практико-значимый проект на тему: «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и в системе внеклассной работы по предмету»
проект по теме
В данной работе рассмотрен теоретический и практический материалы по теме проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znachimyy_proekt.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
практико-значимый проект
на тему:
«Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
и в системе внеклассной работы по предмету»
Группа: АИ 14-13
Выполнила: Минаева Л. С.
Преподаватель: Мухорина Н. Б.
Коломна 2013
«Всяческое беззаветное служение
на благо и на силу Отечества, —
должно быть мерилом
жизненного смысла»
М. В. Ломоносов.
Главным в воспитании стало формирование человека - патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Считаю, что в настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи патриотического образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
"Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества."[1]
Проблема сохранения и развития культурных традиций ее духовных ценностей, остается актуальной и в наши дни. Задача молодого поколения не только беречь эти традиции, но и способствовать их развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [2]
Современный образовательный процесс должен готовить обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.
Цель проекта – воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского долга, любви к Отечеству, своему народу.
В качестве задач, решение которых обеспечивает достижение данной цели, реализация проекта предусматривает:
-формирование у школьников таких понятий, как «Родина», «патриот», «защитник Родины»;
- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.
Предлагаемый проект реализуется в школе через следующие компоненты содержания патриотического воспитания:
– военно-исторический;
– историко-краеведческий;
– гражданско-правовой.
Основным инструментом реализации проекта является создание организационно-педагогических условий патриотического воспитания. Результатом воспитания является образ патриота с активной гражданской позицией, способный к созиданию.
Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания детей.
Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив.
В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса.
Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.
В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма). По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества. [3]
Способы организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Основой формирования патриотического воспитания, по моему мнению, является урок и внеурочная деятельность педагога.
Формирование у обучающихся способности к действенной любви к Отечеству, привитии гордости за русскую историю, армию, уважения к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, ориентации на сохранение и приумножение славных воинских традиций предков – одно из приоритетных направлений патриотического воспитания.
В соответствии с Федеральным законом РФ “О днях воинской славы” в школе подготовлен план работы по накоплению материала в портфолио “Дни воинской славы России”. Результаты активной поисковой работы школьников органично используются в контексте учебных занятий по отечественной истории, целого комплекса воспитательных мероприятий.
В рамках военно-патриотического направления в школе организуются тематические вечера, беседы, лекции. Подобные мероприятия характеризуются публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью сценического действия, опорой на жизненный опыт молодежи, оказывают эмоциональное воздействие на духовную сферу обучающихся.
Наглядным примером могут послужить ежегодное участие в праздновании общешкольных мероприятий: «День народного единства», «Вывод советских войск из Афганистана», «Колокола памяти», «День победы», «7 июня – день рождения маршала Советского Союза Героя Советского Союза К. А. Мерецкова» и т. д.; в районных: акции «Свет в окне», «Армия глазами детей», с использованием мультимедийных презентаций, разработанных вместе с учащимися школы.
Результатом проведения таких мероприятий становится осознание школьниками чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, почитание национальных святынь и символов, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.
Воспитанию социально активных граждан, готовых к защите Родины, выполнению воинского долга способствуют тематические классные часы, уроки гражданственности, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны, участниками войны в Афганистане; шефская работа по благоустройству мемориального комплекса в деревни Назарьево; территории кладбища; помощи труженикам тыла и т.д.
Познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве являются основой историко-краеведческого компонента патриотического воспитания.
“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”, – писал академик Д. Лихачев.
Краеведение – это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления студентов об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных предметов и научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований.
Школьники изучают историю своей семьи, села, города, области, узнают разные стороны общественной жизни края: социальную, экономическую, политическую и культурную.
Личные впечатления, которые появляются у них в процессе реализации различных форм учебной и внеклассной работы с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: “Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная”. Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут стать одним из принципов исследования краеведческих материалов.
Большое внимание уделяется краеведческой поисковой работе. В нашей школе есть музей Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова. Учащиеся, педагоги школы разрабатывают экскурсии, тематические беседы. Гостями нашего музея были не только жители города и района, а также посетители из других районов, областей, зарубежных стран. В 2012 году проводился телемост с городом Тихвином, праздничная программа, экскурсии, посвященные 115 - летию со дня рождения нашего земляка.
Создан актив музея, совет музея, работает группа экскурсоводов. Несколько раз в год школьный музей посещают учащиеся школ города и района. Члены школьного музея организуют встречи с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, участниками локальных и интернациональных конфликтов, с интересными людьми. Для учащихся нашей школы проводятся уроки мужества, классные часы, торжественные линейки.
