Методическая разработка урока - игры:"Выборы в демократическом обществе".
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Из опыта
проведения уроков обществознания
Для того, чтобы правильно ориентироваться в сложной политической ситуации современного общества, осознано сделать свой жизненный выбор, безусловно, школьникам необходимо усвоение основ политических знаний и формирование современной политической культуры. Усилия педагогов в этом направлении должны ускорить процесс формирования массового менталитета, адекватного новой политической системе.
Но, кроме этого, на уроках обществознания формируются ключевые компетенции, необходимые в современном обществе: активность, самостоятельность, мобильность, ответственность, толерантность, гражданственность.
В решении этих задач педагоги используют инновационные педагогические технологии, направленные на преобразование учащимися полученных знаний, ориентированные на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников поискового и творческого характера, нацеленные на развитие умений мыслить, работать с информацией, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми.
Многие методические инновации связаны сегодня с интерактивными методами обучения, применяя которые можно так организовать познавательную деятельность, что практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, развивают свои коммуникабельные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Хочется выделить один из методов интерактивного обучения, который довольно часто и активно использую. Это ролевая и деловая игра.
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мысленную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа позволяет научиться деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от роли. У учащихся формируется умение вести диалог, принимать самостоятельные решения, воспитывается культура общения.
Предлагается пример такого урока-игры по теме:
«Выборы в демократическом обществе»
Цель:
Формировать умение применять знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и его обосновывать.
Задачи:
- Формировать представления о современном обществе и о принципах политической жизни страны.
- Развивать критическое мышление, умение вести полемику.
- Воспитывать уважение к различным точкам зрения.
Оборудование урока:
- Столы для представителей «партий», избиркома и прессы.
- Компьютер для презентаций партий.
- Лозунги: «За честные выборы», «Сделай свой выбор», «Голосуй за нас».
- Избирательная урна, ширма.
- Избирательные бюллетени (бланки для голосования).
Подготовка к уроку:
1.Уроки по темам:
- «Политические партии»;
- «Выборы в демократическом обществе»;
- «Избирательные системы»;
- «Политическая культура человека»;
2. Знакомство со статьями конституции РФ 32.
3. Знакомство с «Законом о выборах».
4. Обсуждение предвыборных дебатов на TV и статей в прессе.
5. Агитационная компания в школе (плакаты, листовки).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Знакомит учащихся с планом и задачами урока. Представление участников. | Готовятся выступить представители партий со своими программами. |
2. Вступительное слово учителя | Краткая характеристика выборов как свободного волеизъявления избирателя. Принципы действующего избирательного права: а) всеобщее; б) равные; в) прямое голосование является тайным и добровольным. | Участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы:
|
3. Выступления партийных лидеров | Учитель занимает место наблюдателя между избиркомом и прессой. | Представители партий излагают свои проспекты программ поочередно. (1.Презентация партий. |
4. Вопросы прессы и избирателей | Контролирует очередность выступлений | Учащиеся, играющие роль прессы, задают вопросы представителям партий. |
5. Голосование | Обеспечивает порядок при голосовании и контролирует подсчет голосов | Избиратели получают бланки для голосования, делают свой выбор, избирком подсчитывает голоса избирателей. |
6. Подведение итогов | Оглашает результаты выборов и оценивает работу группы | Представители партий благодарят избирателей за активность и сделанный ими выбор (те, кого выбрали). |
Надо отметить, что этот урок был проведен как открытый, на котором присутствовали учащиеся школы в качестве избирателей и учителя за столом «избиркома».
Проводился в актовом зале, вызвал большой интерес со стороны учащихся и коллег. Прошел динамично, при высокой активности со стороны всех участников.
Приложение:
- Программные тезисы:
А) Демократическая партия школы
Наши предложения:
- Каждый классный час должен быть тематическим;
- Озеленить территорию;
- Организовать живой уголок;
- Проведение конкурсов талантов;
- Чаще проводить спортивные мероприятия;
- Ввести уроки этики и эстетики;
- Создать медицинскую дружину (так как в школе нет медицинской сестры);
- Организовать помощь учителям в проведении классных часов, экскурсий и других мероприятий;
- Участвовать в поддержании порядка на переменах;
- Вопросы прессы:
- Как вы намерены добиваться ваших целей?
- Будет ли ваша партия влиять на успеваемость в школе? Какими мерами?
- Будете ли привлекать к сотрудничеству родителей и школьный комитет?
- Как вы считаете, ваши цели достижимы?
- Как вы думаете, всем ли ученикам будут интересны уроки этики и эстетики?
- Как вы перенесете поражение?
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Собираетесь ли вы оказывать помощь учителям-ветеранам?
- Какие бы вы приняли меры к безответственным ученикам?
- Чем бы вы могли привлечь молодежь школы (К примеру дискотеки или интересные мероприятия)?
Самоанализ повторительно-обобщающего урока:
«Выборы в демократическом обществе» (9кл)
Характеристика класса:
Урок проводился в 9 классе, присутствовали в качестве избирателей учащиеся 6-8 классов.
Класс работоспособный, с творческим началом, но не всегда в учебе показывают ровные результаты, большинство учащихся не всегда готовы к уроку.
Цель урока:
Основным замыслом проведенного урока было стремление сделать повторение изученного материала интересным для класса в целом, обеспечить сильную мотивацию для выявления полученных знаний, раскрыть творческий потенциал каждого.
Цель:
Формировать умение применять знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и его обосновывать.
Задачи:
- Формировать представления о современном обществе и о принципах политической жизни страны.
- Развивать критическое мышление, умение вести полемику.
- Воспитывать уважение к различным точкам зрения.
Считаю, что для решения этих задач форма урока выбрана удачно, т.к. были учтены особенности класса и внешние факторы, выборы в ГДРФ и предстоящие выборы президента РФ.
Главным этапом урока были дебаты, возникшие в результате вопросов, задаваемых прессой. Вопросов было больше запланированного, но не возникло ни беспорядка в зале, ни заминок, т.к отвечающие действительно продуманно составили свои программы, были искренне уверены в своих высказываниях, эмоциональны.
Слушатели (избиратели) были не менее заинтересованы в происходящем, чем выступающие. В дебаты вступил даже избирком.
Успешность главного этапа была подготовлена предыдущими, особенно выступлениями лидеров партий, т.к. выступления соответствовали настроениям «избирателей», были четкими и эмоциональными, подкреплялись видеосюжетами и поддержкой сторонников.
Считаю, что цели урока достигнуты полностью, т.к. интерес к уроку был у всех учащихся высокий, была проведена большая подготовительная работа, проявлен высокий уровень самостоятельности, каждый ответственно выполнить свою задачу, т.к. учащиеся состояли в группах, задачи которых соответствовали их индивидуальности.
В ходе урока учащиеся показали высокий уровень усвоения материала и умение применять знания на практике (четко сформулированные цели программ, уважение точки зрения оппонента, политкорректность, умение вести дискуссию).
Думаю, что в рамках данного урока достаточно полно использованы потенциальные возможности обучения, воспитания и развития учащихся.
После окончания урока учащиеся высказали пожелание чаще проводить уроки в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-игры "Своя игра" с использованием компьютерных технологий.
В методической разработке приведён сценарий игры....
Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»
Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской литературе ХIХ века....
Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.
Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....
Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"
Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....
Методическая разработка урока-игры "Своя игра"
Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...
Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа
Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...