Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме
Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy__urok_po_obshchestvoznaniyu_i_grammatike_nravstvennosti_v_9_kl.ilyuhinoy_o.v.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПО ТЕМЕ : СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ (урок Илюхиной О.В.).
Число__________________
ТЕМА УРОКА: СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ.
ЭПИГРАФ: « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга».
(Федор Тютчев)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Сформировать представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, учить понимать объективность общественного прогресса, знать терминологию .
- Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать творческие способности учащихся, развивать навыки анализирования, общения, доказательства, развивать навык самоанализа.
- Воспитывать у учащихся уважение к людям разного возраста, привлекать к мысли о том, что дети тоже играют определенную роль в процессе социализации, воспитывать стремление к самопознанию и саморазвитию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКТА:
Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова,
А.И. Матвеев «Введение в обществознание»., 8-9 классы., М. «Просвещение», 2006 г.
Учебник: «Введение в обществознание», 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение», 2006 г.
Методические пособия: Методическое пособие по обществознанию, 9 класс, Л.Н. Боголюбов, М. «Просвещение», 2002 г.
Поурочное планирование по Обществознанию, 9 класс, С.Н. Степанько. Волгоград, 2006 г.
Дидактический материал: «Введение в обществознание» 8-9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина,
М. «Просвещение», 2002 г.
Пособия: Книга для чтения по грамматике нравственности, части 1,2, М. РАО ИОСО, 2003 г.
Сборники заданий: Рабочая тетрадь «Введение в обществознание», 8-9 класс, Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
А.Ю. Лазебникова, М., «Просвещение», 2005 г.
Наглядные пособия: мультимедийное пособие по курсу «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,
А.И. Матвеев, ЗАО «Новый диск», 2004 г.
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
I этап- Организа- ционный | Здравствуйте, ребята. Начинается урок обществознания. Садитесь. | -Общеклассные | -Устное сообщение учителя | -Слушали | |
II этап-проверка Домашнего Задания | Проверка домашнего задания. 1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь ответить хорошо. Пишите ответ на карточках. |
| -Индивидуальные - Дифференци- рованный подход - Практическая деятельность | - Мотивация - Побуждение к поиску - Репродуктив-ный | - Анализировали |
2. Фронтальная проверка заполнения таблицы «Тенденции изменения социальных отношений». Перспективы! А) – фермеры (собственники, хозяйственники); интеллигенция (культура, духовность; моральное, эстетическое и др. развитие); предприниматели (развитие промышленности и торгово- финансовой сферы экономики). Б) – офицеры ВС (честь, защита, оплот); казачество (национальные традиции, культура). В) – высшие чиновники (честность, порядочность, отсутствие бюрократизма); священнослужители (сохранение религиозной культуры); конторские служащие (автоматизация рабочего места, усердие и качество труда). Г) Охарактеризуйте тенденции. Перечисленные категории граждан являются частями социального общества? Почему? 3. А)– Сбор и проверка индивидуальных карточек. 4. А) – Индивидуальный опрос: Перечислите социальную структуру общества. 2-3 человека. | Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. | -- Сочетание общеклассных и индивидуальных - Межпредметная связь | - Репродуктив-ный | - Рассказ - Работа с таблицей - Обобщение |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
III этап- Подготовка к восприятию нового материала. | 1. – Опрос. - Мы изучали различные социальные слои, группы. - Назовите самую первую социальную группу: … 2. – Перечислите элементы первичного коллектива? | -Ф.И. -Ф.И. первичный коллектив, Семья, сад, школа | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Репродуктив-ный | - Выделяли главное - Обобщали
|
3. – Беседа. А) Из кого состоит СЕМЬЯ? Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы. В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста. Г) Имеют ли общее название люди одного возраста? | -Ф.И. ПОКОЛЕ-НИЕ | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Репродуктив-ный -Частично- поисковый - Логическое доказательное мышление | - Беседа - Логические умозаключения |
IV этап – Сообщение темы и целей урока. | 1. – Беседа. А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями. Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части. | - Общеклассный | - Репродуктив-ный - Объяснительно- иллюстративный | - Беседа - Терминология | |||
2. Работа в тетради. А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?» В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Наглядный метод - Творческий | - Работа в тетради - Логические умозаключения |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
V этап-Изучение нового материала. | 1. Объяснение учителя. А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений. Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ? В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ? Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30 лет). | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Анализ и логическое доказательство мышления - Репродук-тивный | - Терминология - Работа в тетради - выделяли главное | |
