Рабочая программа, Обществознание, 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), авторской программы: Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2006.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа будет осуществляться с помощью учебника:
А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание: Учебник для 6 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009- 184.
�{���`�} xmcи в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., тематическое планирование составлено по XVI век.
Рабочая программа будет осуществляться с помощью учебника: Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб .для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.- 287.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_obshchestvoznanie.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Оглавление программы | Страницы |
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Требования к уровню подготовки учащихся | 3 |
3. | Учебно-тематический план. Календарно-тематическое планирование. | 4 |
4. | Содержание программы | 6 |
5. | Формы и средства контроля. | 8 |
6. | Перечень учебно- методических средств обучения | 10 |
7. | Лист корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы | 11 |
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), авторской программы: Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2006.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа будет осуществляться с помощью учебника:
А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание: Учебник для 6 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009- 184.
Цели рабочей программы:
- Создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- Воспитания у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- Освоение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- Формирования у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Задачи данной рабочей программы:
1)сформировать аналитическое мышление школьника, способствовать формированию умения самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
2) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать демократическую позицию;
3) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
4) в доступной форме передать учащимся свод знаний об обществе и человеке, об экономической и социальной сферах общества.
Изменения, внесенные в программу
Изменения авторской программы: программа увеличена на 1 час (согласно учебному плану школы учебный год в 6 классах составляет 35 недель) в разделе «Итоговое повторение». Это объясняется желанием систематизировать и обобщить полученные знания.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено контрольное тестирование по основным темам курса; также запланирован входной, промежуточный, итоговый контроль по курсу «Общствознание» (в форме контрольного тестирования). Входной контроль знаний проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний, умений учащихся по изученному курсу предыдущего учебного года. Цели проведения промежуточного контроля: оценка успешности продвижения учащихся в изучении учебного предмета, подведение промежуточных итогов обучения. Цель проведения итогового контроля – подведение итогов очередного года обучения. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Учебно-методический комплект
- Учебник «Обществознание. 6 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2006.
- Поурочные разработки по обществознанию к УМК А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 6 класс, Е.Б. Биянова, М.» ВАКО,2008
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса, их сочетание
- школьная лекция;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, документами, в том числе групповые задания;
- написание сочинений;
- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др
Рабочая программа учитывает индивидуальные особенности Терентьевой Екатерины, ученицы 6-б класса которая обучается по индивидуальному плану коррекционно-развивающей направленности . Для неё характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставание в развитии речи. В связи с этим обучающаяся замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями. Учебная деятельность направлена на овладение практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, помочь составлять разнообразные опорные «памятки», словарики, таблицы и схемы к урокам
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Обществознание» в 6 классе ученик должен
Знать/понимать:
- сущность общества, его присхождение и развитие;
- сущность и основные черты четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- каково место ребенка в современном обществе, оценивать его отношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Уметь:
- получать социальную информацию из разнообразных источников;
- уметь раскрыть взаимосвязи человека, общества и природы;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- давать оценку собственным действиям и действиям людей с точки зрения нравственности и права.
.
3. Учебно - тематический план
Название раздела | Количество часов |
Раздел I. Общество и человек | 7 |
Раздел II. Экономическая сфера общества | 7 |
Раздел III. Социальная сфера общества | 4 |
Раздел IV. Политика и право. | 6 |
Раздел V. Духовная сфера общества. | 4 |
Раздел VI. Ребёнок в обществе | 5 |
Итоговое повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Примечания: виды работ. |
Раздел I. Общество и человек. | 7 | ||||
1 | Что такое общество? | 04.09 | |||
2 | Происхождение и развитие человека | 11. 09. | |||
3 | Исторические ступени развития общества | 18. 09. | |||
4 | Современное общество | 25. 09. | |||
5 | Человечество как сумма поколений | 02.10. | |||
6 | Человек, общество, природа | 9. 10. | |||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек» . | 3. 10. | |||
Раздел II. Экономическая сфера общества. | 7 | ||||
8 | Что такое экономика? | 24. 10. | |||
9 | Рынок | 06.11. | |||
10 | Что такое предпринимательство и бизнес? | 13. 11. | |||
11 | Домашнее хозяйство | 20. 11. | |||
12 | Экономическая деятельность подростков | 27. 11. | |||
13 | Труд с точки зрения закона | 04. 12. | |||
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества».Тестирование | 11. 12. | |||
Раздел III. Социальная сфера общества | 4 | ||||
15 | Социальная структура общества | 18. 12. | |||
16 | Семья | 25. 12. | |||
17 | Правила и нормы поведения в обществе | 15.01. | |||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера общества», тестирование | 22. 01. | |||
Раздел IV. Политика и право. | 6 | ||||
19 | Гражданство и граждане | 29. 01. | |||
20 | Право на службе человека | 05.02. | |||
21 | Конституция – Основной закон страны | 12. 02. | |||
22 | Право и правопорядок | 19. 02. | |||
23 | Как защититься от несправедливости | 26. 02. | |||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право». | 05.03. | |||
Раздел V. Духовная сфера общества. | 4 | ||||
25 | Наука и образование | 12. 03. | |||
26 | Мораль | 19. 03. | |||
27 | Идеал и ценности | 02.04. | |||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества» | 09. 04. | |||
Раздел VI. Ребёнок в обществе | 5 | ||||
29 | Ребёнок в семье | 16. 04. | |||
30 | Взаимоотношения детей и родителей | 23. 04 | |||
31 | Ребёнок в школе | 07.05. | |||
32 | Друзья и ровесники | 14. 05. | |||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Ребенок в обществе» | 21. 05. | |||
Итоговое повторение | 2 | ||||
34 | Итоговое обобщение по всему курсу | 28. 05. | |||
35 | Урок-игра «Я - гражданин России» | 28. 05. |
4. Содержание программы учебного предмета
Раздел I. Общество и человек.(7 час.)
