конспект урока "Уроки доброты" по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" с презентацией
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по теме "Уроки доброты" на основе анализа произведения В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". К конспекту прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx | 19.23 КБ |
astafev_-_prezentatsiya.pptx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе
«Уроки доброты в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Эпиграф на доске
«Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника –
того дивного коня с розовой гривой.»
В.П. Астафьев
Цель:
- Рассмотреть идейно-нравственное содержание рассказа;
- выделить духовные ценности, которые помогли формированию главного героя;
- определить роль бабушки, ее уроков доброты;
- развивать речевую культуру учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, словарная работа
На слайде проектора тема урока. (слайд № 1)
I. Вступительный этап
1. Слово учителя.
Виктору Петровичу Астафьеву выпала нелёгкая судьба… Всё начиналось с детства.
(слайд 2) Он рано потерял мать, вскоре отец привёл в дом мачеху, жизнь совсем не заладилась. Пришлось Вите идти в детский дом. Трудовая жизнь началась для него очень рано, ещё и нагрянула война. Астафьев прошёл всю войну пехотинцем, получил контузию. Гражданскую профессию потерял, здоровье отняла война, образования не было. Но надо было жить...
Почему же В.П. Астафьев обращается в своих произведениях к теме детства? Что привлекает его в этой теме?
Может быть, после всех жизненных испытаний писатель желает посмотреть на мир глазами ребёнка, вернуться в те дни, когда он получал первые уроки жизни. Может быть, он хотел поблагодарить свою бабушку Катерину Петровну за её уроки мудрости, жизни, доброты. Может быть, «это желание восстановить естественное течение жизни, утраченную целостность бытия и тем самым обрести душевный покой».
(слайд 3) Обратите внимание на строки выведенные на слайд. Здесь Виктор Петрович обращается к своей бабушке, взяты они из рассказа «Последний поклон», давшего название целой книге.
Какое чувство испытывает автор письма и почему? (чувство вины)
Почему книга названа «Последний поклон»?
Произведение В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» - это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.
(слайд 4) Интеллектуальная разминка
Ребятам предлагается разгадать кроссворд, чтобы вспомнить содержание
1.Кто из героев рассказа «в сердцах или в наслышку» называл бабушку генералом? (дедушка)
2.Какую ягоду собирал Витя, чтобы «трудом своим заработать пряник»? (земляника)
3.Почему все жалели Витю, и он был окружен редкостным вниманием?
(сирота)
4.На берегу, какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик? (Енисей)
5.Как звали бабушку Вити? (Катерина)
6.О ком из героев рассказа Витя говорил: «Он любил море, а я любил его»?
(Левонтий)
7.Какой пряник, в форме чего, пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники? («пряник конём» (конь))
Ключевое слово- детство
Ребята, а что в вашем понимании детство?
Подберите слова – ассоциации с данным слову:
Ответы учащихся будут попадать в корзину идей, которая нарисована на доске
Д Е Т С Т В О
- игра
- смех
- счастье
- маленький
- проказы
- весело
- беззаботность
- дружба
- каникулы
-мультфильмы
- Интернет
- прогулки
- отдых и т.д. (Ребята называют множество вариантов)
Слово учителя:
-ребята, а как вы думаете, все ли это было у главного героя рассказа? Почему?
-Да, действительно, не все перечисленное вами было у Вити!
Почему?
Постараемся найти ответ поработав с вопросами (слайд 5)
Ответ на 1-ый вопрос: (Время было очень тяжёлое. Первые годы после гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно. Интернета, отпуска за границей не было, все жили скромно. В рассказе показано время не из легких. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны.)
На третий вопрос ответ слайд 6
Работа по слайду 7
А теперь давайте подумаем, через что пришлось пройти нашему герою, прежде чем он осознал свой проступок?
Работа по группам
1-я группа что у вас написано на табличке: ИСКУШЕНИЕ слайд 8
2-я группа что у вас написано на табличке: ПРЕСТУПЛЕНИЕ
3-я группа что у вас написано на табличке: МУКИ СОВЕСТИ
4-я группа что у вас написано на табличке: НАКАЗАНИЕ
5-я группа что у вас написано на табличке: ПРОЩЕНИЕ
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку
Искушение 🡺 преступление 🡺муки совести 🡺наказание🡺прощение.
Задание каждой группе — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. слайд 9
Ответы учащихся
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
Работа по слайду 10
Вывод: чем больше мальчик страдает, тем чудеснее, счастливее завершение этой истории
Работа по слайду 11
Таким образом игрушка конь преобразуется в желанное лакомство в форме коня, которое в свою очередь становится для мальчика символом доброты, прощения, любви.
Домашнее задание: слайд 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”
4
5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива ”.
7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия ? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
8
9 Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?
11 игрушка лакомство символ
12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....
Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"
Уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...
Астафьев В.П. Рассказ "Конь с розовой гривой". Презентация к урокам литературы в 6 кл.
Учебно- методический материал в форме презентации к урокам по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...