Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Материалы для рабочей программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004г. и авторской программы «Обществознание» А.И. Кравченко, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 72.38 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Материалы для рабочей программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004г. и авторской программы «Обществознание» А.И. Кравченко, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. учебник для 8 класса общеобразовательной школы. - М.: «Русское слово» - 2012. –224с.
Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 8 классе.
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен[1]
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (35 часов).
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО | 12 часов |
2 | РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА | 13 часов |
3 | РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА | 9 часов |
4 | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 1 час |
Итого | 35 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ[2]
РАЗДЕЛ I. Человек и общество. (12 часов)
Раздел призван сформировать целостное представление о том, каково внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество, куда включены отдельные страны, как связаны между собой (противостояние и мирное сосуществование) общество и природа. Важное место занимают проблемы социального прогресса и сменяющие друг друга во времени исторические типы общества. Среди предложенных видов и типов общества главными являются три: первоначальным типом выступает доиндустриальное (традиционное, аграрное), его сменяет индустриальное, на смену которому приходит постиндустриальное.
Общество в данном разделе выступает фоном и средой, в которой происходит становление и развитие самого человека. Человек как существо общественное, социальное формируется под определяющим влиянием окружающих людей и общественных институтов, в частности, семьи, школы, производства, государства, культуры. Освещение проблемы взаимодействия человека и среды логически выводит на две другие темы — внутренний мир человека, прежде всего потребности, которые движут человеческими поступками и поведением, и социализация, т.е. врастание индивида в общество, овладение социальными ролями и культурными нормами. Завершением сложного процесса социализации и воспитания как его частного вида выступает человеческая личность.
Только став полноценной личностью, т.е. социально и творчески активным субъектом действий, человек способен общаться, взаимодействовать и сотрудничать с другими личностями. Процесс общения, раскрывающий процесс динамического существования человека в социальном пространстве, завершает данный раздел.
Опорные понятия и термины: общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание.
Рекомендуется: использовать политическую карту современного мира для раскрытия темы «мировое сообщество» и для различения терминов «страна», «государство», «общество».
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
Общество в узком и широком смысле. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные признаки общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2. Взаимодействие общества и природы.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3.Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4.Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5.Личность и социальная среда
Биологическое и социальное в человеке. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Личность. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6.Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.
Тема 7.Социализация и воспитание
Социализация индивида. .Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8.Социально-психологический процесс общения
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.
РАЗДЕЛ II. Экономическая сфера (13 часов)
В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества. Его основу составляет материальное производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Вначале необходимо раскрыть ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление), после чего можно переходить к структуре экономики, которая подразумевает взаимосвязанную совокупность основных агентов и институтов, действующих в четырех ключевых сферах экономики. Речь идет о рынке, бирже, банках, налоговой службе, а также основе материального производства — промышленности, и составляющих ее компонентах, а именно отраслях, предприятиях, фирмах, цехах. В конце раздела рассматриваются вопросы, касающиеся работы и безработицы, оплаты и организации труда.
Опорные понятия и термины: рыночная экономика, конкуренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, налоги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, заработная плата, безработица, малый бизнес, предпринимательство, капитал, потребители, спрос и предложение, рабочая сила, доходы и расходы, государственный бюджет, бюджет семьи.
Рекомендуется: провести «круглый стол», на котором можно обсудить то, с какими понятиями и явлениями рыночной экономики мы сталкиваемся в повседневной жизни и быту, совершая покупки, просматривая телепередачи, взаимодействуя с другими людьми.
Тема 9. Экономика и ее роль в жизни общества.
Влияние экономики на поведение людей. Ресурсы и потребности. Основные ресурсы экономики. Ограниченность ресурсов. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Экономические системы и собственность. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Товары и услуги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Инфляция. Издержки, выручка, прибыль.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Социальное страхование.
Тема 11.Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Альтернативная стоимость Плановая и рыночная экономика.
Тема 12.Рынок, цена и конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Рынок и рыночный механизм. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13.Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Тема 14.Роль государства в экономике
Экономические цели и функции государства Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Международная торговля. Обменные курсы валют. Налоги, уплачиваемые гражданами.. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15.Бюджет государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16.Труд, занятость, безработица
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и стимулирование труда. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. Профсоюз.
Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ III. Социальная сфера (10 часов)
Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.
Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, учащиеся получают возможность освоить не только новые категории и научные концепции, но и с их помощью анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве «значимых других».
Опорные понятия и термины: статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и межличностные отношения, класс, социальная стратификация, социальное неравенство, доход, власть, образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак и семья, конфликты.
