Методическая разработка урока - игры:"Выборы в демократическом обществе".
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_provedeniya_urokov_obshchestvoznaniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта

проведения уроков обществознания

      Для того, чтобы правильно ориентироваться в сложной политической ситуации современного общества, осознано сделать свой жизненный выбор, безусловно, школьникам необходимо усвоение основ политических знаний и формирование современной политической культуры. Усилия педагогов в этом направлении должны ускорить процесс формирования массового менталитета, адекватного новой политической системе.

Но, кроме этого, на уроках обществознания формируются ключевые компетенции, необходимые в современном обществе: активность, самостоятельность, мобильность, ответственность, толерантность, гражданственность.

В решении этих задач педагоги используют инновационные педагогические технологии, направленные на преобразование учащимися полученных знаний, ориентированные на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников поискового и творческого характера, нацеленные на развитие умений мыслить, работать с информацией, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми.

      Многие методические инновации связаны сегодня с интерактивными методами обучения, применяя которые можно так организовать познавательную деятельность, что практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, развивают свои коммуникабельные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Хочется выделить один из методов интерактивного обучения, который довольно часто и активно использую. Это ролевая и деловая игра.

В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников.

      Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мысленную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

Коллективная работа позволяет научиться деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

     Игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от роли. У учащихся формируется умение вести диалог, принимать самостоятельные решения, воспитывается культура общения.

Предлагается пример такого урока-игры по теме:

«Выборы в демократическом обществе»

Цель:

 Формировать умение применять знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и его обосновывать.

Задачи:

  1. Формировать представления о современном обществе и о принципах политической жизни страны.
  2. Развивать критическое мышление, умение вести полемику.
  3. Воспитывать уважение к различным точкам зрения.

Оборудование урока:

  1. Столы для представителей «партий», избиркома и прессы.
  2. Компьютер для презентаций партий.
  3. Лозунги: «За честные выборы», «Сделай свой выбор», «Голосуй за нас».
  4. Избирательная урна, ширма.
  5. Избирательные бюллетени (бланки для голосования).

 Подготовка к уроку:

1.Уроки по темам:

          - «Политические партии»;

          - «Выборы в демократическом обществе»;

          - «Избирательные системы»;

          - «Политическая культура человека»;

2. Знакомство со статьями конституции РФ 32.

3. Знакомство с «Законом о выборах».

4. Обсуждение предвыборных дебатов на TV и статей в прессе.

5. Агитационная компания в школе (плакаты, листовки).

Ход урока:

Этапы

 урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

 учащихся

1.Организационный

момент

Знакомит учащихся с планом и задачами урока. Представление участников.

Готовятся выступить представители партий со своими программами.

2. Вступительное слово учителя

Краткая характеристика выборов как свободного волеизъявления избирателя.

Принципы действующего избирательного права:

а) всеобщее;

б) равные;

в) прямое голосование является тайным и добровольным.

Участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы:

  1. Для чего проводятся выборы?
  2. С какого возраста можно избирать и быть избранным?
  3. Нужно ли ходить на выборы?

3. Выступления партийных лидеров

Учитель занимает место наблюдателя между избиркомом и прессой.

Представители партий излагают свои проспекты программ поочередно.

(1.Презентация партий.
2. Тезисы программы.)

4. Вопросы прессы и избирателей

Контролирует очередность выступлений

Учащиеся, играющие роль прессы, задают вопросы представителям партий.

5. Голосование

Обеспечивает порядок при голосовании и контролирует подсчет голосов

Избиратели получают бланки для голосования, делают свой выбор, избирком подсчитывает голоса избирателей.

6. Подведение итогов

Оглашает результаты выборов и оценивает работу группы

Представители партий благодарят избирателей за активность и сделанный ими выбор (те, кого выбрали).

Надо отметить, что этот урок был проведен как открытый, на котором присутствовали учащиеся школы в качестве избирателей и учителя за столом «избиркома».

