Технологическая карта по теме "Выборы в демократическом обществе"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

- деятельностная цель:   развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право  голоса; понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе; сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

- содержательная цель:    познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.                                                       

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • Формирование представления о демократических выборах в Российской Федерации как основной форме волеизъявления граждан
  • Изучение типов избирательных систем.
  • Изучение этапов и способов проведения предвыборной компании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Обществознание

Класс: 10

Тема урока: Выборы в демократическом обществе

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: 

- деятельностная цель:   развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право  голоса; понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе; сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

- содержательная цель:    познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.                                                        

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • Формирование представления о демократических выборах в Российской Федерации как основной форме волеизъявления граждан
  • Изучение типов избирательных систем.
  • Изучение этапов и способов проведения предвыборной компании.

Дидактические средства:                учебник, памятки, рабочий лист урока.

Оборудование: видеоролик, презентация

Цель этапа

урока

Описание учебных

заданий

Формы работы

Пример(ы) индивидуализации учебных

заданий

Формируемые УУД

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам

Мозговой штурм.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на

предстоящей работе на занятии.

Техника "Оратор"

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

 - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Активность участия в работе.

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

1.Избирательное право. Выборы.

Одно из определений избирательного права звучит так. Избирательное право – это нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной.

 Давайте найдем другое значение понятия избирательное право.

У вас на столе выдержки из двух документов ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Вопросы к документам:

1). Что такое избирательное право?

2). Каким бывает избирательное право?
3). Какие требования выдвигаются при осуществлении избирательных прав?

4). Какие лица лишены избирательного права?

5)Что такое выборы?
5) Что такое референдум?

 Все ответы оформите, пожалуйста, в рабочих листах

( Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?)

Беседа по вопросам, практическая работа с документом

Технология "Пресс – конференция"

Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам  задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

Оценивание правильности найденных в тексте элементов ответа

3. Этап выявления места и причины затруднения

организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Вопросы для обсуждения

  • Всегда ли выборы являются демократическими?
  • Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими?

Работа с проблемным заданием

Ответы на вопросы

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

 - слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

Точность формулировок..

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Ваша задача, слушая меня, обращая внимание на экран, вам надо указать названия этих избирательных систем. Какая избирательная система действует в  России?  

3.Типы избирательных систем:

Избирательная система - порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

  • Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);
  • Пропорциональная (голосование за политические партии);
  • Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).

Проверка совместная

4.Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов

1. Составление списка избирателей.
2. Деление на избирательные участки. 

3.Выдвижение и регистрация кандидатов

4. Предвыборная кампания

5. Голосование. 

Голосование - проявление социальной ответственности.

 Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопрос заполняют рабочий лист

Ответы на вопросы

 Заполнение рабочего листа

Формулировка темы в виде вопроса

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить монологическую и диалогическую

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

 речь;

Оценить верность заполнения рабочего листа

  1. Этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Рассмотрение ситуаций.

СИТУАЦИИ:

1. В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена; любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно; все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений; средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд; расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

2. В Н-ской  области прошли выборы главы администрации  –  губернатора. Во втором туре около трети голосов избирателей было подано против обоих кандидатов. Выскажите предположения о причинах подобного протестного голосования.

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения:    сами проводимые выборы могли проходить с большим количеством нарушений и очернением соперниками друг друга; положение в данной области,  вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям; многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали: их чаяния оказались неучтенными кандидатами на губернаторский пост.

3. После долгих лет диктаторского режима, новые власти в стране Н  провозгласили курс на построение демократического правового государства. Повсюду закипели митинговые страсти, политика стала интересовать всех и каждого. В выступлениях на митингах выявились пламенные ораторы, высказывающие то, что люди раньше осмеливались говорить только дома близким. Каковы последствия столь значительной политизации общества? Какими особенностями отличается «молодая» нарождающаяся демократия?

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения:  на волне политизации и митинговых страстей в политику вероятен приход демагогов и популистов; вслед за подобной политизацией часто следует резкая потеря интереса к политической жизни, разочарование в демократических институтах, неучастие в выборах; незрелую демократию отличает прежде всего низкая политическая культура и самих политиков, и общества в целом, подмена многих демократических ценностей и институтов их суррогатами, и, как следствие, девальвирование демократии в глазах многих граждан.

Рассмотрение ситуаций, поиск ответов на вопросы

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- формировать элементарные навыки работы с приборами.

 - высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Оценивается правильность выводов по ситуациям, корректность формулировок, владение понятийным аппаратом

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Проблемные вопросы к классу:

  • Можно ли заставить человека голосовать?
  • Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Ответ на поставленные вопросы

аргументировать свое мнение.

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

учащиеся могут создать партии, определить свои программы, рассказать о них, а затем будет проведено голосование с использованием существующей процедуры (подготовлены бюллетени, создана избирательная комиссия, определено место для голосования, подсчитаны голоса, объявлены результаты

проведение ролевой игры «Выборы»

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Оценка деятельности групп другими группами, взамимозадаваемые вопросы

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Решение теста. Верно/ неверно Совместная проверка

Решение теста

Решение теста Верноневерно

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Правильность решения теста

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Плюс-минус-интересно»

 формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"

В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....

Выборы в демократическом обществе

1.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УЗКОМ   И ШИРОКОМ  ПОНЯТИЯХ.2.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭТАПЫ.3.ЧТО ТАКОЕ  ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ  И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ.4.ПОЛИТИЧЕСКИЕ...

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс

Урок "Социальная структура общества" разработан с целью отработки основных понятий: открытое, закрытое общество, титулы, сословия, классы, социальные лифты, социальная мобильность. При работ...