Методическая разработка урока по обществознанию "Семья - бесценный дар"
методическая разработка по обществознанию (5 класс)
Методическая разработка урока по обществознанию "Семья - бесценный дар". Ранее использовалась на уроке по соответствующей теме в 5 классе, в современных программах может использоваться на уроке обществознания в 6 классе или на занятих по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 230.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по обществознанию
на тему «Семья – бесценный дар»
(для обучающихся 5 класса)
Разработчик:
учитель истории и обществознания
ГБОУ №584 «Озерки»
Берёзкина Наталья Юрьевна
Санкт-Петербург
2017
Методическая разработка урока «Семья – бесценный дар» (обществознание, 5 класс)
Данная разработка предназначена для использования в общеобразовательных и коррекционных классах (классы с нарушением опорно-двигательного аппарата) при обучении по программе Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 5 класс. Реализация разработки в коррекционных классах (для детей с НОДА) возможна за счет использования дополнительного наглядного раздаточного материала. Урок вписан в общую систему урочной деятельности, годовое календарно-тематическое планирование. Тема представлена в соответствии с ФГОС, включает в себя цель урока, различные типы задач урока, а также весь комплекс развиваемых универсальных учебных действий (предметные, метапредметные и личностные).
Основной целью урока является создание условий для понимания обучающимися роли и значения семьи в жизни человека, функций семьи для конкретного человека и всего общества в целом. Урок раскрывает сущность семьи, способствует формированию культуры семейных отношений. Кроме этого, на уроке формируются логические операции, развиваются познавательные процессы.
Ученики сами формулируют тему урока после решения головоломки «фразы-перевёртыши». При этом тема может не совпадать дословно с задуманной учителем или предложенной автором учебника. Заголовок должен быть понятен обучающимся, с ним должно быть интересно работать. Цель и задачи урока также определяются учениками. Цель при этом должна быть чёткой, краткой и понятной всем участникам занятия. Наличие множества целей может увести пятиклассников от сути урока. При составлении задач необходимо помнить, что они являются помощниками, «ступеньками» в достижении заявленной цели.
Отличительной чертой урока (в соответствии с ФГОС) является то, что в ходе занятия происходит диалог учителя и обучающихся. Нет заранее готовых ответов, каждый ответ формируется на основе собственного жизненного опыта, заданий-подсказок, чтения части параграфа. Вопросы учителя должны быть продуманы заранее и соответствовать пунктам плана урока (задачам). Однако, в ходе занятия педагог вправе изменить некоторые вопросы, направив, тем самым, мысль учащихся в нужное русло.
Наличие двух пауз для минутки физической активности обусловлено возможностью применения данной разработки для обучающихся с НОДА. Для общеобразовательных классов возможно проведение одной физкультурной паузы.
В начале урока следует настроить обучающихся на занятие, задать настроение урока. После организационного момента следует уделить внимание проверке домашнего задания по предыдущей теме («Отрочество – особая пора жизни»). Переходя к вопросу, что такое семья, следует остановиться понятии «малая группа», т.к. для пятиклассников это новое понятие. Можно сравнить величину семьи и группу «жители планету Земля» или «население Российской Федерации». Далее стоит заострить внимание на понятиях «брачные» и «кровнородственные» узы. Для лучшего понимания необходимо привести примеры связей между разными членами семьи (мамой и папой, мамой и бабушкой, родителями и детьми).
Во втором пункте плана необходимо познакомить учащихся с построением простейшего генеалогического древа. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья будет удобнее работать с карточками на партах, в общеобразовательных классах более целесообразно нарисовать схему в тетради от руки. Дополнить задание можно отгадыванием загадок, связанных с семьёй (на слайдах презентации).
Третий пункт плана лучше сделать как можно более близким обучающимся. Каждый из учеников имеет собственную семью, и у каждого семьи разные. Пятиклассник должен на примере своей семьи выстроить для себя отличия между семьями по признакам «полная/неполная», по числу детей в, по количеству семейных поколений. При этом важно отметить, что любая семья по данным признакам – это самая большая ценность в жизни человека.
Заключительным этапом освоения новой темы должны стать функции семьи. Понимание этого пункта должно приблизить учащихся к пониманию значения семьи в их жизни, а также жизни всего общества в целом. В данном пункте следует использовать специальные термины для обозначения функций, но с обязательным комментарием педагога, также следует дать используемые понятия «под запись». Для обобщения темы можно составить упрощенный фишбоун.
Первичное закрепление рекомендуется проводить в виде игры «Заверши предложение» и составлении синквейна. Если времени на занятии оказалось недостаточно, синквейн можно предложить в качестве домашнего задания. Рефлексия проводится в различных формах, на данном уроке предлагается создать «ступеньки понимания темы», а также провести взаимооценку деятельности на уроке.