Тема 1. Что такое общество.
Понятие «общество». Основные признаки общества. Соотношение понятий «страна», «государство», «общество». Общество – целостный организм.
Тема 2 . Происхождение и развитие человека.
Человек – биосоциальное существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека.
Тема 3. Исторические ступеньки развития общества.
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и формы организации хозяйствования. Аграрное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.
Тема 4. Современное общество.
Современное производство. Научно-техническая революция. Мировое сообщество.
Тема 5. Человечество как сумма поколений.
Поколение. Взаимоотношение поколений. Культурное наследие.
Тема 6. Человек, общество, природа.
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Раздел II. Экономическая сфера общества. (7 час.)
Тема 7. Что такое экономика?
Поисхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Организация производства. Производитель. Потребитель.
Тема 8.Рынок.
Рынок система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Деньги как всеобщее средство обмена. Банки.
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?
Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес и его разновидности. Наиболее распространенные формы организации бизнеса. Фирмы.
Тема 10 . Домашнее хозяйство.
Домашнее хозяйство семьи. Доходы и расходы. Сбалансированный домашний бюджет.
Тема 11 . Экономическая деятельность подростка.
Труд детей в разные исторические эпохи. Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Проблема карманных денег.
Тема 12 . Труд с точки зрения закона.
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека. Положения Конституции РФ о том, что труд является свободным. Регулятор трудовой деятельности Трудовой Кодекс РФ.
Раздел III. Социальная сфера. (4 час.)
Тема 13. Социальная структура общества.
Общество как система. Социальные группы. Социальное неравенство.
Тема 14. Семья.
Семья как малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Законодательная охрана брака и семьи.
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе.
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Ценности. Религиозные нормы Правовые нормы
Раздел IV. Политика и право (6 час.)
Тема 16. Гражданство и граждане.
Государство - фундамент социальной сферы. Функции государства. Демократические и недемократические государства. Монархия, Республика. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
Тема 17 Право на службе у человека.
Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон.
Тема 18. Конституция – основной закон страны.
Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Государственное устройство РФ.
Тема 19. Право и правопорядок.
Законность. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции.
Тема 20. Как защититься от несправедливости.
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный суд. Запрещение самосуда.
Раздел V. Духовная сфера общества. (4 час.)
Тема 21. Наука и образование.
Сущность науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей.
Тема 22. Мораль.
Мораль как норма, регулирующая человека в обществе. Соотношение морали и права. Нравственные ценности.
Тема 23. Идеал и ценности.
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Три этапа нравственного развития человека
Раздел VI. Ребёнок в обществе (5 час.)
Тема 24. Ребенок в семье.
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи.
Тема 25. Взаимоотношение детей и родителей.
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.
Тема 26. Ребенок в школе.
История школьного обучения. Три ступени школы в РФ. Обязательность получения основного общего образования.
Тема 27. Друзья и ровесники.
Дружба. Отношения дружбы. Верность.
Итоговое повторение (2 час.)
Итоговое обобщение по всему курсу
5. Формы и средства контроля
Контроль осуществляется через заполнение таблиц, составление схем, выполнение лабораторных и практических заданий, проектов, решение ситуативных задач. По разделам II, III проводится итоговое тестирование.
Тестовые задания подбираются по книге: « Биянова, Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию к УМК А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. 6 класс. - М.» ВАКО,2008. (стр. 40, 70, 89, 120, 148)
Критерии оценивания устного ответа по обществознанию
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
6. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная
- Учебник «Обществознание. 6 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2009
2. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2006.
- Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание. 6 класс» И.С. Хромова. М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2009
Литература дополнительная
- Биянова Е.Б.Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс (к УМК А. И.Кравченко). - М.: ВАКО,2008 – 160 с (В помощь учителю).
- Человечество XXI века: Энциклопедия для детей. / М.: Аванта +, 2004.– 400 с.
Материально-техническое, учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение образовательного процесса обществознания.
класс | Предмет | Реализуемая программа | Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой | Фактическое оснащенность | % оснащенности |
8 | Обществознание 6-класс | Авторская программа С.И.Козленко,И.В.Козленко «Обществознание: | Учебник «Обществознание. 6 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 Поурочные разработки по обществознанию к УМК А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 6 класс, Е.Б. Биянова, М.» ВАКО,200 Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание. 6 класс» И.С.Хромова,М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2009 Комплект таблиц по обществознанию 1.Человек. Природа. Общество. 2.Социальный прогресс. 3.Социализация человека 4.Экономика 5.Социальная сфера 6. Политика и право 7.Духовная культура | Имеется Имеется Имеется Имеется | 100 % 1 экз. 1 экз. 1 комплект, 100% Итого: 100% |
7. Лист корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы
Плановая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Причина корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...