рабочая программа Обществознание
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Андрианова Татьяна Эдуардовна

Рабочая програма к учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_10kl.2013-2014.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы  по обществознанию среднего (полного)  общего образования  (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова) Москва,  «Просвещение», 2007г.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Цели и задачи  курса обществознания:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается  в 10 классе, рассчитан на 68 часов.

Промежуточная и итоговая аттестация:

  • проверочные работы терминологии и понятийного аппарата,
  • тестирование по итогам изучения темы,
  • обобщающие уроки,
  • семинары.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать / понимать:

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-   раскрывать   на   примерах   изученные   теоретические   положения   и   понятия   социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в  различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и  аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

-  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-.ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и

гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными  ценностями, социальным положением.

Содержание  учебного курса:

Раздел I. Общество и человек.

Глава 1. Общество.

 Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура.  Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура.

 Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Философы – просветители о человеке, обществе и прогрессе. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Кантовский моральный императив. Социалисты – утописты об идеальном общественном устройстве. Зарождение социологии как отрасли научного знания.

Марксистское учение об обществе. Материалистическое понимание истории. Теория прибавочной стоимости. Марксизм как теория идеология. Марксистские  течения на рубеже веков. Идеи технократизма в социальной философии Запада. М. Вебер о специфике социального познания. Проблема свободы о и ответственности человека в философии экзистенциализма.

Русская  социально- философская мысль. Первые опыты « Политической философии». Образ истории в  русской философии IX- начала XXвв.: историософские идеи П.Чаадаева, славянофилов, западников; философия всеединства В.Соловьев; Н.Бердяев о смысле истории.

Глава 2. Человек.

Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.  

Духовные ориентиры личности. Категорический императив. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.

Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.

Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация.

Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

Глава 3. Духовная культура  

Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая  и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.

Религия в современном  мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Средства массовой информации и культура.

Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности.

Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Глава 4. Экономика

Ресурсы экономики. Роль труда и капитала. Структура экономики – производство, потребление, распределение и обмен. Фирмы и рынок. Экономическая свобода и экономические отношения.

Глава 5. Социальная сфера

    Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная  стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей.

 Социальная мобильность.

Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.

Тенденции развития семьи в современном обществе.

     Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления  среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.

    Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.

Глава 6. Политическая сфера

Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе.

Признаки правового государства. Международные документы о правах человека и судебной защите прав. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Сущность роли избирателя. Критерии оценки предвыборных

программ и личных качеств кандидатов в депутаты. Политическая культура. Демократический тип политической культуры.

 Политическая жизнь современной России.

Раздел 3. Право

Глава 7. Право как особая система норм

Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п. Тема

Количество часов на изучение

Раздел 1. Общество и человек.

16

Глава 1.  Общество

4

Глава 2. Человек

12

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

39

Глава 3. Духовная культура.

8

Глава 4. Экономика.

4

Глава 5. Социальная сфера.

15

Глава 6. Политическая сфера.

12

Раздел 3. Право.

13

Глава 7. Право как особая система норм

13

Количество часов в неделю

2

Общее количество учебных недель

34

Итого общее количество часов за год

68

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Глава 1.  Общество.

Что такое общество. Общество и природа.

2

2

Общество как сложная динамичная система.

Социальные институты.

2

3

Глава 2. Человек.

Природа человека. Цель и смысл жизни человека.

2

4

Человек как духовное существо

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

2

5

Деятельность – способ существования людей. Сознание и деятельность.

2

6

Познание и знание. Истина и ее критерии. Многообразие человеческого знания.

3

7

Человек в системе социальных связей. Самосознание и самореализация.

2

8

Повторно-обобщающий урок «Человек»

1

9

Глава 3. Духовная культура.

Культура и духовная жизнь общества.

2

10

Наука. Образование.

2

11

Мораль. Религия.

2

12

Искусство и духовная жизнь.

2

13

Глава 4. Экономика.

Роль экономики в жизни общества. Экономика и социальная структура общества.

2

14

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная деятельность.

2

15

Глава 5. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальная стратификация.

2

16

Социальные взаимодействия. Социальные аспекты труда.

2

17

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Преступность.

2

18

Нации и межнациональные отношения. Национальное самосознание. Национализм. Межнациональные конфликты

3

19

Семья и быт.

3

20

Социальное развитие и молодежь. Молодежь как социальная группа.

2

21

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера».

1

22

Глава 6. Политическая сфера.

Политика и власть.

2

23

Политическая система. Политический режим.

2

24

Гражданское общество и правовое государство.

3

25

Демократические выборы и политические партии.

2

26

27

Участие гражданина в политической жизни.

2

28

Повторительно-обобщающий урок «Политическая сфера».

1

29

Глава 7. Право как особая система норм.

Право в системе социальных норм.

2

30

Источники права.

2

31

Правоотношения и правонарушения.

2

32

Современное российское законодательство.

2

33

Предпосылки правомерного поведения.

2

34

Общество в развитии.

2

35

 Итоговая контрольная работа

1

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

1

Тест

1

1

1

Изложение

Сочинение

Зачет

Диктант

Лабораторная работа

Практическая работа

Проект

Реферат

Семинар

Эссе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Основная литература:

  1. Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.  Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2010).
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов  и др/. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2008г.
  3. «Обществознание: вопрос и ответ». И.Т. Пархоменко. Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
  4. Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке 11 класс»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2008.

     5 .   Нормативные документы:

 Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ.      

Дополнительная:

      1.   Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2005 г.

      2.   Мухаев  Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.

       

  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс. Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  4. Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 кл.- М.2007.
  5.  Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...

Рабочая программа "Обществознание 6 класс" по учебнику Кравченко и Певцовой.

Пояснительная записка (Цели и задачи курса)Критерии оценкиОжидаемые результатыСодержание темТребования к уровню подготовкиКТП...

Рабочая программа, Обществознание, 6 класс

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), на о...

Рабочая программа. Обществознание. 8 класс

Рабочая программа. Обществознание. 8 класс С(К)ОШ VIII вида...

Рабочая программа. Обществознание. 9 класс

Рабочая программа. Обществознание. С(К)ОШ VIII вида...