Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 8 класс
|
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) 2.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2017 №15 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 3.Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта 4 Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы по обществознанию 5-9 классы / под ред. Боголюбова Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2014. 5. ООП ООО МБОУ « СОШ с. Старица им. Героя Советского Союза Конева П.Ф.» 6. Учебного плана МБОУ « СОШ с. Старица им. Героя Советского Союза Конева П.Ф.» на 2021– 2022 учебный год. | |
|
| |
| В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения обществознания в основной общеобразовательной школе:
Задача курса: познакомить учащихся с субъектами правоотношений, способствовать успешной социализации учащихся, развивать способность решать элементарные юридические задачи, отстаивать свои права и не нарушать прав других людей, воспитывать в уважении к праву, формировать гражданские качества личности и правовую культуру в целом. | |
Количество часов на изучение предмета | 1 час в неделю, 34 часа в год. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programm_po_obshchestvu_8_kl.docx | 415.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательных организаций. Программа разработанав соответствии с основными положениями:
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (п.18.2);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010;
- Авторской программы по обществознанию 5-9 классы / под ред. Боголюбова Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Программа ориентирована на работу по УМК:
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
- Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Просвещение, 2019.
- Обществознание. 8 класс: Поурочные разработки / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2019.
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.
Курс призван ввести ученика в сложный мир общественных отношений, дать возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире. Познакомить подростка с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, а также помочь применить полученные на занятиях знания и умения в дискуссионной полемике, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Курс вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы. Он предполагает:
1. содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
2.формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
5. выработку основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры.
6. интеграцию личности в систему национальных и мировой культур;
7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
9. ориентацию учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации данных целей выбрана предметная линейка учебников под ред. Л.Н. Боголюбова в связи с тем, что учебник посвящен таким вопросам, как личность и общество, сфера духовной жизни, социальная сфера, экономика. Материалы учебника помогут школьникам приобрести навыки социального взаимодействия, основанные на уважении к представителям разных народов и культур. Учебник создан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5-9 классов.
Заметное продвижение к достижению названных целей реализуется через усвоение учащимися обозначенных в программе курса знаний о человеке и обществе, а также посредством формирования умений, приобретаемых в ходе выполнения заданий, представленных в учебном пособии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для старших подростков (8-9 классы) все содержательные компоненты курса (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно, чем в 6-7классах.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - входит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая – «Сфера духовной культуры» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме обучающиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания обучающихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами являются:
- мотивированность и направленность обучающегося на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются результаты в сфере:
познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
регулятивной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Основное содержание курса.
Глава I. Личность и общество.
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава III. Социальная сфера.
Социальная структура общества.Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тематическое планирование. 8 класс (34 часа)
Тема и номер урока | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Урок 1. Вводный урок. | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в классе, в работе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы |
Глава I. Личность и общество (6 часов) | ||
Урок 2. Что делает человека человеком? | Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. | Выявлятьотличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности. |
Урок 3. Человек, общество, природа. | Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
Урок 4. Общество как форма жизнедеятельности людей. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. |
Урок 5. Развитие общества. | Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. |
Урок 6. Как стать личностью. | Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. |
Урок 7. Практикум по теме «Личность и общество» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | |
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов) | ||
Урок 8. Сфера духовной жизни | Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. |
Урок 9. Мораль. | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения. | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. |
Урок 10. Долг и совесть. | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. |
Урок 11. Моральный выбор – это ответственность. | Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. |
Урок 12. Образование. | Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. |
Урок 13. Наука в современном обществе. | Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. |
Урок 14. Религия как одна из форм культуры. | Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. |
Урок 15. Практикум по теме «Сфера духовной культуры». | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | |
Глава III. Социальная сфера (5 часов) | ||
Урок 16.Социальная структура общества. | Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, использую межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа. |
Урок 17. Социальные статусы и роли. | Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе.Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. |
Урок 18. Нации и межнациональные отношения. | Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. |
Урок 19. Отклоняющееся поведение. | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. |
Урок 20. Практикум по теме «Социальная сфера». | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | |
Глава IV. Экономика (13 часов) | ||
Урок 21. Экономика и её роль в жизни общества. | Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. |
Урок 22. Главные вопросы экономики. | Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. |
Урок 23. Собственность. | Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. |
Урок 24. Рыночная экономика. | Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. |
Урок 25. Производство – основа экономики. | Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. |
Урок26. Предпринимательская деятельность. | Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравниватьразличные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. |
Урок 27. Роль государства в экономике. | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. |
Урок 28. Распределение доходов. | Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Называть основные источники доходов граждан. Рассказывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. |
Урок 29. Потребление. | Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. |
Урок 30. Инфляция и семейная экономика. | Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит. | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и преумножении доходов. |