Рекомендуется: провести «круглый стол», посвященный обсуждению социальных и межличностных конфликтов на знакомых для подростков примерах из своего окружения.
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура общества. Социальный статус.
Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18.Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Социальная мобильность.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Тема 19—20. Богатые и бедные
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Тема 21.Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Этнические группы Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22.Межнациональные отношения
Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
Тема 23.Конфликты в обществе
Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов. Социальная ответственность
Тема 24. Семья
Семья как малая группа. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Отношения между поколениями. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Брак и развод, неполная семья. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Повторение. Социальная структура российского общества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «обществознание»[3] (8 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||||
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (12 часов). | |||||||||
1 | Человек и общество. Общество и его место в мировом сообществе. | 1 | Вводный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Науки, изучающие общество. | Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач | |||
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое сообщество | Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах | |||
3 | Взаимодействие общества и природы. | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы. Как защитить среду обитания | Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать проблемную ситуацию. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи | |||
4 | Типология обществ | 1 | Комбинированный урок | Урок – беседа. | Современные подходы к типологии обществ. Человечество в XXI в. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. | Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Характеризовать понятие глобализации. | |||
5 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами практической работы | Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция | Понятия: прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха. Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами. Знать тенденцию неравномерного развития стран, народов, уметь пояснять ее на конкретных примерах. Пояснять сущность социального прогресса как совокупности экономического, технического, культурного прогресса. Уметь определять путь развития общества. Формулировать и обосновывать собственную позицию по вопросам темы | |||
6 | Личность. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Познание мира. | 1 | Комбинированный урок | Лекция | Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности | |||
7 | Потребности человека. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | Урок изучения нового материала | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственностьДеятельность человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура | Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Анализировать потребности и выстраивать пути их удовлетворения. Давать определение понятиям: потребность человека, иерархия потребностей, деятельность. Давать характеристику основным формам человеческой деятельности (труд, игра, учение). | |||
8 | Воспитание и социализация индивида. Самопознание. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье | Характеризовать понятия: социализация, воспитание. Сравнивать воспитание и самовоспитание. | |||
9 | Особенности подросткового возраста | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. | Подросток. Характеристики возрастного периода. | Уметь анализировать собственные поступки, поведение окружающих | |||
10-11 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | 2 | Комбинированный урок | Урок –беседа. | Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения | Знать сущность и роль общения в жизни людей. Уметь анализировать разные формы общения. Давать определение понятиям: общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Сравнивать виды межличностного общения. Демонстрировать навыки грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях | |||
12 | Человек в обществе. | 1 | Урок повторения и обобщения | практикум | Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека | |||
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (13 часов) | |||||||||
13- 14 | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления | Урок -рассказ с элементами беседы | Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех. Уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Описывать структуру экономики | |||
15-16 | Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Издержки, выручка, прибыль. | 2 | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. | Давать определение понятий: обмен, цена, торговля, реклама, инфляция. Объяснять, каким образом обмен решает задачи экономики; разъяснять сущность стоимости и цены товара; давать характеристику торговле и её основным формам; объяснять функции рекламы в современном мире. | ||||
17 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Социальное страхование. | 1 | Лекция с элементами практической работы | Потребление, Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. | Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Работать с материалами СМИ. | ||||
18 | Спрос и предложение. Альтернативная стоимость | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами практической работы | Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения | Знать, что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны в рыночной экономике. Объяснять на конкретных примерах взаимосвязь цены, спроса и предложения. Давать определение понятиям: спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит, покупательная способность | |||
19 | Рынок и рыночный механизм. Цена, конкуренция | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Рынок, его виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия | Характеризовать рынок, рыночную экономику. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: конкуренция, монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия | |||
20 | Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Малый бизнес и его роль в экономике | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса | |||
21 | Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют. Налоги, уплачиваемые гражданами | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем. Налоги, их виды, значение | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать отдельные виды налогов. Уметь разъяснять сущность понятий: налогообложение, прямой налог, косвенный налог, типы экономических систем, социальная политика, акциз | |||
