курс по выбору "Финансовая грамотность"
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Курс "Финансовая грамотность" предназначен для обучающихся 8 класса. Он состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_fingramotnost.docx | 226.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программе школы (ООП ООО) и составлена на основе авторской программы Лавреновой Е.Б., Рязановой О.И., Липсиц И.В. «Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. // Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. «Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018г.
Ресурсное обеспечение
1. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВАКО, 2018.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВАКО, 2018.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВАКО, 2018.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВАКО, 2018.
Описание места курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «Финансовая грамотность» изучается в 8 классе. Изучение курса «Финансовая грамотность» осуществляется в объёме 17 часов в год из расчета 1 час в неделю в первом полугодии, количество недель – 17.
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
- готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активно и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• умение осуществлять краткосрочное или долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• контроль, самоконтроль и оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение, доказательство, факты.
Предметные результаты:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями: о структуре денежной массы, доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, о возможных способах сбережений, о способах негосударственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, о видах страхования и финансовых рисках, о способах использования финансовых продуктов для решения финансовых задач, о способах определения курса валют и место обмена, о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Обучающийся научится:
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять краткосрочный и долгосрочный план доходов своей семьи.
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Рассчитывать расходы семьи на конкретных примерах.
• Объяснять финансовые риски.
• Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
- Осуществлять прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
- Представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы.
- Взаимодействовать с сотрудниками банка при выполнении индивидуального творческого проекта.
- Содержание программы
Курс финансовой грамотности состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 ч)
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном,
так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся
в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный
доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки
потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого, строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых
компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не
только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Название занятия | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Управление денежными средствами семьи (4) | |||
1 | 1.1. | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | ||
2 | 1.2 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | ||
3 | 1.3 | Как построить и оптимизировать семейный бюджет | ||
4 | 1.4 | Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | ||
2 | Способы повышения семейного благосостояния(3) | |||
5 | 2.1 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | ||
6 | 2.2 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | ||
7 | 2.3 | Учебные мини-проекты «Повышаем семейное благосостояние» | ||
3 | Риски в мире денег (3) | |||
8 | 3.1 | Особые жизненные ситуации. Чем поможет страхование | ||
9 | 3.2 | Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды | ||
10 | 3.3 | Учебные мини-проекты «Риски в мире денег» | ||
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4) | |||
11 | 4.1 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт | ||
12 | 4.2 | Что такое бизнес. Как создать свое дело | ||
13 | 4.3 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | ||
14. | 4.4 | Учебные мини-проекты «Сотрудничество с финансовыми организациями» | ||
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют (3) | |||
15 | 5. | Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим | ||
16 | 5.2 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | ||
17 | 5.3 | Итоговое тестирование |
4. Ресурсное обеспечение
1. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВАКО, 2018.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВАКО, 2018.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВАКО, 2018.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВАКО, 2018.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс
Формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой....
Планирование по курсу"Основы компьютерной грамотности"
Планирование предназначено для проведения обучающих уроков компьютерной грамотности для пенсионеров....
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависи...
Курс "Основы компьютерной грамотности"
Предлагаемый компьютерный курс «Основы компьютерной грамотности» позволят освоить программы, необходимые для работы с ПК, и освоить азы компьютерной грамотности. Курс рассчитан на тех, кто никог...
по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 5 класса
Данное планирование разработанно для обучения "Основам компьютерной грамотности" детей со сложной структурой дефекта для 5 класса...
по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 7 класса на 2013-2014 уч.г.
Данное планирование разрабатывалось для детей со сложной структурой дефекта для 7 класса...
Элективный курс "Основы компьютерной грамотности"
Рабочая программа элективного курса "Основы компьютерной грамотности"...