Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК   В  9  КЛАССЕ   ПО   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО   ТЕМЕ :  СВЯЗЬ   ПОКОЛЕНИЙ (урок Илюхиной О.В.).

Число__________________

ТЕМА УРОКА:   СВЯЗЬ  ПОКОЛЕНИЙ.

ЭПИГРАФ:  « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга».

                                                                                                                                          (Федор Тютчев)

ЦЕЛИ  УРОКА:

  1. Сформировать представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, учить понимать объективность общественного прогресса, знать терминологию . 
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать творческие способности учащихся, развивать навыки анализирования, общения, доказательства, развивать навык самоанализа.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к людям разного возраста, привлекать к мысли о том, что дети тоже играют определенную роль в процессе социализации,  воспитывать стремление  к самопознанию и саморазвитию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКТА:

Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова,

                         А.И. Матвеев «Введение в обществознание»., 8-9 классы., М. «Просвещение», 2006 г.

Учебник: «Введение в обществознание», 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение», 2006 г.

Методические пособия: Методическое пособие по обществознанию, 9 класс, Л.Н. Боголюбов, М. «Просвещение», 2002 г. 

                                            Поурочное планирование по Обществознанию, 9 класс, С.Н. Степанько. Волгоград, 2006 г.

Дидактический материал: «Введение в обществознание» 8-9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина,

                                                        М. «Просвещение», 2002 г.

Пособия: Книга для чтения по грамматике нравственности, части 1,2, М. РАО ИОСО, 2003 г.

Сборники заданий: Рабочая тетрадь «Введение в обществознание», 8-9 класс, Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,

                                        А.Ю. Лазебникова, М., «Просвещение», 2005 г.

Наглядные пособия: мультимедийное пособие по курсу «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,

                                       А.И. Матвеев, ЗАО «Новый диск», 2004 г.

 

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

I этап-

Организа-

ционный

Здравствуйте, ребята.

Начинается урок обществознания.

Садитесь.

-Общеклассные

-Устное сообщение учителя

-Слушали

II этап-проверка Домашнего Задания

Проверка домашнего задания.

1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь  ответить хорошо. Пишите ответ на карточках.

  1. Ф.И.

  1. Ф.И.

  1. Ф.И.

-Индивидуальные

- Дифференци-

рованный подход

- Практическая деятельность

- Мотивация

- Побуждение к поиску

- Репродуктив-ный

- Анализировали

2. Фронтальная проверка заполнения таблицы «Тенденции изменения социальных отношений».

Перспективы!

А) – фермеры (собственники, хозяйственники); интеллигенция (культура, духовность; моральное, эстетическое и др. развитие); предприниматели

(развитие промышленности и торгово- финансовой сферы экономики).

Б) – офицеры ВС (честь, защита, оплот); казачество (национальные традиции, культура).

В) – высшие чиновники (честность, порядочность, отсутствие бюрократизма); священнослужители (сохранение религиозной культуры); конторские служащие (автоматизация рабочего места, усердие и качество труда).

Г) Охарактеризуйте тенденции. Перечисленные категории граждан являются частями социального общества? Почему?

3. А)– Сбор и проверка индивидуальных карточек.

4. А) – Индивидуальный опрос: Перечислите социальную структуру общества. 2-3 человека.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

-- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Межпредметная связь

- Репродуктив-ный

- Рассказ

- Работа с таблицей

- Обобщение

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

III этап- Подготовка к восприятию нового материала.

1. – Опрос.

- Мы изучали различные социальные слои, группы.

- Назовите самую первую социальную группу: …

2. – Перечислите элементы первичного коллектива?

-Ф.И.

-Ф.И.

первичный коллектив,

Семья, сад, школа

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Репродуктив-ный

- Выделяли главное

- Обобщали

 

3. – Беседа.

А) Из кого состоит СЕМЬЯ?

Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы.

В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста.

Г) Имеют ли общее название люди одного возраста?

-Ф.И.

ПОКОЛЕ-НИЕ

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Репродуктив-ный

-Частично- поисковый

- Логическое доказательное мышление

- Беседа

- Логические умозаключения

IV этап – Сообщение темы и целей урока.

1. – Беседа.

А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями.

Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части.

- Общеклассный

- Репродуктив-ный

- Объяснительно- иллюстративный

- Беседа

- Терминология       

2. Работа в тетради.

А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?»

В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Наглядный метод

- Творческий

- Работа в тетради

- Логические умозаключения

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

V этап-Изучение нового материала. 

