Формы групповой работы на уроках математики.
статья по математике (10, 11 класс) по теме
Групповой вид деятельности в системе образования является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь между учащимися, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе. Для этого используются различные приёмы активизации групповой формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_k_pechati.docx | 232.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы групповой работы на уроках математики.
В современных условиях развития образования России проблема подготовки квалифицированных кадров приобретает всё большее значение. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка. В педагогике и психологии разработано множество форм совместной учебной деятельности на уроке: от индивидуализированных и дифференцированных до групповых, кооперативных и коллективных. Исследователи и педагоги-практики, применяли в своей работе различные формы уроков, показали, что правильный подбор способов общения может создать оптимальную обстановку для продуктивной учебной деятельности. Активное взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом облегчает усвоение материала. Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную деятельность студентов, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, познавательные и деловые игры, самостоятельную работу на уроке и другие. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию общеобразовательных программ.
Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активного группового и дифференцированного обучения. Дифференцированный подход, как показала практика, необходимо сочетать с коллективной работой в группе, добиваясь усвоения материала всеми студентами. Групповой вид деятельности в системе Российского образования является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь между учащимися, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Для этого мы используем в своей работе различные приёмы активизации групповой формы работы.
Прием «Создание номограмм». Номограммы – это модели-чертежи. Их построением занимается номография – составная часть вычислительной математики, наука о методах графического изображения функциональных зависимостей. Построенная на листе бумаги для определённой функциональной зависимости номограмма используется для получения ответа: достаточно, например, приложить линейку или сделать засечку циркулем. Номограммы применяются также для подбора параметров эмпирических формул, разработки типовых проектов, решения систем уравнений. Так, например, после обобщения темы «Математические понятия» студентами специальности «Преподавание в начальных классах», которые были поделены на три микро группы, были созданы различные номограммы. В них они объединили родо-видовые отношения параллелограмма и прямоугольника и их признаки; родо-видовые отношения и их признаки параллелограмма и ромба; получили модель связи параллелограмма и квадрата (рис.1).
Рисунок 1. Номограммы
Прием «Построй математическую модель». Моделирование – это один из математических методов познания окружающей действительности, при котором строятся и исследуются модели. Моделирование упрощает процесс познания, т.к. выделяет и отображает только нужную грань реальности, абстрагируясь от незначимых факторов. Математическая модель – это описание реального процесса на математическом языке. В математике очень много различных моделей: текстовые задачи, рисунки, таблицы, числовые выражения, уравнения и т.д. Так, например, студентами 1 курса после изучения темы «Правильные многогранники» были построены модели геометрических фигур из бумаги: тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр.
Прием «Создай презентацию». Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты. Например, после изучения темы «Производная и её применение» студентами специальности «Информатика» были созданы различные презентации, которые защищались на уроке.
Прием “Составление кластера”. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Так, например, после обобщения темы «Элементы теории множеств» студентами специальности «Преподавание в начальных классах» были созданы различные кластеры (рис.2).
Рисунок 2. Кластеры
Прием “Корзина” идей, понятий, имен … Это прием организации групповой работы, учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все учащиеся вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной проблеме. Сначала каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, учащиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания учащегося факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием “Пометки на полях”. Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Данный прием требует от учащегося не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике учащиеся просто пропускают то, что не поняли. Для учащихся I курса наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно учащиеся без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового или неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы учащиеся прямо зачитывали текст, ссылались на него.
Таким образом, использование различных приемов активизации групповых технологий помогает рационально планировать, творчески осуществлять процесс подготовки специалистов в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, воплощать дидактические замыслы, оценивать их результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа на уроке математики
Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях....
Групповая работа на уроках математики
Статья посвящена организации групповой работы на уроках математики для 5-7 классов....
Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.
Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме "Квадратные уравнения"....
Групповая работа на уроках математики
Доклад на заседании городского методического объединения с презентацией, в которой даны занимательные задания для работы в группах педагогам (разгадать ребусы)...
Групповая работа на уроках математики
Методический материал по применению групповой технологии на уроках математики....
Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)
Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...