Рабочая программа обществознание
рабочая программа по обществознанию
Программа для обучающихся 6-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_programmy_grigoreva_m.v.odt | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС основного общего образования, основной ООП ООО школы и программой предметной линии учебника «Обществознание 6 класс» учебник для общеобразовательных Учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Н.И. Гордецкая Просвещение
1. Планируемые результаты освоения учебного курса:
Выпускник научится:
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5»- дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4»- большинство ключевых понятий и фактов хорошо опреде
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2»- определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % | 5 «отлично» |
70-89 % | 4 «хорошо» |
50-69 % | 3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % | 2 «неудовлетворительно» |
2. Содержание учебного курса:
Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое повторение.
3. Тематическое планирование:
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения план | Дата проведения факт |
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | Что такое личность. | 1 | ||
3 | Индивидуальность — хорошо или плохо. | 1 | ||
4 | Познание мира и себя. | 1 | ||
5 | Что такое самопознание. | 1 | ||
6 | Учимся узнавать и оценивать себя. | 1 | ||
7 | Человек и его деятельность | 1 | ||
8 | Основные формы деятельности человека. | 1 | ||
9 | Какие бывают потребности. | 1 | ||
10 | Мир мыслей и мир чувств. | 1 | ||
11 | Слагаемые жизненного успеха. | 1 | ||
12 | Выбор профессии. | 1 | ||
13 | Урок дискуссия: Зачем человек трудится? | 1 | ||
14 | Какие отношения называют межличностными. | 1 | ||
15 | Виды межличностных отношений. | 1 | ||
16 | Группы людей. | 1 | ||
17 | Кто такой лидер. | 1 | ||
18 | Что такое общение. | 1 | ||
19 | Способы общения. | 1 | ||
20 | Особенности общения в разных возрастных категориях. | 1 | ||
21 | Практикум -Учимся общаться | 1 | ||
22 | Возникновение межличностного конфликта. | 1 | ||
23 | Окончание конфликта. | 1 | ||
24 | Практикум- Учимся вести себя в ситуации конфликта. | 1 | ||
25 | Что такое добро. | 1 | ||
26 | Мораль. | 1 | ||
27 | Что такое страх. | 1 | ||
28 | Смелость города берет. | 1 | ||
29 | Учимся побеждать страх. | 1 | ||
30 | Что такое гуманизм. | 1 | ||
31 | Прояви внимание к старикам. | 1 | ||
32 | Практикум | 1 | ||
33 | Практикум | 1 | ||
34 | Итоговый повторение по вопросам. | 1 |
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС основного общего образования, основной ООП ООО школы и программой предметной линии учебника «Обществознание. 7 класс» учебник для общеобразовательных Учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Н.И. Гордецкая просвещение 2017 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса:
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
-осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
-различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
-характеризовать функции денег и их роль в экономике;
-раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
-анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
-осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5»- дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4»- большинство ключевых понятий и фактов хорошо опреде
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2»- определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % | 5 «отлично» |
70-89 % | 4 «хорошо» |
50-69 % | 3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % | 2 «неудовлетворительно» |
2. Содержание курса:
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам . Учимся общаться в Интернете. Права и обязанности граждан . Учимся пользоваться своими правами. Почему важно соблюдать законы.Учимся читать и уважать закон. Защита Отечества. Учимся быть мужественными. Для чего нужна дисциплина. Учимся быть дисциплинированными. Виновен — отвечай. Учимся уважатьзакон. Кто стоит на страже закона. Учимся защищать свои права
Глава II. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участники. Учимся принимать рациональное решение. Мастерство работника. Учимся секретам профессионального успеха. Производство: затраты, выручка, прибыль. Учимся прогнозировать успешность своего дела. Виды и формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес. Обмен, торговля, реклама. Учимся быть думающим покупателем
Деньги, их функции. Экономика семьи. Практикум
Глава III. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Охранять природу — значит охранять жизнь. Закон на страже природы.
