Технологическая карта по теме "Выборы в демократическом обществе"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
- деятельностная цель: развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;
-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса; понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе; сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.
- содержательная цель: познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- Формирование представления о демократических выборах в Российской Федерации как основной форме волеизъявления граждан
- Изучение типов избирательных систем.
- Изучение этапов и способов проведения предвыборной компании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Обществознание
Класс: 10
Тема урока: Выборы в демократическом обществе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
- деятельностная цель: развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;
-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса; понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе; сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.
- содержательная цель: познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- Формирование представления о демократических выборах в Российской Федерации как основной форме волеизъявления граждан
- Изучение типов избирательных систем.
- Изучение этапов и способов проведения предвыборной компании.
Дидактические средства: учебник, памятки, рабочий лист урока.
Оборудование: видеоролик, презентация
Цель этапа урока | Описание учебных заданий | Формы работы | Пример(ы) индивидуализации учебных заданий | Формируемые УУД | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания |
| |||||
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам | Мозговой штурм. Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии. | Техника "Оратор" За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. | - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. | Активность участия в работе. |
| |||||
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | 1.Избирательное право. Выборы. Одно из определений избирательного права звучит так. Избирательное право – это нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной. Давайте найдем другое значение понятия избирательное право. У вас на столе выдержки из двух документов ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ; Вопросы к документам: 1). Что такое избирательное право? 2). Каким бывает избирательное право? 4). Какие лица лишены избирательного права? 5)Что такое выборы? Все ответы оформите, пожалуйста, в рабочих листах ( Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?) | Беседа по вопросам, практическая работа с документом | Технология "Пресс – конференция" Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь | - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; | Оценивание правильности найденных в тексте элементов ответа |
3. Этап выявления места и причины затруднения | |||||
организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Вопросы для обсуждения
| Работа с проблемным заданием Ответы на вопросы | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; | Точность формулировок.. |
| |||||
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Ваша задача, слушая меня, обращая внимание на экран, вам надо указать названия этих избирательных систем. Какая избирательная система действует в России? 3.Типы избирательных систем: Избирательная система - порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования
Проверка совместная 4.Стадии избирательного процесса Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов 1. Составление списка избирателей. 3.Выдвижение и регистрация кандидатов 4. Предвыборная кампания 5. Голосование. Голосование - проявление социальной ответственности. Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности. | Слушают рассказ учителя Отвечают на вопрос заполняют рабочий лист Ответы на вопросы Заполнение рабочего листа | Формулировка темы в виде вопроса | - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить монологическую и диалогическую - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; - осуществлять работу в паре (группе); речь; | Оценить верность заполнения рабочего листа |
| |||||
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Рассмотрение ситуаций. СИТУАЦИИ: 1. В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты? В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена; любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно; все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений; средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд; расходование их должно быть прозрачно для общества и власти. 2. В Н-ской области прошли выборы главы администрации – губернатора. Во втором туре около трети голосов избирателей было подано против обоих кандидатов. Выскажите предположения о причинах подобного протестного голосования. В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: сами проводимые выборы могли проходить с большим количеством нарушений и очернением соперниками друг друга; положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям; многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали: их чаяния оказались неучтенными кандидатами на губернаторский пост. 3. После долгих лет диктаторского режима, новые власти в стране Н провозгласили курс на построение демократического правового государства. Повсюду закипели митинговые страсти, политика стала интересовать всех и каждого. В выступлениях на митингах выявились пламенные ораторы, высказывающие то, что люди раньше осмеливались говорить только дома близким. Каковы последствия столь значительной политизации общества? Какими особенностями отличается «молодая» нарождающаяся демократия? В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: на волне политизации и митинговых страстей в политику вероятен приход демагогов и популистов; вслед за подобной политизацией часто следует резкая потеря интереса к политической жизни, разочарование в демократических институтах, неучастие в выборах; незрелую демократию отличает прежде всего низкая политическая культура и самих политиков, и общества в целом, подмена многих демократических ценностей и институтов их суррогатами, и, как следствие, девальвирование демократии в глазах многих граждан. | Рассмотрение ситуаций, поиск ответов на вопросы | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы | - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - формировать элементарные навыки работы с приборами. - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. | Оценивается правильность выводов по ситуациям, корректность формулировок, владение понятийным аппаратом |
| |||||
усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Проблемные вопросы к классу:
| Ответ на поставленные вопросы | аргументировать свое мнение. - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. | ||
| |||||
интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | учащиеся могут создать партии, определить свои программы, рассказать о них, а затем будет проведено голосование с использованием существующей процедуры (подготовлены бюллетени, создана избирательная комиссия, определено место для голосования, подсчитаны голоса, объявлены результаты | проведение ролевой игры «Выборы» | - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. | Оценка деятельности групп другими группами, взамимозадаваемые вопросы | |
| |||||
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Решение теста. Верно/ неверно Совместная проверка | Решение теста | Решение теста Верноневерно | - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности. | Правильность решения теста |
| |||||
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | «Плюс-минус-интересно» | формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - восприятие оценки учителя, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"
В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....
Выборы в демократическом обществе
1.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УЗКОМ И ШИРОКОМ ПОНЯТИЯХ.2.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭТАПЫ.3.ЧТО ТАКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ.4.ПОЛИТИЧЕСКИЕ...
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"
Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...
Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....
Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс
Урок "Социальная структура общества" разработан с целью отработки основных понятий: открытое, закрытое общество, титулы, сословия, классы, социальные лифты, социальная мобильность. При работ...