Цель урока: | Создать условия для раскрытия роли и значения семьи в жизни человека |
План урока |
|
Задачи (образовательная) | Раскрыть сущность и роль семьи в жизни человека |
Развивающие | формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов |
Воспитательные | способствование воспитанию культуры семейных отношений и уважительного отношения к ним |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Предметные УУД | Научатся: определять значение семьи в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
Личностные УУД | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экран, доска, карточки-задания (карточки используются для занятий с детьми с НОДА) |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
| Приветствие. «Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?» Проверка д/з (Отрочество)
| Подготовка класса к работе. | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Вспомнить термин «Обществознание» | Ответ на вопрос учителя. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | |
3. Постановка учебной задачи
| Игра с обратным порядком букв (Приложение №1) У каждого из обучащихся на столе находится карточка с фразой. Буквы и слова на карточке расположены в обратном порядке. Необходимо решить представленную головоломку, прочитав фразу. Фразы: - «Счастлив тот, кто счастлив дома». Л.Н.Толстой - «Семья заменяет все». Ф.Г.Раневская - «Семья начинается с детей». А.И. Герцен. Молодцы! Ребята, мы прочитали с вами высказывания знаменитых людей. А какая общая тема у этих фраз? Давайте сформулируем тему занятия, опираясь на эти фразы. Исходя из темы, поставьте перед собой, а также определите, какие задачи помогут вам в достижении этой темы. | Обучающиеся слушают задание учителя, открывают карточки, читают фразу, озвучивают её классу и учителю. Отвечают на вопрос «Общая тема – семья» Определяют тему. «Главное в жизни – семья», «Семья – ячейка общества», «Семейные отношения» и др.варианты. Ставят цели, формулируют задачи урока | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы | |
ФИЗ.ПАУЗА | ||||
4. Решение поставленных задач (изучение нового материала) | 1. Что такое семья? Дать определение, пояснить.
Схематичное представление информации (Приложение №2). У вас на столах есть несколько карточек. Это карточки «Я», «Мама» и «Папа», «Бабушка» и «Дедушка». Из этих слов вам необходимо составить генеалогическое дерево. Внимание! Вы можете дополнить древо по своему усмотрению. А зачем мы рисуем генеалогическое древо? Что оно нам даёт, что мы можем легко определить, глядя на представленные схемы? Правильно. Мы узнаем, сколько поколений в нашей семье. А что такое поколение? Поколение - родственники одной степени родства по отношению к общему предку.
Есть ещё один момент, который мы можем увидеть на представленных схемах. Это состав семьи. Семьи по составу бывают разные. А какие?
А сейчас мы подходим к главному вопросу нашего урока. Зачем нам нужна семья? Мы должны определить с вами функции семьи. Для этого изобразим упрощенный фишбоун [1]. Голова фишбоуна будет нашей проблемой; кости – функции семьи; хвост – ваш вывод о сущности семьи. | Устные ответы на вопрос 3. Читать с.29 учебника+распечатка | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | |
ФИЗ.ПАУЗА | ||||
5. Первичное закрепление
| На слайде «Игра «Заверши предложение». Учащимся предлагаются несколько стихотворений, в которых пропущены слова, касающиеся семьи. Учащимся необходимо подобрать пропущенные слова и хором озвучить ответы. Составление синквейна [2] по теме «Семья» | Ответы учащихся Пример синквейна: Семья Любимая, крепкая Поддерживает, оберегает, развивает Семья – самое ценное, что у меня есть | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Оценка деятельности через «лестницу успеваемости». Учащиеся мысленно или в тетради рисуют лесенку из 5 ступенек и ставят себя на одну из ступенек этой лестницы.
| Вновь обращаются к цели урока и задачам. Определяют, выполнена ли каждая из задач. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | |
8. Домашнее задание | Параграф №3 читать; выучить распечатку (определения, функции семьи); рубрика «Проверим себя», ответы устно. |
Приложение №1
«Счастлив тот, кто счастлив дома» - «амод вилтсачс отк, тот вилтсачС»
«Семья заменяет все» - «есв теянемаз яьмеС»
«Семья начинается с детей» - «йетед с ястеаничан яьмеС»
Приложение №2
Генеалогическое древо обычно изображается снизу вверх, но т.к. пятиклассникам сложно определиться с масштабом рисунка-схемы, то допускается изображение от вершины вниз, «к корням», к предкам.
Я
ПАПА
МАМА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
Приложение №3
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Семья – малая ____________________ ________________________, связанных брачными (мама, папа) и кровнородственными связями.
Семьи бывают разные. Семья:
- Простая, сложная - Полная, неполная
Функции семьи:
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
- ____________________________________ (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
- _____________________________________ (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
Примечания и сноски:
[1] Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с.
[2] Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А .С.: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...