3. Тематическое планирование:
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения 7 А | Дата проведения 7 Б |
1 | Вводный урок. | 1 | ||
2 | Что значит жить по правилам | 1 | ||
3 | Учимся общаться в интернете. | 1 | ||
4 | Права и обязанности граждан | 1 | ||
5 | Учимся пользоваться своими правами. | 1 | ||
6 | Почему важно соблюдать законы. | 1 | ||
7 | Учимся читать и уважать закон | 1 | ||
8 | Защита Отечества. | 1 | ||
9 | Учимся быть мужественными. | 1 | ||
10 | Для чего нужна дисциплина. | 1 | ||
11 | Учимся быть дисциплинированными. | 1 | ||
12 | Виновен — отвечай | 1 | ||
13 | Учимся уважать закон. | 1 | ||
14 | Практикум: регулирование поведения людей в обществе. | 1 | ||
15 | Экономика и ее основные участники | 1 | ||
16 | Учимся принимать рациональные решения. | 1 | ||
17 | Мастерство работника | 1 | ||
18 | Секреты профессионального успеха. | 1 | ||
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | ||
20 | Урок- игра: открой свое дело. | 1 | ||
21 | Виды и формы бизнеса. | 1 | ||
22 | Обмен, торговля. | 1 | ||
23 | Реклама. | 1 | ||
24 | Деньги и их функции. | 1 | ||
25 | Экономика семьи. | 1 | ||
26 | Практикум: Человек в экономических отношениях. | 1 | ||
27 | Воздействия человека на природу. | 1 | ||
28 | Охранять природу — значит охранять жизнь. | 1 | ||
29 | Защита проектов — Защити природу! | 1 | ||
30 | Закон на страже природы. | 1 | ||
31-32 | Защита докладов по теме природные заповедники. | 2 | ||
33 | Практикум: Человек и природа. | 1 | ||
34 | Итоговое повторение по списку вопросов. | 1 |
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС основного общего образования, основной ООП ООО школы №3 г. Порхова и программой предметной линии учебника «Обществознание. 8 класс» учебник для общеобразовательных Учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Н.И. Гордецкая просвещение 2018 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса:
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
-осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
-различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
-характеризовать функции денег и их роль в экономике;
-раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
-анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
-осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
2. Содержание курса:
Личность и общество.
Что делает человека человеком. Отличие человека от других живых существ. Речь и мышление. Как человек реализует себя. Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек — венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи? Общество как форма жизнедеятельности людей. Что такое общество. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человека в XXI веке. Глобальные проблемы современности. Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью. Выводы к главе.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Мораль. Мораль и нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Моральный выбор- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных поступков. Учимся поступать морально. Образование. Приоритетность образования. Значимость образования в информационном обществе. Образование в РФ. Непрерывность образования. Наука в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Религия как одна из форм культуры. Особенности религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания. Выводы к главе.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном мире. Учимся жить в многонациональном обществе. Отклоняющееся поведение. Какое поведение называют отклоняющим. Алкоголизм и наркомания. Выводы к главе.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство. Что производить и как производить. Для кого производится продукт. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Собственность. Имущественные отношения. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спроси предложение на рынке. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные формы. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги. Экономические основы прав потребителей. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережений граждан. Банковские услуги. Инфляция. Безработица и ее причины. Последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости населения. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
3. Тематическое планирование:
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения 8 А | Дата проведения 8 Б |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Что делает человека человеком? | 1 | ||
3 | Человек, общество, природа. | 1 | ||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
5 | Развитие общества | |||
6 | Как стать личностью. | 1 | ||
7 | Практикум: Личность и общество. | 1 | ||
8 | Сфера духовной жизни. | 1 | ||
9 | Мораль | 1 | ||
10 | Долг и совесть. | 1 | ||
11 | Моральный выбор — это ответственность. | 1 | ||
12 | Образование. | 1 | ||
13 | Наука в современном обществе. | 1 | ||
14 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | ||
15 | Практикум: Сфера духовной культуры. | 1 | ||
16 | Социальная структура общества | 1 | ||
17 | Социальные статусы и роли. | 1 | ||
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | ||
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
20 | Практикум: социальная сфера. | 1 | ||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | ||
22 | Главные вопросы экономики. | 1 | ||
23 | Собственность. | 1 | ||
24 | Рыночная экономика. | 1 | ||
25 | Производство — основа экономики. | 1 | ||
26 | Предпринимательская деятельность. | 1 | ||
27 | Роль государства в экономике. | 1 | ||
28 | Распределение доходов. | 1 | ||
29 | Потребление. | 1 | ||
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | ||
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | ||
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | ||
33 | Практикум: Экономика | 1 | ||
34 | Итоговый урок. | 1 |
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (9 класс), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011)
I. Планируемые результаты.
Выпускник 9 класса научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина;
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
II. Содержание учебного курса в 9 классе.
Обществознание (34 часа).
Введение – 1 час
Глава I. Политика - 10 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право - 22 часа.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение 2 часа
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс (34 часа).