22 | Бюджет государства и семьи | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета и социальные программы | Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Знать отличительные особенности государственного бюджета, способы решения проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета. Уметь анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы | |||
23 | Труд, занятость, безработица. Заработная плата и стимулирование труда. Профсоюз. | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Труд: сущность, виды, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Карьера и досуг. | Называть нормы правового регулирования трудовых отношений. Объяснять понятие «занятость». Уметь анализировать социальные, психологические проблемы безработных, причины безработицы | |||
24 | Становление рыночного общества | 1 | Урок повторения и обобщения | практикум | Сущность и структура экономики. Рынок. Роль государства в экономике. Труд, безработица, занятость | Объяснять роль экономики в жизни общества. Характеризовать сущность и структуру экономики. Приводить примеры воздействия государства на экономику | |||
25 | Экономическая сфера общества | 1 | Итоговый урок | Знать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. Уметь составлять и читать таблицы, схемы, графики | |||||
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 часов) | |||||||||
26 | Социальная структура общества. Социальный статус. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа | Объяснять сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью | |||
27 | Социальная стратификация. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная мобильность. | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Социальная стратификация, ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация | Характеризовать социальную дифференциацию. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Давать определение понятиям: социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни | |||
28 | Богатые и бедные. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Образ жизни, критерии богатства и бедности. Источники доходов | Соотносить образ жизни со способом достижения богатства. Знать проявления неравенства в обществе, сущность богатства и бедности. Уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни. Давать определение понятиям образ жизни, неравенство, богатство, роскошь | |||
29 | Этнос: нации и народности. Этнические группы | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Этнос: понятие и признаки. Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества. Племена, народности, нации | Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия. Анализировать различные этнообразующие факторы. Определять сходство и различия между нацией и народностью. Грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов, уважительно относиться к их культуре, жизни | |||
30 | Межнациональные и межконфессиональные отношения. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Межнациональные отношения и их сущность. Формирование многонациональных государств. Этнические конфликты. Толерантность | Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость, толерантность | |||
31 | Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Социальная ответственность | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Что такое конфликт. Виды конфликтов. Разрешение конфликтов | Называть основные социальные нормы. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Характеризовать структуру конфликта. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы | |||
32-33 | Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Брак и развод, неполная семья. | 2 | Лекция с элементами практической работы | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | Знать: социальное значение семьи, формы семьи, причины создания брачных отношений. Понятия: семья, поколение, нуклеарная семья, многопоколенная семья, брак и развод, неполная семья. | ||||
34 | Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами практической работы | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Общественно опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступление | Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности | |||
35 | Социальная структура российского общества | 1 | Итоговый повторительно -обобщающий урок | Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. |
Ресурсы:
- Конституция РФ.
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. - М., 1998.
- Кравченко А.И, Певцова Е.А Обществознание. 6-7 кл., - М.: Русское слово, 2012.
- Кравченко А.И. Обществознание. 8 кл., - М.: Русское слово, 2012.
- Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. / Под ред. Е.Л. Рутковской -М.: Интеллект-Центр, 2005.
Интернет - ресурсы:
http://www.constitution.ru/ - официальный сайт о Конституции Российской Федерации на четырех языках.
http://www.kremlin.ru/mainpage.shtml - официальный сайт Президента России.
http://hro.org/ - портал "Права человека в России" (Human Rights Online)
http://www.gov.ru/main/page11.html -«Особо ценные объекты национального наследия России»
http://www.ethnomuseum.ru/ -российский этнографический музей : народы России и сопредельных стран, культура народов России
Тексты законов можно найти на сайтах Федерального Собрания РФ:
ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
О власти
http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России – гражданам школьного возраста»
http://www.democracy.ru/ - для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России.
О символах
http://www.rossimvolika.ru/ - на этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства
Гимны: http://www.hymn.ru
Гербы: http://rf.boom.ru/rus15.html
О молодых гражданах страны
http://www.ug.ru/civicnet/civic.htm?civic – проект «Я – Гражданин России».
О защите природы
http://nature.ok.ru/index.htm вы можете узнать о редких животных, охранных мероприятиях, услышать голоса животных и птиц.
http://www.biodat.ru/index.htmhttp://www.biodat.ru/ind4.htm - природоохранные мероприятия, заповедники
http://petworld.ru/index.php - почти все о животных – на этом сайте.
[1] В соответствии со стандартом
[2] В тексте содержания курса и планирования (КТП) подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта 2004 г. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который, в соответствии со стандартом, подлежит изучению, но не включается в «Требования к уровню подготовки выпускников».
[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...
2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова
Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...
3. Рабочая программа для 8 класса - учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа для 8 класса...
Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .
Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....
Рабочая программа 5-6 класс учебник С.М. Никольский
Рабочая программа...
Рабочая программа 6 -11 класс учебник Никишова
Объяснительная запискарабочая программа 6-11 класс...
Рабочая программа для 5 класса, учебник Spotlight
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС...