Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Савина Наталья Александровна, учитель истории и обществознания

Тема урока

ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Создание  условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Образовательные
ресурсы

 Презентация «Человек славен добрыми делами».

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  презентация к уроку, бумажные макеты человечка, фломастеры, смайлики. раздаточный материал, учебник «Обществознание»   под редакцией Л.Н Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М.

Личностно значимая проблема

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?..  (Л. Татьяничева)

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный,проблемный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Основные понятия

Нравственность, безнравственность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться:  работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных  задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности


Продолжение табл.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Мотивация
к учебной деятельности

4

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Делит учащихся на группы.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Демонстрация видеоролика «Песня о доброте».

Как вы понимаете народные пословицы:
«Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства».

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно её формулировать.

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения

2.Повторение пройденного материала.

12

Беседа с классом  по  пройденной теме «Конфликты в межличностных отношениях».

Организует беседу по вопросам:

-Что такое конфликт?

-Каковы причины конфликта?

- Назовите ступени конфликта (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта, разрешение  конфликта).

- Какие существуют варианты  поведения в конфликтной ситуации? (Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание). Какую вы считаете самой лучшей?

Какие существуют четыре варианта исхода конфликта? (Подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция).

Организует работу с интерактивной доской (индивидуальное задание).

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы, работа с интерактивной доской.

3. Актуализация знаний

2

Обсуждение темы «Почему
люди ценят добро?»

Организует беседу по вопросам:

– Назовите слова-ассоциации к слову «добро».

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

– А что такое «зло»?

– Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как «зло»?

Называют слова-ассоциации, аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

4. Изучение нового материала

14

1. Презентация «Человек славен добрыми делами».

2. Прочтение
и анализ сказок.
(Приложение 1). 

3. Работа с текстом учебника, рубрика «Жил на свете человек».

Физкультминутка.

4. Презентация «Человек славен добрыми делами».

5. Работа с текстом учебника, рубрики, «Путешествие в прош-
лое», с. 89.

1.- Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

- Что такое добро?

2. Работа в группах.

-Организует работу по прочтению и обсуждению сказки ( 86-87)- 1,2 группа.

Вопросы:

-Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?

-Почему Принц решил помогать людям?

-Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?

-Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

- Организует работу по прочтению и обсуждению сказки про Цветок и Бабочку. 3, 4 группа.

Вопросы:

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка?

(цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель… )

– А какие качества вы увидели в Бабочке?

(Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни )

– Какая главная мысль в этой сказке?

(Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе ).

3.Организует работу учащихся по изучению нового материала (с.87-88).

Вопросы:

-Можно ли назвать академика А.Д. Сахарова добрым человеком? Почему?

- Кого называют добрым?

- Видеоролик «Песенка кота Леопольда»

4.- Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Добрыми могут быть такие чувства: любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия; добрыми могут быть и дела.

Мораль – это правила доброго поведения.

Золотое правило морали: относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Это правило точно отвечает на вопрос: как следует относиться к другим людям?

5. Формулирует задание, организует работу учащихся по изучению нового материала.

- Как вы думаете, что мешает людям всегда действовать в соответствии с золотым правилом морали?

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают
на вопросы.

3. Отвечают на вопросы,

принимают участие
в обсуждении.

4.

Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

5. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника.

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Инди-
видуальная, фрон-

тальная работа.

4.

Индивидуальная работа.

5. Индивидуальная, фронтальная работа.

Личностные: проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживают им.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

2. Уст-
ные ответы.

3. Устные

ответы.

5. Уст-
ные ответы.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

5. Первичное осмысление и закрепление изученного

4

Творческое
задание
«Очеловечить человечка»
(Приложе-
ние 2)

Объясняет смысл  задания, создает творческую атмосферу.

Выполняют задания, представляют своего человечка

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Проверка выполнения творческого
задания

6. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы? Какие различия?

– Случайны эти сходства и различия или нет?

– Удалось ли придумать идеального человечка?

– В чем вы видите идеальные черты?

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. 
Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились. Ну а как же вы себя чувствуете в конце занятия? 
Перед вами лежат 2 смайлика: розовый и голубой. Прошу поднять улыбающийся розовый смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, голубой, кому урок был неинтересен.


Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

7. Домашнее за-дание.

2

§ 10, читать. Задания рубрики
«В классе и
дома», с. 91-  задания на выбор.

Конкретизирует домашнее задание.

Задания на выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей.

Зад.3 –Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни.

Зад. 6 – Каким человеком ты сам себя считаешь: добрым или злым? Приходилось ли тебе делать дела недобрые?

Сожалел ли ты позднее о злом поступке?

Доброго Вам дня!

Записывают
домашнее
задание, выбор д/з.

Индивидуальная работа

\

Сказка

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».    

Вопросы:

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка?  А какие качества вы увидели в Бабочке? Какая главная мысль в этой сказке?


« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

   Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

  Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

-Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена , и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

  И вдруг попросил:

-Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

 -Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

 -Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

 -Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

                                           ( Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

  1. Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?
  2. Почему Принц решил помогать людям?
  3. Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
  4. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Творческое задание «Очеловечить человечка»

Класс делится на несколько групп и получает набор: контур человека, фломастеры.

Каждая группа должна не только дать имя человечку, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.

Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа....

Технологическая карта урока немецкого языка "Что Сабина и Свен делают охотно? А вы?". 2 класс.

Технологическая карта урока немецкого языка "Что Сабина и Свен делают охотно? А вы?", 2 класс. ...

Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...

Технологическая карта урока технологии в 9 классе "Выбор профессии- дело сложное и важное"

Тема урока "Выбор профессии- дело сложное и важное". Это разработка урока по технологии к разделу "Профессиональное самоопределение". где разработаны цели и задачи урока и формируе...

Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....

Урок-практикум по теме «Человек славен добрыми делами»

Урок-практикум по обществознанию по теме «Человек славен добрыми делами». 6 класс...

Сценарий урока - игры на тему: "Человек славен добрыми делами"

Публикация в "Педагогическом Альманахе" сценария урока - игры на тему: "Человек славен добрыми делами"....