Проводился в актовом зале, вызвал большой интерес со стороны учащихся и коллег. Прошел динамично, при высокой активности со стороны всех участников.

Приложение:

  1. Программные тезисы:

А) Демократическая партия школы

Наши предложения:

- Каждый классный час должен быть тематическим;

- Озеленить территорию;

- Организовать живой уголок;

- Проведение конкурсов талантов;

- Чаще проводить спортивные мероприятия;

- Ввести уроки этики и эстетики;

- Создать медицинскую дружину (так как в школе нет медицинской сестры);

- Организовать помощь учителям в проведении классных часов, экскурсий и других мероприятий;

- Участвовать в поддержании порядка на переменах;

  1. Вопросы прессы:
  1. Как вы намерены добиваться ваших целей?
  2. Будет ли ваша партия влиять  на успеваемость в школе? Какими мерами?
  3. Будете ли привлекать к сотрудничеству родителей и школьный комитет?
  4. Как вы считаете, ваши цели достижимы?
  5. Как вы думаете, всем ли ученикам будут интересны уроки этики и эстетики?
  6. Как вы перенесете поражение?
  7. Каковы ваши дальнейшие планы?
  8. Собираетесь ли вы оказывать помощь учителям-ветеранам?
  9. Какие бы вы приняли меры к безответственным ученикам?
  10. Чем бы вы могли привлечь молодежь школы (К примеру дискотеки или интересные мероприятия)?

Самоанализ повторительно-обобщающего урока:

 «Выборы в демократическом обществе» (9кл)

Характеристика класса:

 Урок проводился в 9 классе, присутствовали в качестве избирателей учащиеся 6-8 классов.

Класс работоспособный, с творческим началом, но не всегда в учебе показывают ровные результаты, большинство учащихся не всегда готовы к уроку.

Цель урока:

Основным замыслом проведенного урока было стремление сделать повторение изученного материала интересным для класса в целом, обеспечить сильную мотивацию для выявления полученных знаний, раскрыть творческий потенциал каждого.

Цель:

 Формировать умение применять знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и его обосновывать.

Задачи:

  1. Формировать представления о современном обществе и о принципах политической жизни страны.
  2. Развивать критическое мышление, умение вести полемику.
  3. Воспитывать уважение к различным точкам зрения.

Считаю, что для решения этих задач форма урока выбрана удачно, т.к. были учтены особенности класса и внешние факторы, выборы в ГДРФ и предстоящие выборы президента РФ.

Главным этапом урока были дебаты, возникшие в результате вопросов, задаваемых прессой. Вопросов было больше запланированного, но не возникло ни беспорядка в зале, ни заминок, т.к отвечающие действительно продуманно составили свои программы, были искренне уверены в своих высказываниях, эмоциональны.

Слушатели (избиратели) были не менее заинтересованы в происходящем, чем выступающие. В дебаты вступил даже избирком.

Успешность главного этапа была подготовлена предыдущими, особенно выступлениями лидеров партий, т.к. выступления соответствовали настроениям «избирателей», были четкими и эмоциональными, подкреплялись видеосюжетами и поддержкой сторонников.

Считаю, что цели урока достигнуты полностью, т.к. интерес к уроку был у всех учащихся высокий, была проведена большая подготовительная работа, проявлен высокий уровень самостоятельности, каждый ответственно выполнить свою задачу, т.к. учащиеся состояли в группах, задачи которых соответствовали их индивидуальности.

В ходе урока учащиеся показали высокий уровень усвоения материала и умение применять знания на практике (четко сформулированные цели программ, уважение точки зрения оппонента, политкорректность, умение вести дискуссию).

Думаю, что в рамках данного урока достаточно полно использованы потенциальные возможности обучения, воспитания и развития учащихся.

После окончания урока учащиеся высказали пожелание чаще проводить уроки в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....

Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"

Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....

Методическая разработка урока-игры "Своя игра"

Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...