Урок 31. Безработица, её причины и последствия. | Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения. Оценивать собственные возможности на рынке труда. |
Урок 32. Мировое хозяйство и международная торговля. | Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». |
Урок 33. Практика по теме «Экономика». | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | |
Урок 34. Заключительный урок. | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе. |
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата | Корректи-ровка | |
П | Ф | |||||||
1. | Вводный урок. | 1 | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в классе, в работе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы | С. 5-7 | |||
Глава 1. Личность и общество (6 часов) | ||||||||
2. | Что делает человека человеком? | 1 | Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. | Выявлятьотличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности. | § 1 | |||
3. | Человек, общество, природа. | 1 | Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. | §2 | |||
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | §3 | |||
5. | Развитие общества. | 1 | Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. | §4 | |||
6. | Как стать личностью. | 1 | Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. | §5 | |||
7. | Практикум по теме «Личность и общество». | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | |||||
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов) | ||||||||
8. | Сфера духовной культуры. | 1 | Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. | §6 | |||
9. | Мораль. | 1 | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения. | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. | §7 | |||
10. | Долг и совесть. | 1 | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. | §8 | |||
11. | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | §9 | |||
12. | Образование. | 1 | Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. | §10 | |||
13. | Наука в современном обществе. | 1 | Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. | §11 | |||
14. | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. | §12 | |||
15. | Практикум по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | |||||
Глава III. Социальная сфера (5 часов) | ||||||||
16. | Социальная структура общества. | 1 | Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, использую межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа. | §13 | |||
17. | Социальные статусы и роли. | 1 | Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. | §14 | |||
18. | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. | §15 | |||
19. | Отклоняющееся поведение. | 1 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. | §16 | |||
20. | Практикум по теме «Социальная сфера». | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | |||||
Глава IV. Экономика (13 часов) | ||||||||
21. | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. | §17 | |||
22. | Главные вопросы экономики. | 1 | Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. | §18 | |||
23. | Собственность. | 1 | Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. | §19 | |||
24. | Рыночная экономика. | 1 | Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества. | §20 | |||
25. | Производство – основа экономики. | 1 | Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. | §21 | |||
26. | Предпринима-тельская деятельность. | 1 | Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. | §22 | |||
27. | Роль государства в экономике. | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. | §23 | ||||
28. | Распределение доходов. | Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Называть основные источники доходов граждан. Рассказывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. | §24 | ||||
29. | Потребление. | Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | §25 | ||||
30. | Инфляция и семейная экономика. | Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит. | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и преумножении доходов. | §26 | ||||
31. | Безработица, её причины и последствия. | Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения. Оценивать собственные возможности на рынке труда. | §27 | ||||
32. | Мировое хозяйство и международная торговля. | Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». | §28 | ||||
33. | Практика по теме «Экономика». | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. | ||||||
34. | Заключительный урок. | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе. |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
К концу 8 класса обучающиеся научатся:
. понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
. понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;
. понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
. понимать общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы
общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические
группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и
угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между
поколениями;
. объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной
ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность
международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества;
принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире;
опасность политического экстремизма; возможности получения общего и
профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни
современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и
государства;
. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности
людей в различных сферах;
. сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные
ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы
государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические
партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые
правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды
правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших
органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов,
правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы
торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по
найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы
заработной платы, формы сбережения граждан.
Обучающиеся получат возможность научиться:
. наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;
. характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
. анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
- Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Просвещение, 2019.
- Обществознание. 8 класс: Поурочные разработки / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2019.
- И.Ю. Буйлова Обществознание 8: система уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
Кабинет истории комплектуется следующим оборудованием:
- Компьютер с выходом в Интернет;
- принтер (черно-белой печати);
- мультимедийный проектор;
- экран настенный;
- акустические колонки.
Интернет ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.
http://www.gks.ru/— Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm/— Образовательные ресурсы Интернета —обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social/—Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru/ — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru/ — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru/— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html/—Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru/— 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru/— Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru/ — Основы экономики.Вводныйкурс.
http://www.cebe.sib.ru/— Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru/— Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg/— Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru/— Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru/ — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru/ — Уполномоченный по правам человека вРоссийской
Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm/ — Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru/ — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm/ — Духовная жизнь общества.
http://www.countries.ru/library.htm/— Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...