2. Беседа. Объяснение нового материала. А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения. Б) Возникают вопросы: - Отличается ли одно поколение от другого? - Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями? - Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее- передовое», «хуже- лучше». В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему? | - Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Анализ и логическое доказательство мышления - Репродук-тивный | - Беседа - Логические умозаключения | |
3. Работа в тетради. А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ. Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами. (крестьяне вчера и сегодня, культура… и т.д.) | -Ф.И. -Ф.И. -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Словесно – иллюстративный (диск) | - Терминология - Работа в тетрадях - Отвечали на вопросы | |
4. * Беседа. - Где преемственность сильнее- в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему? - Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями. | -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | -Частично- поисковый - Логическое доказательное мышление | - Задание повышенной трудности - Беседа | |
5. Работа над понятием «Связь поколений». А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства. - Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых. - Оформите таблицу (две колонки): Схожесть (1 вар.) | Различия (2 вар.) - Работать будете парами, каждая парта к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера. - Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д. Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака. | -Ф.И. -Ф.И. -Ф.И. -Ф.И. | - Индивидуаль-ная - Парная | -Частично- поисковый | - Работа в тетрадях - Выполнение задания в виде таблицы | |
6.* Беседа по теме «Ответственность» (+ Грамматика нравственности). А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия- дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов - круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. - «За что и за кого вы несете ответственность?» В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27). - Читает учитель. - Вопросы: - «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?» - «Какой след должен оставить каждый человек после себя?» | -Ф.И. -Ф.И. Б) - За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д. - Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемствен-ность. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | -Частично- поисковый - Репродуктив-ный | -Беседа - Логические умозаключения | |
7. Беседа. Конвенция. А) Беседа + работа с компьютером. Б) Учитель. Детство- особый период- впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8) Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме). Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений. | -Ф.И. -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных - ИКТ | -Частично- поисковый - Репродуктив-ный | - Работа с мультимедийным учебным пособием |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
VIэтап- первичное закрепление изученного материала. | 1. Работа с дидактическим материалом. А) Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети». Б) – Обсуждение прочитанного. | -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Частично- поисковый - Самостоятель- ная работа | - Работа с дидактическим пособием - Обобщение - Самоконтроль |
*2. Творческое задание. А)- Запишите в тетради ответ на два вопроса: - «В чем вы хотели походить на своих родителей?» - «В чем не хотите быть похожими?» Сделайте выводы. Б) – Заслушивание 2-3 мнений. | -Ф.И. -Ф.И. -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Частично- поисковый - Самостоятель- ная работа -Творческая работа | - Обобщение - Анализ - Самоконтроль |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
VII этап- закрепление изученного материала. | 1. Работа в тетради. А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении. - Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу? - Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили? *Б) Беседа. Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему? В) Мультимедийное пособие. Самопроверка изученного материала. (Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*) | -Ф.И. -Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Репродуктив-ный - Творческий - Словесно – иллюстративный | - Обобщение - Анализ - Самоконтроль |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
VIII этап- Итог урока | 1. Так что же такое поколение? 2. Существует ли конфликт поколений? 3. Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать? 4. Какой вам представляется связь поколений? 5. Оценки за урок. | -Ф.И. - Ф.И. | - Сочетание общеклассных и индивидуальных | - Словесные - Анализ успешности усвоения материала | - Рассказ - Рассуждение - Обобщение - Анализ |
Этапы урока | Содержание деятельности | Приемы, формы, средства обучения | Методы обучения | Виды деятельности | |
Учитель | Уча-щиеся | ||||
IХ этап- Домашнее задание |
| - Консультация | - Словесно- наглядный - Творческий | - Слушали - Записывали |
Дополнительная информация и сведения.
