Обобщающий урок «Деятельность человека». На основе анализа произведения «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Интегрированный урок по обществознанию и литературе для 6 класса
Разработка Чудецкого А.Н. и Чинокаловой К.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_i_deyatelnost_tekhnologicheskaya_karta_uroka1.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Обобщающий урок «Деятельность человека». На основе анализа произведения «Конь с розовой гривой» | ||
Тип урока | Урок закрепления изученного материала | ||
Цель урока | Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «деятельность человека». Реализовать межпредметные связи обществознания и литературы. Способствовать воспитанию творчески и системно мыслящего человека. | ||
Образовательные ресурсы | 1. Учебник обществознания: 2.Учебник литературы: 3. Презентация к уроку 4. Карточки с заданиями | ||
План урока | |||
Личностно значимая проблема | \ | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Деятельность, конфликт, персонаж | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с презентацией, текстовой информацией и видеофрагментами; кодировать информацию в письменной форме; определять понятия; устанавливать связи между общественными явлениями и примерами из художественной литературы, делать выводы. Учащиеся обобщают знания по теме «деятельность человека». | Познавательные: устанавливают связи между различными общественными явлениями. Получают необходимую информацию о деятельности человека и произведении «Конь с розовой гривой». Выдвигают собственные суждения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно. Происходит формирование умений обобщать факты и понятия, работать с текстом, устанавливать связи между фактами и примерами; развитие у учащихся самостоятельности и внимательности Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; получают опыт коллективной работы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; координируют свою работу и работой коллектива; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность в изучении обществознания и литературы; осознают связь литературы и обществоознания; выражают положительное отношение к процессу познания; задают вопросы учителю, себе и друг другу, осознают важность творческого похода в обучении. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание интереса к обществознанию и литературы. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация учебной деятельности, постановка темы и целей урока | 8 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Беседа с учителем и работа в группах | Сегодня у нас состоится обобщающий урок. Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках литературы и обществознания? Класс делится на шесть-семь групп по три-четыре человека Учитель литературы показывает иллюстрации на проекторе, подводит к мысли, что урок будет связан с рассказом Астафьева «Конь с розовой гривой» иначинает актуализировать знания по теме. Учитель обществознания выдает карточки с вопросами и текстом по теме «деятельность» и подводит их к мысли, что урк будет связан с темой «деятельность» Путем интеграции идеи групп учителя подводят обучающихся к теме урока. Учителя самостоятельно акцентируют внимание, что урок носит обобщающий характер. Сооздают условия для формулирования темы. «Деятельность человека на примере рассказа Астафьева №\»Конь с розовой гривой»» Акцент на обобщающий характер урока позволит учащимся грамотно сформулировать тему урока. | Слушают учителя Группы работают с вопросами (текстом). Одновременно происходит актуализация знаний, а также подходят к мысли, что урок будет посвящен «Коню» Группы работают с вопросами (текстом). Одновременно происходит актуализация знаний, а также подходят к мысли, что урок будет посвящен теме «детельность» Совместное обсуждение Постановка темы («Деятельность и бла-бла-бла») и цели урока (обобщить знания). | Групповые формы работы | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в обсуждении;. Регулятивные: самостоятельно организуют работу в группах, принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; получают опыт коллективной и командной работы | Устные ответы |
III. Актуализация знаний | 4 | Индивидуальные формы работы, работа с текстом, анализ научных публикаций | Давайте вспомним сюжет произведения. | Кратко пересказывают сюжет рассказа | Индивидуальная работа. | Личностные осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Регулятивные: умение актуализировать знания Коммуникативные: развитие навыков говорения, Познавательные: Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме | Фронтальный опрос |
Основная часть урока | 5 | Индивидуальные формы работы | Итак, мы с вами уже вспомнили сюжет произведения «Конь с розовой гривой» и понятие «деятельность». Давайте еще раз вспомнил элементы деятельности. Прочитайте, пожалуйста, небольшой отрывок из текста, помещенный на экране (слайд 2). Этот отрывок из текста представляет собой описание деятельности. Давайте договоримся, что субъектом мы назовем бабушку, что же тогда является объектом? целью? мотивом? средствами? действиями? возможным результатом? | Слушают учителя, читают текст Отвечают на вопросы учителя, анализируют отрывок из текста Отвечают на вопросы учителя, анализируют отрывок из текста Читают вместе с учителем отрывки из текста, отвечают на вопросы, высказывают разные предположения | Индивидуальная работа | Познавательные: Получают необходимую информацию об элементах деятельности; происходит формирование умений работать с текстом; развитие у учащихся самостоятельности и внимательности, устанавливать причинно-следственные связи Личные: проявляют заинтересованность в изучении деятельности человека; Коммуникативные проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы учителя Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают ориентиры действия; координируют свою работу и работой коллектива | |