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Вводный урок. | |||
Глава I. Политика (12часов). | ||||
2. | Политика и власть. | |||
3. | Государство. | |||
4. | Государство. | |||
5. | Политические режимы. | |||
6. | Правовое государство. | |||
7. | Правовое государство. | |||
8. | Гражданское общество и государство. | |||
9. | Гражданское общество и государство. | |||
10. | Участие граждан в политической жизни. | |||
11. | Участие граждан в политической жизни. | |||
12. | Политические партии и движения. | |||
13. | Практикум по теме: «Политика». | |||
Глава II. Право (21час). | ||||
14. | Роль права в жизни общества и государства. | |||
15. | Роль права в жизни общества и государства. | |||
16. | Правоотношения и субъекты права. | |||
17. | Правонарушения и юридическая ответственность. | |||
18. | Правонарушения и юридическая ответственность. | |||
19. | Правоохранительные органы. | |||
20. | Конституция Российской Федерации. | |||
21. | Основы конституционного строя Российской Федерации. | |||
22. | Права и свободы человека и гражданина. | |||
23. | Права и свободы человека и гражданина. | |||
24. | Гражданские правоотношения. | |||
25. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |||
26. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |||
27. | Семейные правоотношения. | |||
28. | Административные правоотношения. | |||
29. | Уголовно-правовые отношения. | |||
30. | Социальные права. | |||
31. | Социальные права. | |||
32. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | |||
33. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | |||
34. | Практикум по теме: «Право». |
Рабочая программа линии УМК «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования 10-11 класс. При изучении курса «Обществознание» в основной школе широко используются межпредметные связи, прежде всего это опора на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
1. Ожидаемые результаты в конце 10 класса:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся по обществознанию
Предметными результатами освоения выпускниками 10 класса программы по обществознанию являются:
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение (3ч)
Повторение основного содержания курса обществознания за 9 класс (тема «Политика»). Введение в изучение курса «Обществознание. 10 класс». Входная диагностика.
Раздел 1. Общество и человек (15 ч)
Глава 1. Общество (5 ч)
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Глава 2. Человек (10 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Раздел II. Основные сферы общественной жизни (29 ч)
Глава 3. Духовная культура (9 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Глава 4. Экономика (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Глава 5. Социальная сфера (9 ч)
Социальная структура Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура быта. Молодежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура
Глава 6. Политическая сфера (7 ч)
Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическая культура
Раздел III. Право (16 ч)
Глава 7. Право как особая система норм (16ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Повторительно — обобщающий урок (5ч)
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Дата план | Дата факт |
1-3 | Повторение | 3 часа | ||
4-5 | Что такое общество | 2 часа | ||
6-8 | Общество как сложная динамическая система | 3 часа | ||
9-10 | Природа человека | 2 часа | ||
11-12 | Человек как духовное существо | 2 часа | ||
13-14 | Деятельность – способ существования людей | 2 часа | ||
15-16 | Познание и знание | 2 часа | ||
17-18 | Человек в системе социальных связей | 2 часа | ||
19-20 | Культура и духовная жизнь общества | 2 часа | ||
21-22 | Наука. Образование | 2 часа | ||
23-25 | Мораль. Религия | 3 часа | ||
26-27 | Искусство и духовная жизнь | 2 часа | ||
28-29 | Роль экономики в жизни общества | 2 часа | ||
30-31 | Экономическая культура | 2 часа | ||
32 | Социальная структура общества | 1 час | ||
33 | Социальное взаимодействие | 1 час | ||
34-35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 часа | ||
36-37 | Нации и межнациональные отношения | 2 часа | ||
38-39 | Семья и быт | 2 часа | ||
40 | Социальное развитие и молодежь | 1 часа | ||
41. | Политика и власть | 1 час | ||
42. | Политическая система | 1 час | ||
43-44. | Гражданское общество и правовое государство | 2 часа | ||
45 | Демократические выборы и политические партии | 1 часа | ||
46 | Участие гражданина в политической жизни | 1 час | ||
47 | Обобщающий урок по разделу «Основные сферы общественной жизни | 1 час | ||
48-49 | Право в системе социальных норм | 2 час | ||
50-51. | Источники права | 2 часа | ||
52-53 | Правоотношения и правонарушения | 2 часа | ||
54-57 | Современное российское законодательство | 4 часа | ||
58-60 | Предпосылки правомерного поведения | 3 часа | ||
61-63 | Общество в развитии | 3 часа | ||
64-68. | Повторительно обобщающий урок | 5 часов |
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
• выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;
• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (28+1=29 ч.)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14+1=15 ч.)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (20+1=21 ч.)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2+1 =3 ч.)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
1 | Вводный урок. | 1 час | ||
2 | Экономика: наука и экономическая деятельность. | 1 час | ||
