
А. Милосердие
Б. Грубость
В. Бескорыстие
Г. Нетактичность
Д. Вежливость
Е. Низкая культура поведения
Ж. Равнодушие
З. Доброжелательность
3). Чего не хватает?
•Политическая, экономическая, социальная, ____________ сферы
•Индустриальное, ______________, традиционное общество.
•Реформа, эволюция, модернизация, _____________
4). Что общего?
•Загрязнение воздуха
•Угроза ядерной войны
•Распространение инфекционных заболеваний
5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :
Постиндустриальное общество.
Традиционное общество.
Индустриальное общество.
6. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:
«Земля»
«Капитал»
«Знание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»
Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.
Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....
Открытый урок по обществознанию в 9 классе по теме "Право".
Методические рекомендации...
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ
Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....