3 | Индивидуальные формы работы | Давайте теперь поменяем расстановку и будем считать субъектом главного героя (слайд 3), что же тогда становится объектом? целью? мотивом? средствами? действиями? возможным результатом? Мы с вами говорили, что существует несколько видов деятельности: трудовая, игровая, творческая, познавательная общение. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Учитель поочередно зачитывает краткие отрывки из текста произведения, чтобы помочь учащимся определить тип описываемой деятельности. Скажите, пожалуйста, какой деятельностью занимался автор произведения Виктор Петрович Астафьев, когда писал его? Вы правы: он занимался творческой деятельностью. Литература – разновидность искусства. Искусство обязательно предполагает творчество. Напомните: чем же отличает творчество от других видов деятельности? Творчество не обходится без фантазии. Давайте объединимся в пары и обсудим фантазию героев этого произведения. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь представлен отрывок из текста. Давайте его прочитаем. В парах обсудите: что фантазировал главный герой в те моменты, которые описаны в тексте (слайд 5)? Учитель контролирует деятельность обучающихся, подходит к различным парам с вопросами, дает наводящие вопросы. В случае, если кто-то из учащихся успевает раньше справиться, учитель дает к рассуждению второй отрывок из текста. После обсуждения в парах учитель задает несколько вопросов к аудитории по тексту В процессе деятельности люди вынуждены объединяться в группы. Между людьми могут складываться и партнерские, и конфликтные отношения. Давайте посмотрим небольшой отрывок из текста: здесь описана конфликтная ситуация между двумя героями произведения. Обсудите вопросы к слайду в парах и запишите ответы в тетрадь. Чтобы избегать конфликтов и их обострений общество придумало различные нормы: закон, традиции и мораль, которой мы посвятили с вами отдельные уроки. На слайде (7) приведены два отрывка из текста. Давайте их проанализируем. Читает текст обучающимся. Задает вопросы: какие нормы морали главные герои нарушили? какие санкции могут быть применены к героям? | отвечают на вопросы Читают вместе с учителем отрывок из текста Работают в парах, анализируют текст, отвечают на вопросы, дискутируют, отвечают учителю отвечают учителю Работают в парах, анализируют текст, отвечают на вопросы, дискутируют, ведут записи Читают текст анализируют текст, отвечают на вопросы учителя | ||||
3 | Мы с вами говорили, что существует несколько видов деятельности: трудовая, игровая, творческая, познавательная общение. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Учитель поочередно зачитывает краткие отрывки из текста произведения, чтобы помочь учащимся определить тип описываемой деятельности. | Читают вместе с учителем отрывки из текста, отвечают на вопросы, высказывают разные предположения | Индивидуальная работа | Познавательные: Получают необходимую информацию о видах деятельности; происходит формирование умений работать с текстом, сопоставления теории и примера из литературы. Личные: проявляют заинтересованность в изучении видов деятельности человека; Коммуникативные отвечают на вопросы учителя Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают ориентиры действия; координируют свою работу с работой коллектива | Фронтальный опрос | ||
5 | В процессе деятельности люди вынуждены объединяться в группы. Между людьми могут складываться и партнерские, и конфликтные отношения. Давайте посмотрим небольшой отрывок из текста: здесь описана конфликтная ситуация между двумя героями произведения. Обсудите вопросы к слайду в парах и запишите ответы в тетрадь. В случае, если кто-то из обучающихся успевает ответить на вопросы раньше, он идет проверять своих одноклассников | Работают в парах, анализируют текст, отвечают на вопросы, дискутируют, ведут записи осуществляют взаимную проверку | Групповые формы работы | Познавательные: Получают необходимую информацию о конфликтном поведении; происходит формирование умений работать с художественным текстом, сопоставления теории и примера из литературы. Личные: проявляют заинтересованность в изучении конфликтов и их последствий; Коммуникативные развитие умения работать в парах, совместно осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают ориентиры действия; координируют свою работу с работой коллектива | Записи в тетради | ||
5 | Чтобы избегать конфликтов и их обострений общество придумало различные нормы: закон, традиции и мораль, которой мы посвятили с вами отдельные уроки. На слайде (7) приведены два отрывка из текста. Давайте их проанализируем. Читает текст обучающимся. Задает вопросы: какие нормы морали главные герои нарушили? какие санкции могут быть применены к героям? | Читают текст анализируют текст, отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная работа | Познавательные: Получают необходимую информацию о социальных нормах и санкциях; происходит формирование умений работать с текстом, сопоставления теории и примера из литературы. Личные: проявляют заинтересованность в изучении социального контроля; Коммуникативные отвечают на вопросы учителя Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают ориентиры действия; координируют свою работу с работой коллектива | Фронтальный опрос | ||
Первичное осмысление материала и рефлексия | Учитель литературы раздаёт карточки с заданием. По одной на группу. | Работают в группах, читают текст, выполняют задания, написанные на карточке, регулируют деятельсьб друг друга | Групповая форма работы | Личностные: Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные: идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Коммуникативные: умение работать в группе, быть полноправным её членом Познавательные: умение осмыслять проблему, актуализировать знания, подходить к проблеме с разных сторон. | Групповая работа, ответ перед классом | ||
Домашнее задание | 5 | Вспомнить о неком конфликте в изученной или прочтённой внеклассно и написать сочинение о данном эпизоде и путях разрешения этого конфликта. | Задают уточняющие вопросы, записывают домашнее задание в дневник | Домашняя работа | Письменная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
Урок 1 по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс).
Материал представляет собой разработку первого урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"....
«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Основное содержание темы урока Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев....
Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1. отметить своеобразие языка рассказа,2....
конспект урока "Уроки доброты" по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" с презентацией
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по теме "Уроки доброты" на основе анализа произведения В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". К конспекту прилагается презента...
Тест по произведению "Конь с розовой гривой"
Тест по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...