Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)
Урок "Социальная структура общества" разработан с целью отработки основных понятий: открытое, закрытое общество, титулы, сословия, классы, социальные лифты, социальная мобильность. При работе с материалом формируются группы из учащихся, учитывающие типы воспиятия: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс
Разработала:
Лоскутова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №66 р.п.Бердяуш», Саткинского муниципального района Челябинской области, высшая категория.
Цель: поставить учащихся в активную позицию. Сформировать следующие универсальные учебные действия:
- умение связывать разрозненные факты в единую картину;
- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
- умение слушать и слышать друг друга.
Вид деятельности; приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Актуализация знаний | После демонстрации видео - Чему посвящён сегодняшний урок? | Просмотр видеосюжета | |
Тест | Задаёт вопросы на определение типа восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики | Отмечают в карточках свойственную личности позицию. Определяют по большинству букв свой тип восприятия | Формируются группы в соответствии с определённым типом |
Работа в группах | Аудиалы получают звуковые файлы с песнями («У церкви стояла карета», «Нищая») и карту с вопросами Визуалы получают репродукции картин (В. Федотова «Сватовство майора», Пукирева «Неравный брак») и карту с вопросами Кинестетики получают ватман, набор картинок с людьми разных профессий, ножницы, клей. Карта с заданием. | Группы работают, затем объясняют ход своих рассуждений и делают выводы. | Время работы групп 5-7 минут |
Ответы на вопросы учителя | Можно ли сопоставить увиденное и услышанное, и можно ли сопоставить с предложенной моделью? | К картине делают музыкальное сопровождение, показывая на модели как меняется страта персонажа | |
«Целое-часть» | Называет целое: Открытое общество; Закрытое общество; Титулы; Сословия; Социальные лифты; Социальная мобильность | Называют части целого, т.е. его элементы: классы; касты; граф, барон…; дворянство, крестьяне…; вертикальная, горизонтальная | Прием на развитие логического мышления |
Социальный паспорт | Определить средние показатели в группе по: 1) возрасту; 2) полу; 3) национальности 3) предписываемому статусу (по профессиональной деятельности родителей); 4) доходу Сделать вывод о принадлежности определённой страте «группового индивида» | Составляют социальный паспорт группы | |
«ИДЕАЛ» | Раздаёт текст о маргинализации Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/marginalnaya-kultura-v-sovremennom-obschestve#ixzz3RQ8UZyUJ ; http://www.allbest.ru/ Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, - «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой. Проблемы маргинальной культуры существует в обществе достаточно давно. Известно, что впервые с ней столкнулись в начале ХХ-столетия переселенцы из старого света на Южноамериканском континенте. Собственно, именно тогда и возникло в американской социологии понятие «маргинальность», что дословно означает пограничное состояние между двумя культурами. В современном обществе растет число маргиналов. Одно время под маргиналами понимали людей, опустившихся на дно общества. Однако сегодня признано другое определение. Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинал - индивид, находящийся на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них. В современном обществе число маргиналов увеличивается в связи такими явлениями как миграция, изменения в социальной структуре. Социальный слой - это промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, нередко она называется прослойкой (например, в нашей стране прослойкой считалась интеллигенция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (например, квалифицированные рабочие). Социальные слои бывают внутриклассовыми и межклассовыми. Внутри рабочего класса и крестьянства существуют различные социальные слои, которые объективно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обеспеченности (промышленный и сельский пролетариат, определенные слои рабочего класса по уровню квалификации, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, монополистическую и немонополистическую буржуазию. В социалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, занимала устойчивое положение в социально-классовой структуре. Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, например, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» - служащие административно-управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая - к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.). | Работа с текстом поэтапно: Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь. | Формирует: - умения определять проблему; - умение находить и формулировать пути решения проблемы; - умение выбирать сильное решение. |
Закрепление. Интеллект-карта | Структура
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой. Понятная Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.
Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты. | Составляют социальную структуру, используя интеллект –карту любого типа | Позволяет: - эффективно структурировать и обрабатывать информацию; - мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. |
Рефлексия | Знал – узнал на уроке - осталось непонятым |
Используемая литература:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Фестиваль "Первое сентября".
- WWW.mind-map.ru
Ресурсные материалы
АУДИАЛЫ
- Прослушайте музыкальные композиции («У церкви стояла карета» - Н.Кадышева; «Нищая» - Ж.Бичевская
- Словами песен проиллюстрируйте признаки социального статуса
- К какой страте могут быть отнесены персонажи песен и по каким каналам они осуществили движение
ВИЗУАЛЫ
1. Внимательно рассмотрите репродукции картин «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова; «Неравный брак» Пукирева Василия Владимировича)
2.По каким признакам можно определить социальную принадлежность персонажей
3.Какой вид мобильности и каких персонажей меняется
КИНЕСТЕТИКИ
1.Смоделируйте стратификацию современного общества, используя предложенные для разрезания материалы (приложение 1)
2. Объяснить какой принцип Вами заложен в основу модели
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.
Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Презентация по обществознанию для 10 класса "СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА"
Эта презентация представляет собой план урока по теме "Социальная структура общества". Эта презентация логически связана с предшествующим материалом, так как в ней содерж...

Анализ урока по обществознанию 10 класс.Тема "Социальная структура общества."
Анализ данного урока был проведён после его посещения,урок прошёл на хорошем уровне,учитель показал хорошую организацию урока,активность детей была высокой....

8 класс Социальная структура общества
конспект урока по обществознанию в 8 классе (УМК Боголюбова) с презентацией (без аудио и звуковых вложений: фрагменты песен В Сердючка "Даже если вам немного за 30", "Песня студента", С Слепаков "Быть...

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»
Технологическая карта урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»...
Технологическая карта урока "Социальная структура общества"
Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...