Ощутимую пользу в процессе воспитания личности приносят краеведческие экскурсии и экспедиции, которые помогают найти интересные неизвестные факты нашего края. В этом году мы стали победителями районного конкурса исследовательских краеведческих работ «Исчезнувшие святыни Зарайского края»; 3 место в районном конкурсе детских творческих краеведческих работ, организованном в рамках историко-краеведческого марафона «Дорогами Отечества»; 2 место по Московской области во Всероссийском детском историческом конкурсе «История родного края»; второе место по Центральному федеральному округу в детском историческом конкурсе «История электрификации региона» и т.д.
Реалии сегодняшнего дня требуют социализированного специалиста, способного участвовать в решении современных проблем гражданского общества. Формирование правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга, гражданских обязанностей – эти задачи решаются в рамках гражданско-правового направления.
От уровня правовой культуры выпускников зависит очень многое: уровень профессиональной компетентности будущих специалистов, их адаптация и степень защищённости в современном обществе. Так учащиеся нашей школы приняли участие: в районном конкурсе на знание истории государственных символов РФ среди обучающихся в образовательных учреждениях (1 место); Олимпиада по праву Президентского проекта «Академии правовой культуры детей и молодёжи» (победитель 1 тура); диплом победителя 3 степени в дистанционном мероприятии конкурс эссе «Патриотизм и его границы».
Патриотическое воспитание, формирование у молодого поколения чувства принадлежности и сопричастности Российскому государству и обществу, желания достойно жить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами, самореализовываться в своей стране является одним из основных приоритетов развития государства и общества, основной задачей воспитания молодежи в современных социокультурных условиях.
Результат патриотического воспитания в образовательном учреждении возможен лишь при условии, что все действия осуществляются в определенной системе, где каждый этап деятельности выполняет свою определенную воспитательную задачу, являясь необходимым звеном всего воспитательного процесса.
Результативность данного педагогического опыта.
В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель: выявить наличие показателей патриотических чувств у обучающихся.
Задачи опроса:
а) определить актуальность вопросов патриотизма;
б) выявить долю обучающихся, считающих себя патриотами своей страны;
в) рассмотреть отношение обучающихся к празднику Дня Победы.
В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа, метод наблюдения, анкетирование.
Диаграмма № 1
«По каким признакам или высказываниям Вы определяете
для себя понятие «патриотизм?»
При ответе на данный вопрос учащиеся нередко отвечали несколько вариантов. Наибольшее количество отметили «стремление трудиться для процветания Родины» - 14 чел., «любовь к родному краю» - 19 чел., «бескорыстная любовь и служение Родине» - 14 чел.
Диаграмма № 2
«Существует ли и у Вас желание жить и работать за границей?»
54 % учащихся имеют желание уехать за границу на постоянное или временное место жительства и работы.
Диаграмма № 3
«Готовы ли Вы при необходимости встать на защиту Родины?»
Отношение к защите родины у опрашиваемых неоднозначное: только 20% ответили положительно, 22% в зависимости от того, какой враг.
Диаграмма № 4
«Считаете ли Вы себя патриотом?»
60% учащихся считают себя патриотом. В понятие «патриот» вкладывают несколько иной смысл: считать себя «патриотом» и желать уехать жить и работать заграницу вещи взаимоисключающие друг друга.
Выводы:
1. Понимание «патриотизма» все также проявляется преимущественно на эмоциональном уровне.
2. Увеличивается количество учащихся, которое желают уехать из России за рубеж, на временное и постоянное местожительство.
3. Анализ статистических данных показал, что информация о патриотической работе все также остается разрозненной и несистематизированной.
Патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родной город – родная страна. Считаю, что необходимо систематизировать работу по патриотическому воспитанию, донести до каждого ребенка значение данных слов и попытаться их сформировать, приобщать подрастающее поколение к нравственным и культурным ценностям, воспитывать бережное отношение к своей Родине.
Заключение.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2011.
2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.
3. Вяземский Е. Е. Лекция № 2 Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития Российской системы образования. http://edu.znate.ru/
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России см. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
4. Путин В. В. см. http://www.odnako.org/blogs/show_20685/
5. Следзевский И.В."Основные направления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространств". см.http://cipv.ru/pages.php?pageid=4200
[2] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России см. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
- [3]
- 3 Следзевский И.В."Основные направления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространств". см.http://cipv.ru/pages.php?pageid=4200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья
Данная статья о возможности использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...
Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение....
Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"
Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...