3 | Измерители экономической деятельности. | 1 час | ||
4 | Экономический рост: понятия, факторы, пути. | 1 час | ||
5 | Экономическое развитие. Экономический цикл. | 1 час | ||
6 | Типы экономических систем. Рынок и его роль в экономической жизни. | 1 час | ||
7 | Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. | 1 час | ||
8 | Современный рынок. Становление рыночной экономики. | 1 час | ||
9 | Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | 1 час | ||
10 | Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | 1 час | ||
11 | Правовые основы и организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 час | ||
12 | Этапы создания собственного дела. | 1 час | ||
13 | Слагаемые успеха в бизнесе: источники финансирования. | 1 час | ||
14 | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | 1 час | ||
15 | Экономика и государство: экономические функции государства, инструменты регулирования экономики. | 1 час | ||
16 | Денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. | 1 час | ||
17 | Финансы в экономике: финансовые и кредитные институты. | 1 час | ||
18 | Инфляция: виды, причины и последствия. | 1 час | ||
19 | Рынок труда как один из важнейших рынков факторов производства. | 1 час | ||
20 | Безработица: причины и виды. Государственная политика в области занятости. | 1 час | ||
21 | Мировая экономика. Международная торговля. | 1 час | ||
22 | Глобальные проблемы экономики. | 1 час | ||
23 | Человек в системе экономических отношений: рациональное поведение потребителя. | 1 час | ||
24 | Рациональное поведение производителя. | 1 час | ||
25 | Урок-семинар.Человек и экономика. | 1 час | ||
26 | Урок обобщения.Человек и экономика (тестирование). | 1 час | ||
27 | Свобода в деятельности человека. | 1 час | ||
28 | Свобода и ответственность. Свободное общество. | 1 час | ||
29 | Общественное сознание: сущность и особенности, его структура. | 1 час | ||
30 | Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание. | 1 час | ||
31 | Политическое сознание: обыденное и теоретическое. Современные политические идеологии. | 1 час | ||
32 | Роль политической психологии в структуре политического сознания. Средства массовой информации. | 1 час | ||
33 | Политическое поведение: многообразие форм. | 1 час | ||
34 | Политический терроризм. Регулирование политического поведения. | 1 час | ||
35 | Политическая элита: сущность и роль в политической жизни. | 1 час | ||
36 | Политическое лидерство: понятие, типы и ролевые функции. | 1 час | ||
37 | Тенденции развития семьи в современной России. | 1 час | ||
38 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 час | ||
39 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | 1 час | ||
40 | Права религиозных организаций. | 1 час | ||
41 | Урок-семинар.Проблемы социально-политической и духовной жизни. | 1 час | ||
42 | Урок обобщения.Проблемы социально-политической и духовной жизни (тестирование). | 1 час | ||
43 | Современные подходы к пониманию права. Естественное и позитивное право. | 1 час | ||
44 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 час | ||
45 | Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. | 1 час | ||
46 | Воинская обязанность и ее гражданская альтернатива. Права и обязанности налогоплательщика. | 1 час | ||
47 | Экологическое право. | 1 час | ||
48 | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | 1 час | ||
49 | Гражданские правоотношения. Имущественные и личные неимущественные права. | 1 час | ||
50 | Право наследования. Защита гражданских прав. | 1 час | ||
51 | Семейное право: правовая связь членов семьи, вступление в брак и его расторжение. | 1 час | ||
52 | Права и обязанности супругов, детей и родителей. | 1 час | ||
53 | Правовое регулирование трудоустройства: трудовые правоотношения, порядок приема на работу. | 1 час | ||
54 | Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. | 1 час | ||
55 | Процессуальное право: основные принципы и участники гражданского процесса. | 1 час | ||
56 | Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. | 1 час | ||
57 | Процессуальное право: основные принципы и участники уголовного процесса. | 1 час | ||
58 | Судебное производство в уголовном процессе. Суд присяжных заседателей. | 1 час | ||
59 | Процессуальное право: административная юрисдикция. | 1 час | ||
60 | Конституционное судопроизводство. | 1 час | ||
61 | Международная защита прав человека: защита прав человека средствами ООН, европейская система защиты прав человека. | 1 час | ||
62 | Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд. | 1 час | ||
63 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | 1 час | ||
64 | Постиндустриальное (информационное) общество: особенности развития. | 1 час | ||
65 | Урок-семинар.Человек и закон. | 1 час | ||
66 | Урок обобщения.Человек и закон (тестирование). | 1 час | ||
67-68 | Итоговое обобщение по курсу. | 2 часа | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...
Рабочая программа "Обществознание 6 класс" по учебнику Кравченко и Певцовой.
Пояснительная записка (Цели и задачи курса)Критерии оценкиОжидаемые результатыСодержание темТребования к уровню подготовкиКТП...
рабочая программа Обществознание
Рабочая програма к учебнику Боголюбова...
Рабочая программа, Обществознание, 6 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), на о...
Рабочая программа. Обществознание. 8 класс
Рабочая программа. Обществознание. 8 класс С(К)ОШ VIII вида...