Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 38.5 КБ |
рабочий лист для учащихся | 42.5 КБ |
прием "ключевые термины" | 11.86 КБ |
презентация к конспекту | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”
Класс: 10
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Социальная сфера общества»
- Способствовать пониманию учащимися основных составляющих социальной сферы жизни общества, необходимости использовать полученные знания на практике
- Развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.
Задачи:
-продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, интерпретировать статистические материалы.
-содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.
Тип урока: комбинированный, обобщения и систематизации знаний.
Технологии: урок – диалог, технология развивающего обучения
Оборудование: компьютер, проектор, карточки-задания, презентация, рабочие листы к уроку
ХОД УРОКА
- Организация начала учебного занятия.
- Вступительное слово учителя:
(обращает внимание на экран Слайд №1 Картинка-иллюзия «Книга»)
-Что вы видите на экране? (слайд №2) От чего зависит наше видение картинки?
Предположительный ответ учащихся: От того, как на нее посмотреть.
- Предлагаю вам по-своему взглянуть на иллюстрации, которые лежат перед вами. Сгруппируйте их и объясните принцип группировки. (Один ученик работает у доски. 3 мин.)
(направить учащихся на группировку по принципу 4-х сфер жизни общества)
(слайд№3)
-Какую из сфер мы закончили изучать? (социальную) Назовем наш сегодняшний урок «Социальная сфера в ее многообразии» (слайд №4)
-Обратите внимание на пословицы под темой урока:
«Не говори, чему учился, а говори, что узнал» и «Повторение ранее выученного - лучший учитель!» Сформулируйте задачи нашего занятия
(повторить, обобщить, систематизировать)
- Деление на группы по принципу «Выбери понравившуюся цитату»
1.«Беспредельная надежда и энтузиазм – главное богатство молодежи» Р. Тагор
2. Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро» В.А. Сухомлинский
3. Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» Р. Эмерсон (слайд №5)
(Учащиеся рассаживаются в три группы)
- Давайте вспомним основную терминологию раздела «Социальная сфера». Перед вами своеобразное «домино» (картинки, обозначающие ряд терминов), назовите какой термин на нем обозначен. (на доске крепятся картинки-«домино»)
(Социальная структура. Социальная группа Молодежь. Стратификация. Социальный статус Социальная роль. Социальная мобильность. Социальный контроль. Девиантное поведение. Семья. Нация )
- Возьмите рабочие листы и в течение 5 минут, работая в группе, дайте определения названным терминам.
(По истечении времени озвучить понятия 1группа- социальная структура, 2 группа- стратификация, 3 группа – нация)
- Работа с цитатами (7 минут)
- Используя определения, которые вы записали, раскройте смысл выбранной вами цитаты. Аргументируйте свою позицию. (2 минуты на обдумывание)
После обсуждения каждой цитаты задания на экране (слайд№8-11)
3. Работа с видеофрагментом «Перельман отказывается от премии»
Задания классу: 1. Прокомментируйте поступок ученого.
2. Какой тип поведения демонстрирует видеосюжет (девиантное)
4. Работа с документами.
- Обратимся к заданиям №2,3,4 в ваших рабочих листах. Перед вами документы и задания к ним. С их помощью мы продолжим обсуждение
особенностей социальной сферы. (1 группа – задание №2, вторая группа - №3, третья группа - №4) (7 минут)
(начать обсуждение следует с текста №3, т.к. он продолжает термин девиантное поведение, но с отрицательной стороны) (5 минут)
5.Работа с заданиями на экране (слайд№)
IY. Рефлексия.
Игра в «домино». Сложите домино по принципу логической цепочки, поясните свой выбор.
Y. Пожелание.
YII. ДЗ
Используя предложенные термины, составьте связный текст.
Личность, индивид, человек, животное, «личность новорожденного», индивидуальные особенности, целостность .
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Задание №1. Дайте определения понятиям:
- Социальная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Социальнаягруппа__________________________________________________________________________
- Молодежь________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стратификация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Социальныйстатус_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Социальнаяроль________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Социальная мобильность________________________________________________________________
- Социальный контроль__________________________________________________________________
- Девиантноеповедение___________________________________________________________________
- Семья_______________________________________________________________________________
- Нация___________________________________________________________________
Задание №2:
Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
Прочитайте изречения, характеризующие отношение к закону в России в 18-19 веке.
«Закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло» ( народная пословица)
«В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя».( Н.Карамзин)
«Русский народ вообще порядка не любит; закон и почтительность претят его натуре» (П.Вяземский)
Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдёт!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнёт! ( В.Жуковский)
«Законы пишут для подчинённых, а не для начальников!» (А.Бенкендорф)
Чем объясняется подобное отношение к закону с вашей точки зрения? Сохранили ли актуальность данные изречения для характеристики правовой культуры граждан современной России? Свою позицию аргументируйте. Как вы оцениваете уровень правовой культуры, а в связи с этим социального контроля, граждан нашей страны?
Задание №3:
Молодой игроман Антон Ш. в поселке Тургояк отказался делать уроки и спровоцировал семейный конфликт. По данным следственного управления, трагедия произошла вчера в одном из домов в поселке Тургояк. 15-летний молодой человек накинулся с ножом на своих родителей. Сперва подросток атаковал 46-летнюю женщину, она получила глубокие удары в шею и грудь, из-за чего скончалась до приезда спецслужб. После этого Антон Ш. накинулся на отца со спины, ударив его ножом в грудь и в голову. Однако мужчина сумел увернуться и частично избежать смертельных травм. Оставив тело матери и истекающего кровью отца в доме, подросток пошел на берег реки Миасс, чтобы утопиться. Но попытка суицида не удалась, и остывший игроман сам сдался в руки сотрудников патруля, прибывших по вызову.
Задание №4:
«Притча о винограде»
Вот как понимание порой Способно дружбу подменить враждой, Как может злобу породить в сердцах Одно и то же на разных языках. Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой-то добрый человек Приятелям монету подарил И тем раздор меж ними заварил. Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем На рынок и ангур приобретем!» «Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб, - Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!» А тюрок перебил их: «Что за шум, Друзья мои? Не лучше ли узюм!» «Что вы за люди! - грек воскликнул им. - Стафиль - давайте купим и съедим!» | И так они в решении сошлись, Но не поняв друг друга, подрались. Не знали, называя виноград, Что об одном и том же говорят. Невежество в них злобу разожгло, Ущерб зубам и ребрам нанесло. Если б стоязычный с ними был, Он их одним бы словом помирил. «На ваши деньги, - он сказал бы им, - Куплю, что нужно всем вам четверым. Монету вашу я учетверю И снова мир меж вами водворю! Учетверю, хоть и не разделю Желаемое полностью куплю! Слова несведущих несут войну, Мои ж - единство, мир и тишину» |
Каков смысл притчи? О каком конфликте идет речь? Каким образом её смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между нациями?
Предварительный просмотр:
Прием «Ключевые термины»
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977
Тагор Р.
В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.
Ж.Ж.Руссо
Когда мужчина берет жену ниже себя по статусу, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сферы жизни общества
Обобщить и систематизировать знания по теме: «Социальная сфера общества»
«Беспредельная надежда и энтузиазм – главное богатство молодежи» (Р. Тагор) «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро» (В.А. Сухомлинский) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р.Эмерсон)
? 1) Воспитательная 2) Репродуктивная 3) Экономическая 4) Эмоциональная
«Какие выводы можно сделать о социальной структуре Киевской Руси, используя данные Русской Правды»?
1 . Прокомментируйте поступок ученого. 2. Какой тип поведения демонстрирует видеосюжет?
Используя предложенные термины, составьте связный текст. Мужчина, жена, статус, супруга, возвышает, брак, низкое звание, не возвышается.
Когда мужчина берет жену ниже себя по статусу , он не унижает себя, но возвышает свою супругу ; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания , он унижает ее и сам не возвышается . (Ж.Ж. Руссо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока ОБЖ по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
Методическая разработка открытого урока ОБЖпо теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»Пудовкина Елена Александровнапреподаватель-организатор ОБЖМБОУ СОШ № 111 Тема урока: «Средства ...
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные в...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"
Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...
Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"
Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...
Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
Урок - представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие», К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...