1. Объяснение учителя.

А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений.

Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ?

В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ?

Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.   (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30  лет).

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Анализ и логическое доказательство мышления

- Репродук-тивный

- Терминология

- Работа в тетради

- выделяли главное

2. Беседа. Объяснение нового материала.

А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения.

Б) Возникают вопросы:

- Отличается ли одно поколение от другого?

- Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями?

- Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее- передовое», «хуже- лучше».

В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему? 

- Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Анализ и логическое доказательство мышления

- Репродук-тивный

- Беседа

- Логические умозаключения

3. Работа в тетради.

А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ.

Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами.
В) Устно.
Приведите примеры унаследований и изменений в поколениях (смотрите определение).

(крестьяне вчера и сегодня, культура…  и т.д.)

-Ф.И.

-Ф.И.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Словесно – иллюстративный

(диск)

- Терминология

- Работа в тетрадях

- Отвечали на вопросы

4. * Беседа.

- Где преемственность сильнее- в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему?

- Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

-Частично- поисковый

- Логическое доказательное мышление

- Задание повышенной трудности

- Беседа

5. Работа над понятием «Связь поколений».

А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства.
Б) Работа в тетради.

- Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых.

- Оформите таблицу (две колонки):

Схожесть (1 вар.)   |    Различия (2 вар.)

- Работать будете парами, каждая парта к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера.
В) Проверка записей учащихся.
Г) Устные добавления учителя.

- Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д.
Д) Продолжение работы с таблицей дома.

 Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака.

-Ф.И.

-Ф.И.

-Ф.И.

-Ф.И.

- Индивидуаль-ная

- Парная

-Частично- поисковый

- Работа в тетрадях

- Выполнение задания в виде таблицы

6.* Беседа по теме «Ответственность»

(+ Грамматика нравственности).

А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия- дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов -  круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Б) Вопросы:

- «За что и за кого вы несете ответственность?»
-
«Почему важно заботиться о детях и пожилых?»

В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27).

- Читает учитель.

- Вопросы:

- «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?»

- «Какой след должен оставить каждый человек после себя?»

-Ф.И.

-Ф.И.

Б) - За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д.

 - Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемствен-ность.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

-Частично- поисковый

- Репродуктив-ный

-Беседа

- Логические умозаключения

7. Беседа. Конвенция.

А) Беседа + работа с компьютером.  

Б) Учитель. Детство- особый период- впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8)
В) Учитель.
 Международное сообщество приняло специальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. (Диск №8, стр.4,5,6)

Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме).
Г)**  Сообщение учащегося о Конвенции.
Д) Учитель.
 Ребенок должен знать права, но и помнить обязанности. Должен знать, что любовь и понимание между поколениями должны быть взаимными. Кто не умеет любить, не стремится к добру, кто думает только о себе, забывая о близких людях, вряд ли сможет оценить заботливое отношение к себе и передать его собственным детям. (… Спросить у учеников-  вывод)

Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других  помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

-Ф.И.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- ИКТ

-Частично- поисковый

- Репродуктив-ный

- Работа с мультимедийным учебным пособием

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

VIэтап- первичное закрепление изученного материала. 

1. Работа с дидактическим материалом.

А)  Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети».

Б) – Обсуждение прочитанного.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Частично- поисковый

- Самостоятель-

ная работа

- Работа с дидактическим пособием

- Обобщение

- Самоконтроль

*2. Творческое задание.

А)- Запишите в тетради ответ на два вопроса:

- «В чем вы хотели походить на своих родителей?»

- «В чем не хотите быть похожими?»

     Сделайте выводы.

Б) – Заслушивание 2-3 мнений.

-Ф.И.

-Ф.И.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Частично- поисковый

- Самостоятель-

ная работа

-Творческая работа

- Обобщение

- Анализ

- Самоконтроль

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

VII этап- закрепление изученного материала. 

1. Работа в тетради.

А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении.

- Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу?

- Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили?

*Б) Беседа.

Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему?

В) Мультимедийное пособие.

Самопроверка изученного материала.

(Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*)

-Ф.И.

-Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Репродуктив-ный

- Творческий

- Словесно – иллюстративный

- Обобщение

- Анализ

- Самоконтроль

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

VIII этап-

Итог урока

1. Так что же такое поколение?

2. Существует ли конфликт поколений?

3. Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать?

4. Какой вам представляется связь поколений?

5. Оценки за урок.

-Ф.И.

- Ф.И.