Самоанализ урока учителя Илюхиной Ольги Владимировны.
Общая структура урока.
ТИП УРОКА: комбинированный + ИКТ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Объяснительно- иллюстративный
- Словесный
- Частично- поисковый
- Творческий
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Устный прием (рассказ, описание ситуации и другие).
- Печатно- словесный прием (записи, понятийный аппарат, терминология и другие).
- Наглядный прием (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы).
- Практический прием (работа с карточками по уровням обученности).
- Материализация деятельности (обобщение жизненного опыта, поиск решений в конкретных ситуациях).
- Творческие и дополнительные задания (представление различных жизненных ситуаций)
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
- Сочетание форм
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Изобразительные
- Условно- графические
- Печатные
- Интеллектуальные средства: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение
- Эмоциональные средства: интерес, огорчение, радость
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:
- Социология
- Психология
- Русский язык
- Литература
- Информационные технологии
Реализация основной дидактической цели урока.
Требования программы выполнены; триединая дидактическая цель урока достигнута; восприятие, внимание и познавательный интерес были организованы; проверка качества ЗУН проведена; ряд заданий были дифференцированными; учителем использовались при выставлении отметок нормы оценок.
Развивающая сторона урока.
На уроке учителем осуществлялось вовлечение всех учащихся в совершение основных мыслительных операций; оказывалась помощь в преодолении посильных трудностей; уделялось внимание развитию познавательной самостоятельности и системности мышления (внутрипредметные и межпредметные связи); педагог развивал творческое мышление.
Соблюдение основных принципов дидактики.
На уроке учителем были осуществлены: принцип наглядности, активности, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой. Продемонстрирована прочность знаний учащихся.
Воспитывающая сторона урока.
Мировоззрение учащихся формировалось; материал обществоведческий требовал от учащихся использование собственного жизненного опыта, связь с жизнью имелась; воспитательные возможности содержания учебного материала использовались преподавателем; воспитательное воздействие учителя на учеников оказывалось; был продемонстрирован воспитательный потенциал урочной оценки.
Учитель на уроке.
Педагог был очень хорошо готов к уроку, имел конспект; виды деятельности на уроке были разнообразными; у учителя с детьми налажены доверительные отношения- ребята высказывались откровенно, не боялись недопонимания, спрашивали советы; внешний вид учителя не вызывает никаких нареканий; речь грамотная, выразительная, эмоциональная; педагог понимает значимость предмета в системе образования и уверенно владеет своим предметом.
Работа учащихся на уроке.
Ученики все были готовы к уроку; на всех этапах урока активность проявлялась большинством учащихся; виды деятельности детей были разнообразны; учащиеся следили за грамотностью речи и прислушивались к тактичным замечаниям педагога; следует отметить высокий уровень дисциплины и организованности учеников на уроке и хорошие результаты сформированности умения учиться; отношение учащихся к педагогу уважительное, доброжелательное.
Гигиенические условия урока.
Кабинет светлый, имеет хорошую освещенность, комплект мебели и расписание на день соответствуют санитарно- гигиеническим нормам, помещение было проветрено перед началом урока, оснащенность кабинета на высоком уровне.
К рекомендациям следует отнести следующее: 1. В последующих уроках уделять больше внимания самостоятельности обучения детей и развитию их творческих способностей. 2. Учитывать динамику работоспособности на уроке. 3. Пополнить оснащенность кабинета обновленными таблицами и схемами. 4.Продолжать работу по формированию у учащихся умения строить причинно- следственные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс
Тема «Что такое человек?» Цели: закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы; продолжить работу по формир...
конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе
Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....
Конспект открытого урока по обществознанию 6 класс
Конспект является авторским....
Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"
урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...
Открытый урок по обществознанию. 8 класс
Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Лоренс Питер.Цель ур...
Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»
Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...
Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности
Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...