- Сочетание общеклассных и индивидуальных

- Словесные

- Анализ успешности усвоения материала

- Рассказ

- Рассуждение

- Обобщение

- Анализ

Этапы урока

Содержание деятельности

Приемы, формы, средства обучения

Методы обучения

Виды деятельности

Учитель

Уча-щиеся

IХ этап-

Домашнее задание

  1. §  29  
  2. Дописать признаки схожести и различия поколений и задание 3 письменно.
  3. * Эссе на тему: «Примеры способов разрешения конфликтов в моей семье».

- Консультация

- Словесно- наглядный

- Творческий

- Слушали

- Записывали

Дополнительная информация и сведения.

Самоанализ    урока   учителя     Илюхиной   Ольги   Владимировны.

Общая структура урока.

ТИП  УРОКА:  комбинированный + ИКТ

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ:

  1. Объяснительно- иллюстративный
  2. Словесный
  3. Частично- поисковый
  4. Творческий                                

ПРИЕМЫ  ОБУЧЕНИЯ:

  1. Устный прием (рассказ, описание ситуации и другие).
  2. Печатно- словесный прием (записи, понятийный аппарат, терминология и другие).
  3. Наглядный прием (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы).
  4. Практический прием (работа с карточками по уровням обученности).
  5. Материализация деятельности (обобщение жизненного опыта, поиск решений в конкретных ситуациях).
  6. Творческие и дополнительные задания (представление различных жизненных ситуаций)

ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ:

  1. Индивидуальная
  2. Групповая
  3. Коллективная
  4. Сочетание форм

СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ:

  1. Изобразительные
  2. Условно- графические
  3. Печатные
  4. Интеллектуальные средства: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение
  5. Эмоциональные средства: интерес, огорчение, радость

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ  СВЯЗЬ:

  1. Социология
  2. Психология
  3. Русский язык
  4. Литература
  5. Информационные технологии                                              

Реализация основной дидактической цели урока.

Требования программы выполнены; триединая дидактическая цель урока достигнута; восприятие, внимание и познавательный интерес были организованы; проверка качества ЗУН проведена; ряд заданий были дифференцированными; учителем использовались при выставлении отметок нормы оценок.

Развивающая сторона урока.

На уроке учителем осуществлялось вовлечение всех учащихся в совершение основных мыслительных операций; оказывалась помощь в преодолении посильных трудностей; уделялось внимание развитию познавательной самостоятельности и системности мышления (внутрипредметные и межпредметные связи); педагог развивал творческое мышление.

Соблюдение основных принципов дидактики.

На уроке учителем были осуществлены:  принцип наглядности, активности, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой. Продемонстрирована прочность знаний учащихся.

Воспитывающая сторона урока.

Мировоззрение учащихся формировалось; материал обществоведческий требовал от учащихся использование собственного жизненного опыта, связь с жизнью имелась; воспитательные возможности содержания учебного материала использовались преподавателем;  воспитательное воздействие учителя на учеников оказывалось; был продемонстрирован воспитательный потенциал урочной оценки.

Учитель на уроке.

         Педагог был очень хорошо готов к уроку, имел конспект; виды деятельности на уроке были разнообразными; у учителя   с детьми налажены доверительные отношения-  ребята высказывались откровенно, не боялись недопонимания, спрашивали советы; внешний вид учителя не вызывает никаких нареканий; речь грамотная, выразительная, эмоциональная; педагог понимает значимость предмета в системе образования и уверенно владеет своим предметом.

Работа учащихся на уроке.

          Ученики все были готовы к уроку; на всех этапах урока активность проявлялась большинством учащихся; виды деятельности детей были разнообразны; учащиеся следили за грамотностью речи и прислушивались к тактичным замечаниям педагога; следует отметить высокий уровень дисциплины и организованности учеников на уроке и хорошие результаты сформированности умения учиться;  отношение учащихся к педагогу уважительное, доброжелательное.

Гигиенические условия урока.

          Кабинет  светлый, имеет хорошую освещенность, комплект мебели и расписание на день соответствуют санитарно- гигиеническим нормам, помещение было проветрено перед началом урока, оснащенность кабинета на высоком уровне. 

К рекомендациям следует отнести следующее: 1. В последующих уроках уделять больше внимания самостоятельности обучения детей и  развитию их творческих способностей. 2. Учитывать динамику работоспособности на уроке. 3. Пополнить оснащенность кабинета обновленными таблицами и схемами.  4.Продолжать работу по формированию у учащихся умения строить причинно- следственные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...